АВИАЦИТАТА

Аэроплан сделал войну настолько страшной, что я не верю, чтобы какая либо страна снова думала бы о начале войны.
Орвиль Райт, пионер авиации

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Бакинская офицерская школа Морской Авиации
АВИАЦИЯ
Бакинская офицерская школа Морской Авиации

Осенью 1915 г., в самый разгар Первой мировой войны, Российский Императорский флот испытывал острую нужду в военных лётчиках, а Гутуевская (Петроградская) офицерская школа Морской Авиации (ОШМА) не могла обеспечить все потребности. Более того, наступал зимний период, когда обучение полётам с воды на Балтике становилось невозможным. В этой связи, руководство Морского Генерального Штаба (МГШ) предприняло некоторые шаги, направленные на исправление сложившейся ситуации.

Ещё 16 сентября 1915 г. начальник МГШ Русин в своём письме за № 14048/3987 обратился в отдел воздушного флота с просьбой: на зимнее время открыть отделение Петроградской ОШМА в Баку. Первоначально данное решение рассматривалось как временное, и преследовало цель обеспечить бесперебойную подготовку лётных кадров Морской Авиации в любое время года.

Причин, по которым был выбран именно Баку, было несколько:

— это был один из немногих крупных портов, не замерзающих в зимнее время, что позволяло вести обучение морских лётчиков круглогодично;

— помимо чисто климатических факторов, немалую роль сыграло и то обстоятельство, что Бакинский порт к началу XX века стал самым крупным портом Российской Империи по грузообороту, и техническое оснащение порта создавало весьма благоприятные условия для размещения школы Морской Авиации именно в Баку;

— нельзя сбрасывать со счетов и то, что Баку был достаточно удалён от основных ТВД, и в меньшей степени испытывал трудности военного времени.

18 сентября 1915 г. Великий Князь Александр Михайлович приказал «...открыть в Баку на зимнее время Отделение Петроградской ОШМА под наблюдением капитана 1 ранга в отставке Андрея Александровича Яновича, одного из деятелей г. Баку, и уведомить о том администрацию Бакинского военного порта, с целью оказания капитану 1 ранга Яновичу самого широкого содействия».

Поздней осенью 1915 г. в Баку перебазировали часть постоянного состава и материального имущества Петроградской школы. Руководил формированием школы начальник воздухоплавательного отделения МГШ ст. лейтенант А.А.Тучков.

Большой вклад в создание школы внесла Бакинская городская управа, в лице её руководителя Мамед-Гасана Гаджинского. Наряду с управой, деятельное участие в обустройстве школы приняли командир Бакинского порта контр-адмирал Е.В.Клюпфель и начальник Бакинского торгового порта капитан 1 ранга в отставке Данилов.


Первый эшелон с командой офицеров и нижних чинов прибыл в Баку 12 ноября 1915 г., а второй — через месяц, 14 декабря. Всё оборудование школы было закончено к 22 ноября 1915 г., когда состоялось открытие Бакинского отделения Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Командование им было поручено капитану 1 ранга А. А. Яновичу.

Уже 23 ноября 1915 г. начались учебные полёты. Команда Бакинского отделения составляла 160 человек. Несмотря на официальное название — «офицерская школа», в нём, наряду с офицерами, обучались и нижние чины — авиационные унтер-офицеры, авиационные кондукторы, охотники (добровольцы) и матросы.

15 декабря 1915 г. в Баку было направлено ещё несколько аэропланов производства завода Щетинина. Только 15 января 1916 г. эти лодки были получены и поставлены на учёт приказом по отделению школы. Для обучения полётам, согласно отчёту Яновича, имелось «...8 учебных аппаратов двух систем: типа М-5 и типа FBA... Весной 1916г. школа получила один аппарат Кертисс, но полётов на нём было сделано мало...». Обучение, в основном, осуществлялось на гидросамолётах конструкции Григоровича М-5, М-9, М-11.

Согласно приказу по БОШМА №121 от 16.01.1916 г. на учёте в Бакинском отделении школы по Ведомости авиационного имущества состояли:

Летательные аппараты:

а) исправные:

— 5 аппаратов Щетинина М-5 с моторами «Моносупан»;

— 2 аппарата ФВА с моторами «Моносупан»;

— 1 аппарат Щетинина М-9 с мотором «Сальмсон»;

— 1 аппарат Щетинина М-10 с мотором «Моносупан»;

б) разобраны:

— 1 аппарат Щетинина М-5;

— 1 аппарат Щетинина М-7;

— 1 аппарат Кертисс;

в) в ремонте:

— 2 аппарата Щетинина М-5 без двигателей. Всего: 14 аппаратов.

27 апреля 1916 г. занятия и полёты в Бакинском отделении офицерской школы Морской Авиации были завершены. Отдел Воздушного флота готовится к приёму большой партии новых курсантов, для обучения в Петроградской школе. За время деятельности отделения школы, с 23 ноября 1915 г. по 27 апреля 1916 г. в нём обучались 40 офицеров и 17 нижних чинов, имеющих право на производство в офицеры, а также 6 нижних чинов, этого права не имеющих. Из них было выпущено 20 морских лётчиков офицеров и один нижний чин.

Лишь осенью 1916 г. Бакинское отделение школы возобновило свою работу.

На протяжении всей Первой мировой войны главными задачами Морской Авиации были разведка и корректировка артогня. Основной упор в подготовке лётчиков в Бакинском отделении школы делался на эти виды боевого применения. Позднее к ним добавилось и бомбометание, для чего был выделен полигон на о. Песчаный в Бакинской бухте.

Кроме подготовки пилотов, на базе Бакинского отделения школы производились испытания новой техники для Морской Авиации:

— 22 декабря 1915 г. в Баку состоялся первый полёт летающей лодки М-9 Д.П.Григоровича. Испытания шли до 9 января 1916 г.;

— в феврале 1916 г. на Васильевском острове в Петрограде, на заводе Щетинина, конструктор А.Н.Седельников построил летающую лодку М-10. Её испытания проводились в Баку. Лодка показала лётные качества лучше, чем у М-5, однако в серийное производство принята не была. После испытаний самолёт оставили в Бакинском отделении авиашколы;

— в ноябре 1916 г. в Петрограде, на заводе Щетинина, был построен прототип морского истребителя М-15. После первых испытательных полётов самолёт перевели в Бакинскую школу, для продолжения всесторонних испытаний. Но, из-за отсутствия двигателей, самолёт остался в единственном экземпляре;

— в 1916 г. в Баку проходили также испытания морского истребителя конструкции штабс-капитана Е.Р.Энгельса. 5 декабря 1916 г., во время третьего испытательного полёта самолёт потерпел катастрофу, в которой погиб сам конструктор (по одной из версий, причиной катастрофы стала диверсия);

— в конце 1916 г. в Бакинском отделении Петроградской ОШМА прошли испытания летающей лодки ВМ-4 конструкции А.Ю.Виллиша. После испытаний самолёт был куплен Морским ведомством и оставлен при школе для дальнейшей эксплуатации. В серию он запущен не был, так как уже имелась весьма надёжная и отработанная в производстве лодка М-5 конструкции Д.П.Григоровича.

С 25 февраля 1917 г. Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков стало именоваться 5-м дивизионом Воздушной бригады особого назначения флотилии Северного Ледовитого океана. Начальником дивизиона был назначен ст. лейтенант А.Е.Грузинов (ранее исполнявший обязанности начальника Бакинского отделения). Позднее в составе Воздушной бригады был сформирован 6-й авиадивизион, который также размещался в Баку. Предположительно, этот дивизион был вооружён колёсными самолётами.

Приказом исполняющего обязанности Морского министра капитана 1 ранга Б.П. Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения был расформирован. Входившие в её состав 5-й и 6-й дивизионы стали именоваться Бакинской офицерской школой Морской Авиации (однако, в связи с отменой в России званий и сословий, слово «офицерская» было изъято из её наименования). Таким образом, школа стала самостоятельным военно-учебным заведением, наравне с Петроградской и Красносельской школами.

В составе школы разделение на дивизионы сохранялось ещё некоторое время: один из них был гидроавиационным, а другой — сухопутным (какой номер носил каждый из них, требует уточнения). В последующем дивизионы были слиты под единым командованием школы. Для их функционирования школа располагала двумя аэродромами: гидро- и сухопутным.

В декабре 1917 г. школа и Морская станция в Баку продолжают действовать. Нехватка запчастей и двигателей становится остро ощутимой. С задачей получить новые моторы и запчасти, на Черноморский Флот был направлен лейтенант Лишин. Но там его встретили полнейшие беспорядок и анархия. Ему с трудом удаётся вернуться живым в Баку. Но и в Баку обстановка с каждым днем ухудшается. В феврале 1918 г. от пули патруля на улице города погибает начальник БШМА ст. лейтенант С.А.Петров.

В исторической литературе существуют два противоположных варианта восприятия личным составом школы установления в Баку советской власти. Согласно одной версии, личный состав поддержал в апреле 1918г. «Бакинскую Коммуну» под руководством С.Шаумяна и включился в борьбу с азербайджанскими националистами и турками. По другой — одна лишь Бакинская ШМА не только не разделяла плана большевиков по захвату города, но и была настроена против этого выступления. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Очевидно, с установлением большевистской власти руководство школой восприняло её как законную, но после падения «Коммуны» стала служить новой национальной власти.

Однако, как бы командование школы ни относилось к «Советам», 10 апреля 1918 г. оно выделило два отряда лодок М-9 для участия в операции против турецких войск и мусаватистских националистов:

— один из них, составом двух лодок, разместился в порту Петровский. В помощь этому отряду, в июне 1918 г. в Дербенте был организован воздушный пост. Главной задачей отряда была охрана береговой линии, а также участие в экспедициях красных войск в горы, против мятежных племен;

— второй отряд, составом трёх лодок М-9, расположился на о. Сара под Ленкоранью. За ним закрепилось название — Саринская боевая воздушная база. Этим отрядом командовал охотник флота, ученик-лётчик Кропотов. На отряде лежала задача охраны границы до р. Астария и содействие отрядам красных войск, защищающих Мугань.

28 мая 1918 г. Азербайджан провозгласил о своей независимости после распада Закавказской федерации.

Приближение турецких войск к Баку на расстояние 160-215 км на Тифлисском направлении заставило руководство школы сформировать авиационный отряд (2 летающие лодки М-9), который разместился на оз. Аджи-Кабул. В это же время в самом городе из оставшихся самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский (Кубанский) гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 [По свидетельству В.Л.Корвина-Кербера, это же время Бакинская школа была расформирована. Одновременно в Москве был сформирован Кубанский авиационный дивизион, направленный в Баку. Среди лётчиков дивизиона, которым командовал В.Л.Корвин-Кербер, был П.Е.Депп, ранее служивший инструктором в Бакинской ОШМА.], под командованием А.А.Степанова (позднее — А.С.Демченко). В состав дивизиона входило два гидроавиационных отряда летающих лодок (командир авиаотряда «Веди» — В.Л.Корвин-Кербер). Сама школа ещё некоторое время сохранялась как подчинённая часть.

8 июля 1918 г., ввиду отсутствия финансовой помощи и материального снабжения, а также потери части персонала, приказом №489 Бакинская школа Морской Авиации была расформирована, а 11 инструкторов, 26 учлётов и 15 авиаспециалистов переведены в Нижний Новгород, для дальнейшего прохождения службы и обучения.

К концу июля, с продвижением турок к Баку, Аджи-Кабульский авиаотряд перебазировался в город.

28 июля 1918 г. в Азербайджане эсеры свергли власть большевиков. Однако с 30 июля лётчики гидроавиадивизиона приняли участие в воздушной обороне Баку, длившейся 45 дней, теперь уже на стороне эсеровских властей против наступавших со стороны Грузии турецких войск Нури-паши. Лётчики проводили фоторазведку, бомбили военные объекты, корректировали артиллерийский огонь, вели воздушные бои. В этих вылетах использовались, в основном, летающие лодки М-5 и М-9. Всего было сброшено до 6 т бомб и 160 кг стрел.

4августа 1918г. в Азербайджан из Энзели (Персия) прибыли английские войска — так называемые добровольческие силы «Данстерфорс» [Названы так по имени их командира — английского генерала Данстервиля. Кроме англичан, в состав этих отрядов входили и добровольцы бывшей российской армии и флота.], а 14 августа ими были арестованы и впоследствии казнены руководители «Бакинской коммуны».

В боях с турками авиаторы дивизиона несли потери:

— 8 августа огнём с земли был повреждён самолёт М-9, пилотируемый морским лётчиком Сахаровым и механиком Тидриком. Самолёт сел в расположении турецких позиций. 22 сентября лётчик скончался в турецком госпитале (12 августа скончался от ран механик Тидрик);

— 1 сентября зенитным огнём турок над Баку был сбит самолёт М-5, пилотируемый морским лётчиком Таракановым и механиком Клешным. Оба они погибли.

В начале сентября, под напором превосходящих турецких войск, англичане вынуждены были покинуть город.

Накануне вступления турок в город, 14 сентября 1918 г. все ангары Бакинского гидроавиадивизиона, а также 5 неисправных самолётов М-5 были уничтожены. Часть личного состава и имущества были погружены на пароход и убыли в порт Петровск.

15 сентября 1918 г., в день занятия турецкой армией Баку, лётчики гидроавиадивизиона П.Е.Депп и М.М.Огородников сделали попытку перелететь на двух сухопутных «Фарманах-30» через Каспийское море в Красноводск (250 км). Самолёт, пилотируемый Деппом с летнабом Котляровым, погиб в море, а самолёт Огородникова благополучно приземлился в 40 км севернее Красноводска. Из Красно-водска этот самолёт был направлен в г. Ашхабад, где он оставался, по крайне мере, до ноября 1918 г.

Ещё некоторое количество лётчиков гидроавиадивизиона, под командованием А.С.Демченко, на самолётах М-5 и М-9 перелетели на о. Нарген, а оттуда — в Астрахань, где составили основу Каспийского гидроавиадивизиона.

Турецкая оккупация Баку длилась полтора месяца, и вскоре после подписания (30 октября 1918 г.) перемирия между Османской империей и странами Антанты, с 17 ноября турки ушли из города. В этот же день в город вновь вошли английские войска. Теперь власть в нём взяли местные националисты и белогвардейцы под «надзором» английского военного командования.

В декабре 1918 г. Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом. Её начальником и, одновременно, начальником отдела гидроавиации белых был назначен поручик морского ведомства Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный на базе школы гидроавиационный отряд из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5) [Любопытно, что в советской историографии пишется о том, как красные военморлёты уничтожили все имущество школы, а на исправных самолётах перелетели к своим. Тогда откуда же взялись 6 летающих лодок для Каспийского гидроавиаотряда белых?!].

После падения «Советов» новое правительство Азербайджанской Республики приступило к решению реорганизационных вопросов по созданию на базе школы морских лётчиков первого азербайджанского авиационного отряда, зенитной батареи и штаба военно-воздушного флота Азербайджана.

В марте 1920 г. граница Советской России проходила по отрогам Главного Кавказского хребта. На территории Закавказья существовали формально независимые национальные правительства в Грузии, Армении и Азербайджане за спиной которых стояли английские и турецкие войска. 27 апреля в Баку вспыхнуло вооружённое восстание, инспирированное большевиками, и уже на следующий день была провозглашена Азербайджанская ССР. В июне того же года советская власть была установлена над большей частью республики.

Уже 25 мая 1920 г. в Баку была вновь открыта Морская школа авиации Азербайджанской ССР. Начальником школы был назначен выпускник Бакинской школы 1918 г. — морской лётчик, бывший прапорщик по авиационной части — К.А.Павлов. Данная школа под его руководством существовала до 1932 г. Но, очевидно, она уже не принадлежала военному ведомству. Дальнейшая судьба школы требует уточнения.


Начальники школы (дивизиона):
  • А.А.Янович (октябрь 1915 г. — июнь 1916 г.)
  • Проворихин (июль-сентябрь 1916 г., ВрИД)
  • Быков (сентябрь 1916 г., ВрИД)
  • А.Е.Грузинов (октябрь 1916г. — май 1917г.)
  • Яковицкий (лето 1917г., ВрИД)
  • С.А.Петров (до февраля 1918., убит)
  • В.П.Антоненко (ноябрь 1917 г. — март 1918 г.)
  • В.Л.Корвин-Кербер (с мая до 15 сентября 1918 г.) - Так указано в автобиографии В.П.Корвина-Кербера, написанной им в 1931 г.
  • А.С.Степанов (июль-сентябрь 1918 г., погиб в 1919 г.)
  • Г.Я.Блюменфельд (декабрь 1918г. — декабрь 1919 г.)
  • К.А.Павлов (с мая 1920 г. — в 1932 г.).

Наименования школы в разные годы существования
  • Бакинская офицерская школа Морской Авиации
  • Морская школа авиации Азербайджанской ССР
  • Кубанский авиационный дивизион
  • Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков
  • 5-й и 6-й воздушные дивизионы Бригады особого назначения флотилии СЛО
  • Бакинский гидроавиадивизион

Источники:

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты