АВИАЦИТАТА

«Ныне частенько говорят и пишут, что самолет станет впредь выигрывать битвы! Следовало бы вместо этого спросить, как все это может статься... Об использовании аэроплана как средства борьбы, по крайней мере, теперь и в обозримом времени, даже не может быть и речи. Аэроплан не является машиной разрушения. Хорошо хотя бы то, что он уже теперь пригоден для разведки».

«Военная Франция», 1913 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Авиация Турции: перелет Стамбул – Каир
АВИАЦИЯ
Категории: авиация Турции
Авиация Турции: перелет Стамбул – Каир

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)
Оригинал статьи размещен на сайте HAVACIYIZ.COM

Чтобы сгладить в памяти горечь от поражения в Балканской войне, а также продемонстрировать возросшую мощь Османской Империи, и поднять престиж турецких авиаторов, который был низок, по сравнению авторитетом французских пилотов, которые работали в Турции, военный министр Энвер-Паша принял решение совершить авиационный перелет звеном из двух самолетов в Каир.

Для полета были отобраны самолет Bleriot с собственным именем «Общество национального развития» («Muavenet-i Milliye») и Deperdussin «Принц Джеляллетдин» («Prens Celaleddin»). На Bleriot должен был лететь пилот капитан Фетхи-бей и в качестве помощника – пилот-наблюдатель старший лейтенант Садык-бей, на Deperdussin – пилот лейтенант Нури-бей и пилот-наблюдатель капитан Исмаил Хаккы-бей.

Депердюссен ''Принц Джеляледдин'', с пилотом Нури и лейтенантом связи Кани

Депердюссен ''Принц Джеляледдин'', с пилотом Нури и лейтенантом связи Кани, который совершил первый беспосадочный перелет Эдирне - Стамбул 24 ноября 1913 года. Фото из книги Турки в истории  авиации

Несмотря на полный авантюризм этого предприятия, наземные службы были хорошо подготовлены, в намеченные промежуточные точки посадки были отправлены авиационный бензин и запасные части. Независимо от сложности аварии, механики на земле способны были отремонтировать любую неисправность. Маршрут полета был проложен следующим образом: вылет из Стамбула – Эскишехир – Афьон – Конья – Улукышла – Адана – Алеппо – Хомс – Бейрут – Дамаск – Иерусалим – Эль-Ариш – Порт-Саид – Каир – Александрия. Дальность перелета составляла 2515 километров и предполагаемое время нахождения в воздухе, без учета посадок в промежуточных точках – 25 часов.

Участники перелета Стамбул-Каир перед отлетом

Участники перелета Стамбул-Каир перед отлетом. Слева-направо: Садык, Исмаил Хаккы, Фетхи и Нури. Аэродром Ешилькёй в Стамбуле 08.02.1914

Вылет состоялся в дождливый день 8 февраля 1914 года после церемонии проводов на аэродроме Ешилькёй в Стамбуле, на которой присутствовали Энвер-Паша, Талят-Паша и Джемаль-Паша (все три руководителя Младотурецкой Турции - прим. пер.).

Церемония проводов в Стамбуле. Руководители Турции и пилоты.
 Заправка бензином Блерио перед вылетом Стамбул-Каир.
 Церемония проводов в Стамбуле. Руководители Турции и пилоты. Заправка бензином Блерио перед вылетом Стамбул-Каир.

Первый самолет долетел до Дамаска. 27 февраля он взлетел и взял курс в направлении на Иерусалим. В окрестностях Тиверенийского озера самолет пилота Фетхи-бея и летчика-наблюдателя Садык-бея врезался в скалу высотой 212 метров над уровнем моря и разбился, оба летчика погибли. Причины аварии достоверно установить не удалось, однако авария могла произойти либо из-за плохой погоды, либо из-за технической неисправности.

Жертвы авиакатастрофы, чья гибель вызвала большой траур на родине, были доставлены в Дамаск, где с почестями похоронены в мавзолее Селяхаддина Эйюби. Военное министерство приняло решение вместо выбывшего экипажа снарядить новый, третий экипаж. 6 марта самолет Bleriot с собственным именем «Эртугрул», ведомый пилотом Салим-беем, с наблюдателем Кемаль-беем, вылетел из Стамбула. Однако этот самолет смог долететь только до Эдремита.

Второй экипаж в составе летчика Нури и наблюдателя Исмаила Хаккы-бея добрался до Яффы. 11 марта пролет был продолжен. Самолет взлетел, но во время набора высоты по непонятным причинам упал в море. Пока к месту падения спешила помощь, пилот Нури-бей утонул, наблюдателя Исмаила Хаккы-бея удалось спасти. Тело погибшего Нури-бея доставили в Дамаск и похоронили вместе с другими жертвами этого перелета.

Мавзолей Селяхаттина Эйюби в Дамаске. Могила трех летчиков-участников перелета Стамбул-Каир в 1914 году
Мавзолей Селяхаттина Эйюби в Дамаске. Могила трех летчиков-участников перелета Стамбул-Каир в 1914 году.

Все же было принято решение продолжить перелет, но уже из Яффы в Каир, и заменить разбитый самолет... На деньги, собранные населением города Эдремита, был приобретен Bleriot, получивший собственное имя «Эдремит». 11 апреля он был погружен на корабль «Саидие» («Saidiye») в Стамбуле и отправлен морем в Бейрут. Там самолет собрали, он совершил несколько испытательных полетов, а затем своим ходом перелетел сначала в Иерусалим, затем – в Эль-Ариш и далее – в Порт-Саид. Во время перелета в Каир были сложные метеоусловия, из-за чего посадка была совершена с большим трудом, однако, как бы ни было, 9 мая 1914 года они приземлились в Каире.

В Каире было совершено несколько демонстрационных полетов, после чего османские пилоты совершили перелет в Александрию. 22 мая в Александрии самолет был погружен на румынское судно «Дачия» («Daçya») и отправлен в Стамбул.

Во время перелета были собраны значительные пожертвования на развитие авиации, в частности, жители Иерусалима, Порт-Саида и Танты собрали сумму, достаточную для приобретения по одному самолету, а в Александрии были собраны средства для приобретения четырех самолетов.

Для увековечивания памяти жертв этого перелета, в апреле 1914 года перед зданием муниципалитета в Фатихе (район Стамбула) был заложен памятник, сооружение которого было завершено в 1916 году.

Памятник жертвам авиационных катастроф на площади Фатих в Стамбуле.
Памятник жертвам авиационных катастроф на площади Фатих в Стамбуле.

Самолеты и летчики, принимавшие участие в перелете Стамбул – Каир (8 февраля – 22 мая 1914 г.):

Тип самолета
Название самолета
Пилот
НаблюдательРезультат участия в перелете
Первый самолет
Bleriot Muavnet-i MilliyeФетхи-бейСадык-бейРазбился 27 февраля 1914 г.
Второй самолет
DeperdussinPrens CelaleddinНури-бейИсмаил Хаккы-бей Нури-бей погиб 11 марта 1914 г.
Третий самолет
BleriotErtuğrul Салим-бей Кемаль-бей 
Четвертый самолет
BleriotEdremit Салим-бейКемаль-бей 

Пилоты:
Лётчик капитан Фетхи-бей
 Лётчик лейтенант Нури-бей
  Лётчик Салим-бей (Илькучан)
Лётчик капитан Фетхи-бей
 Лётчик лейтенант Нури-бей
 Лётчик Салим-бей (Илькучан)

Летчики-наблюдатели:
Лётчик-наблюдатель капитан Садык-бей
 Лётчик-наблюдатель капитан Хаккы-бей
 Лётчик-наблюдатель Кемаль-бей
Лётчик-наблюдатель капитан Садык-бей
  Лётчик-наблюдатель капитан Хаккы-бей
 Лётчик-наблюдатель Кемаль-бей

Маршрут перелета, пункты посадок и расстояние между ними

Стамбул - Эскишехир (220 км.)
Эскишехир - Афьон (129 км.)
Афьон - Конья (280 км.)
Конья - Улукышла (150 км.)
Улукышла - Адана (130 км.)
Адана - Алеппо (200 км.)
Алеппо - Хомс (180 км.)
Хомс - Бейрут (300 км.)
Бейрут - Дамаск (90 км.)
Дамаск - Иерусалим (200 км.)
Иерусалим – Эль-Ариш (150 км.)
Эль-Ариш – Порт-Саид (150 км.)
Порт-Саид - Каир (175 км.)
Каир - Александрия (170 км.)
Общая дальность: 2515 км.

Маршрут самолета Bleriot «Muavnet-i Milliye»

08.02.1914 – вылет из Стамбула вместе в 2-м самолетом
08.02.1914 – Прибытие в Эскишехир
10.02.1914 – Эскишехир – Афьон – Конья
11.02.1914 – Конья – перелет через Торосские горы, посадка в Тарсусе
12.02.1914 – Тарсус – Адана
13.02.1914 – Адана – Алеппо
15.02.1914 – Алеппо – Хомс – Бейрут
19.02.1914 при вылете из Бейрута из-за поломки карбюратора совершил аварийную посадку в районе реки Бейрут, при посадке повредил пропеллер и шасси, был возвращен в Бейрут, где ремонтировался до 24.02.1914.
24.02.1914 – Бейрут – Дамаск, посадка на площади Мердже.
27.02.1914 – Дамаск – Теберийское озеро. В окрестностях Семра Буджак самолет упал и разбился.
28.02.1914 экипаж 1-го самолета был доставлен в Дамаск, где в тот же день похоронен в мавзолее Селяхаттина Эйюби

Маршрут самолета Deperdussin «Prens Celaleddin»

08.02.1914 2-й самолет вылетел из Стамбула, но возвратился из-за неполадок обратно. В тот же день вылетел повторно, но совершил аварийную посадку в н.п. Лефке.
09.02.1914 вылетел из Лефке и приземлился в н.п. Биледжик, откуда вылетел в дер. Пойра, где совершил жесткую посадку.
12.02.1914 совершил перелет из Пойра в Эскишехир.
13.02.1914 не смогли взлететь из Эскишехира прогорела прокладка. Механики Джемаль и Мурат отремонтировали в тот же день самолет.
14.02.1914 – Эскишехир – Болводин (р-н Афьона) - Акшехир
15.02.1914 полет продолжился с посадками: Акшехир – Азизие – Османие – дер. Каракая – Конья.
18.02.1914 самолет вылетел из Коньи, однако из-за ослабления тросов вынужден был сесть в р-не Карамана.
19.02.1914 – Караман – Тарсус
20.02.1914 – Тарсус – Адана
21.02.1914 – Адана – Миссис
22.02.1914 - Миссис – Артак
23.02.1914 - Артак – Алеппо (посадка в районе площади Себиль)
24.02.1914 самолет вылетел из Алеппо и совершил вынужденную посадку из-за дождя в районе дер. Хазм.
26.02.1914 - перелет дер. Хазм – Хама
27.02.1914 - Хама – Хомс - Дамаск 27.02.1914 в Дамаске экипаж второго самолета участвовал в похоронах Фетхи-бея и Садык-бея.
09.03.1914 – Бейрут – Яффа
11.03.1914 взлетел из Яффы для полета в Иерусалим и упал в море в районе Яффы. Нури-бей утонул, Исмала Хаккы-бея удалось спасти.
13.03.1914 тело Нури-бея было отправлено в Дамаск для похорон.
14.03.1914 он был похоронен в месте захоронения экипажа 1-го самолета в мавзолее Селяхаттина Эйюби

Маршрут самолета Bleriot «Ertuğrul»

06.03.1914 – вылет из Стамбула
06.03.1914 – Чанаккале
07.03.1914 – посадка в дер. Халили (аварийная посадка между Эренкёй и Чанаккале)
09.03.1914 – перелет дер. Халили – река Кемер
13.03.1914 потерпел аварию в районе местечка Кючюккюю (р-н г. Эдремит)

Маршрут самолета Bleriot «Edremit»

Самолет приобретен за счет пожертвований, собранных мэром Эдремита Языджизаде Исмаила Хаккы-бея.
07.04.1914 самолет был отгружен из Марселя в Стамбул.
11.04.1914 был кораблем отправлен от пристани Галата (Стамбул) в Бейрут
19.04.1914 прибыл в Бейрут
01.05.1914 перелет Бейрут – Иерусалим
04.05.1914 – Иерусалим – Эль-Ариш (доставил груз почты)
06.05.1914 – перелет Эль-Ариш – Порт-Саид
08.05.1914 – Порт-Саид – аварийная посадка из-за дождя в Телель-Кебир
09.05.1914 – прибыл в Каир (посадка в Гелеополисе)
15.05.1914 – перелет Каир – Танта – Александрия
22.05.1914 погружен в Александрии на борт румынского корабля «Дачия» и отправлен в Стамбул.

Выражаем искреннюю признательность автору статьи Эрджану ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru
 

Источники:
  • Официальный сайт ВВС Турции
  • Фото: tayyareci.com, havaciyiz.com, 

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты