АВИАЦИТАТА

Неприятельский аэроплан, как ястреб над спрятавшейся в траве перепелкой, постоял над нашим разъездом и стал медленно спускаться к югу. Я увидел в бинокль его черный крест.

Николай Гумилев, 1914 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Панатов Г. С, Удалов К. Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева. Том 1 (1932-1945 гг.)
АВИАЦИЯ
Категории: гидроавиация
Панатов Г. С, Удалов К. Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева. Том 1 (1932-1945 гг.) Панатов Г. С, Удалов К. Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева. Том 1 (1932-1945 гг.)

Первый том иллюстрированной энциклопедии самолетов ТАНТК им. Бериева охватывает период с 1932 по 1945 годы.
Производственно-конструкторская деятельность ЦКБ морского самолетостроения, а затем ОКБ им. Г. М. Бериева стала предметом исследования целого коллектива:
Редакционная коллегия:
К. Г. Удалов, В. Н. Гончаров, Ю. А. Егоров, Ю. В. Засыпкин, Г. Ф. Петров, А. М. Плунгян, Н. Д. Таликов, Л. Г. Фортинов, С. А. Яковлев.
Научный редактор Л. Г. Фортинов, редактор Л. П. Берне.

Впервые подробно описаны 16 типов серийных, опытных и экспериментальных машин, а также ранее неизвестные проекты, созданные под руководством авиаконструктора Г. М. Бериева.
Издание содержит большое количество чертежей, компоновочных схем, цветных иллюстраций и снимков, многие из которых публикуются впервые.
Для широкого круга читателей, интересующихся отечественной авиацией.

ПРЕДИСЛОВИЕ
История гидроавиации России и СССР насчитывает почти 80 лет, в течение которых было создано около 100 типов летательных аппаратов, способных использовать водную поверхность в качестве аэродрома.
Характерным для неё и для всей гидроавиации в мире стало резкое уменьшение объема работ в послевоенный период и особенно при переходе авиации на реактивную тягу.
Объективному исследователю ясно, что в значительной мере этот спад объясняется возросшими возможностями сухопутной авиации, отвлечением большей части средств, выделяемых для транспорта, на достижение быстрого эффекта, но не снижением потребности в гидроавиации.
Так бывало в истории техники неоднократно, но рано или поздно экономически необходимые и выгодные технические комплексы становились в один ряд с модными, приобретали достаточное уважение и материальное обеспечение.
Несомненно, подобное должно произойти и с гидроавиацией, существование которой поддерживается сегодня, в конце XX века, наличием всего трех крупных фирм в мире - это «Канадэр», «Шин Мейва» и ТАНТК им. Г. М. Бериева.
На чем базируется уверенность и убежденность в целесообразности сегодня гидроавиации как транспортного средства?
Прежде всего - на возможности использования большей части поверхности Земли, покрытой водой.
Конечно, вечные льды и зимнее замерзание части Мирового океана,  а также непогода в его отдельных районах сужают пригодную для эксплуатации поверхность.
Однако большая ее часть - незамерзающая, а прогнозирование погоды стало настолько достоверным, что обеспечивает широкий маневр по времени и месту доставки в благоприятных условиях, включая акватории морских портов, лагун, заливов и т. п.
Движение по этому пути особенно важно из-за того, что дальнейшее необходимое развитие сухопутной авиации заходит в тупик, так как требует колоссальных затрат, недопустимого отчуждения земли под аэропорты и их инфраструктуру, а также влечет за собой гигантоманию создаваемых самолетов.
Как следствие, это приводит к опасному снижению надежности самолетов и увеличению угрозы для наземных поселений, предприятий и полей в случае катастрофы.
Гидроавиация значительно снижает указанные недостатки сухопутной, открывая пути прогрессу авиаперевозок.
Второе преимущество гидроавиации — большая неуязвимость от военной угрозы или атмосферных катаклизмов, а также реальная возможность быстрого рассредоточения на неподготовленные гидродромы.
Третье преимущество, определяемое логикой развития экономичного транспорта, — использование Мирового океана как идеальной поверхности для «экранного» поле-та,  особенно при межконтинентальных перевозках.
В настоящей книге рассказано о гидросамолетах, созданных коллективом, основателем которого был выдающийся авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев.

Первый том охватывает период от создания ЦКБ МС в Таганроге и до конца 1945 года. В него включены описания 16 типов самолетов - опытные, экспериментальные, серийные и проекты. Многие из них ранее не публиковались.
Издательство «Авико Пресс», ставя перед собой задачу ознакомить любителей авиационной истории и авиации настоящего, столкнулось с рядом трудностей, которые либо мешали глубоко изложить 60-летнюю историю и технические особенности гидросамолетов и самолетов-амфибий ТАНТК им. Г. М. Бериева, либо требовали выпуска отдельных книг по истории этой, несомненно, интересной техники.
Совместно с авторским коллективом было найдено компромиссное решение: сделать три обзорных выпуска исторического плана в хронологическом аспекте, а также выпустить ряд книг по отдельным типам самолетов. С первыми выпусками по типам самолетов читатель уже знаком - это книги по самолетам КОР-1 и ВВА-14.
Такое построение изложения материала позволит создать своеобразную энциклопедию результатов работы уникального в нашем Отечестве, а сегодня - и во всем мире, коллектива создателей удивительного класса самолетов.

Эта книга никогда бы не появилась в свет, если бы не понимание важности этой работы и полное содействие при ее создании Генеральным конструктором ТАНТК им. Г. М. Бериева Г. С. Панатовым, постоянное внимание В. В. Боева, В. Н. Коноплева, В. Г. Зданевича.
Особые слова признательности Л. Г. Фортинову за неоценимую помощь в работе, замечания и дополнения, которые позволили избежать некоторых неточностей в рукописи.
Сердечное спасибо Майе Георгиевне Бериевой за любезно предоставленный материал о своем отце. Без этого книга была бы неполной и бедной.
Низкий поклон сотрудникам библиотеки О. К. Эйсан и С. В.Гостищевой за предоставленный ими ценный исторический материал. Без их бережного отношения к документам прошлого сегодня мы вряд ли бы узнали о работах коллектива ОКБ Г. М. Бериева в те непростые предвоенные годы.
Чертежи по архивным материалам были разработаны А. И. Сальниковым и К. Г. Удаловым, выполнены графиком А. В. Исаевым. Цветные иллюстрации художника В. С. Ветлицкого.
В книге использованы фотоматериалы ТАНТК имени Г. М. Бериева, ЦГА ВМФ, Г. Ф. Петрова, А. И. Сальникова, К. Г. Удалова.
Фотографии из архива ТАНТК им. Г. М. Бериева подготовил В. П. Колюжный.

Поскольку поднимаемый исторический пласт связан со множеством людей, создававших, эксплуатировавших и просто хорошо знавших эту технику, а время, к сожалению, неумолимо стирает нашу коллективную память, издательство просит всех, кому попадется первая книга намеченного цикла и кто знает людей, причастных к гидроавиации, попросить их дополнить наши скромные материалы своими воспоминаниями и замечаниями.


Панатов Г. С, Удалов К. Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г. М. Бериева. - М.: Авико Пресс. - 1998 -280 с. - (Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева, том 1)




Скачать


Содержание


Предисловие
Георгий Михайлович Бериев
МБР-2
МБР-5
КОР-1
Дальний разведчик МДР-5
МБР-7. Последний ближний разведчик
МДР-8: вызов брошен
ГСТ-советская«Каталина»
Корабельный разведчик КОР-2
Корабельный разведчик КОР-3
Экспериментальный скоростной истребитель Б-10
Разведчик, бомбардировщик, торпедоносец
Закладка успеха. МДР-10
В глубоком тылу. ББ-288
Прорыв. Летающая лодка ЛЛ-143
Пассажирская летающая лодка ЛЛ-144
Катапультный разведчик КЛ-145

Комментарии


Источники


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты