АВИАЦИТАТА

Искренне вам скажу, бросайте это занятие, ничего хорошего оно не сулит...

Альбер Гюйо

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 Апреля
25 апреля 1915 г.
Основана фирма «Boeing» (Боинг).
25 апреля 1915 г.
Состоялся первый боевой вылет летающей лодки М-5 Д.П.Григоровича.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания
АВИАЦИЯ
Категории: ОШМА,  морской летчик
Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания

В первой половине 1917 г. МГШ стал активно прорабатывать перед управлением военного воздушного флота вопросы снабжения Морской Авиации истребителями сухопутного базирования. Ход боевых действий на море и, в первую очередь, на Балтийском ТВД потребовал иметь в составе Морской Авиации летательные аппараты, предназначенные для маневренного воздушного боя.

В мае 1917 г. капитан 1 ранга граф А.П.Капнист докладывал морскому министру: «Для защиты от неприятельских налётов наших портов, крепостей и воздушных станций на морском ТВД и для предотвращения широкого развития воздушной разведки неприятеля, представляется необходимым сформирование особых отрядов аэропланов - "истребителей"». Доложенное было уже предусмотрено при создании Воздушной бригады особого назначения. Входящий в бригаду 4-й воздушный дивизион (10 самолётов) предназначался для подготовки кадров морских лётчиков — специалистов в новейших методах управления «истребителями», а также «для увеличения общего числа лётчиков и более основательной их подготовки в авиационном деле». Дивизион располагался в Красном Селе под Петроградом.

Фактически, воздушный дивизион являлся школой Морской Авиации. Его начальником стал поручик по адмиралтейству П.С.Нелидов.

Приказом исполняющего обязанности Морского министра капитана 1 ранга Б.П.Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения был расформирован, а входивший в её состав 4-й воздушный дивизион переименован в Красносельскую Морскую школу воздушного боя. Этим приказом за школой закреплялся статус самостоятельного военно-учебного учреждения. Школа продолжила процесс подготовки лётчиков-истребителей для Морской Авиации. Она создавалась по образу и подобию британских учебных заведений такого же типа. Для обучения будущих лётчиков-истребителей необходим был переходный самолёт (в современной терминологии — учебно-боевой самолёт). Таким самолётом стал «Лебедь-XII» (российский вариант германского «Альбатроса», но с двигателем воздушного охлаждения). Летом 1917 г. три «Альбатроса» А.8 с мотором «Фиат» 100 л.с, построенные на заводе Лебедева, поступили в школу.

По состоянию на сентябрь 1917 г., в школе имелось 10 самолётов этого типа, а к концу года там насчитывалось уже 57 машин. Часть из них была снабжена двойным управлением.

Подготовка лётного состава в авиационной школе воздушного боя и бомбометания в Красном Селе шла по уже отработанным ранее программам в Петроградской (Ораниенбаумской) и Бакинской школах Морской Авиации, но с учётом специфики истребительной авиации. Комплектование инструкторским составом также производилось офицерами флота, которые хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях с вражеской авиацией на многоцелевых гидросамолётах М-9 и М-11. Переменный состав поступал, в основном, из воздушных дивизий Балтийского и Черноморского флотов.

Направленность подготовки лётчиков в школе воздушного боя была ориентирована на подготовку одиночного воздушного бойца — лётчика-истребителя, в то время как создание специальных истребительных подразделений на флоте выдвигало на повестку дня требование по подготовке руководящих кадров, способных возглавлять тактические группы истребительной авиации.

По состоянию на середину декабря 1917 г., в Красносельской школе проходили обучение 25 курсантов.

В конце 1917 г. в Красном Селе, на базе школы воздушного боя, был сформирован 3-й социалистический отряд под командованием военморлёта С.Э.Столярского. В январе 1918 г. этот отряд поддерживал наступление красных войск в Донбассе. Весной того же года этот отряд, вооружённый несколькими самолётами «Лебедь-ХII», действовал западнее Петрограда, в районе Нарвы и Ревеля.

До начала 1918 г. начальником учебного отряда в школе был один из известных морских лётчиков России — Я.И.Нагурский.

Приказом по флоту №257 от 05.04.1918 г. было определено, что с 1 февраля на базе Морской школы воздушного боя вводится штат Морской школы высшего пилотажа. Приказом №266 того же месяца по Морскому ведомству срок введения штата был перенесён на 25 июля.

В соответствии с приказом начальника МГШ №335 от 27.04.1918 г., на базе расформировываемой Воздушной дивизии Балтийского моря формировалась Воздушная бригада особого назначения, состоящая из трёх авиадивизионов. 1-й и 2-й авиадивизионы были лодочных самолётов, а 3-й истребительный дивизион формировался в Красном Селе на базе школы высшего пилотажа. Он состоял из трёх авиаотрядов. Для борьбы с наступлением белых на Севере, в мае 1918 г. в школе высшего пилотажа формируется 1-й морской истребительный авиационный отряд. Всего в отряде было 11 человек, из них трое лётчиков; матчасть — 3 самолёта «Ньюпор-17». В июне отряд был направлен на Северную Двину. Вскоре в школе стал формироваться 2-й морской истребительный авиационный отряд. Начальником отряда был назначен военморлёт Берисневич (вскоре его сменил Б.А.Щепотьев). На ст. Сухона недалеко от Вологды из скопившейся там авиатехники было выбрано 8 самолётов: по 2 «Сопвича» и по 2 «Ньюпора» в каждый авиаотряд. (Предположительно, 3-й морской истребительный авиационный отряд — это отряд, которым командовал военморлёт С.Э.Столярский).

В 1918 г. при Морской школе высшего пилотажа открылись четырёхмесячные курсы (один класс на 30 человек), для обучения полётам авиамехаников и других младших авиаспециалистов, и временные курсы аэрофотографов.

В связи с наступлением весной 1919 г. армии генерала Юденича на Петроград, Морская школа высшего пилотажа и воздушного боя вынуждена была прекратить подготовку кадров. Командование школы, во главе с начальником красвоенморлётом В.Е.Зверевым, обратилось в Народный Комиссариат по морским делам с письмом, в котором выражалась просьба направить личный состав и самолёты (8 истребителей) на фронт, для защиты Петрограда. Пилоты школы выполняли вылеты к Нарве на разведку, а также в агитполёты с листовками.

Из состава школы был выделен истребительный авиаотряд под командованием военморлёта С.Э.Столярского (именуемый Саратовским гидроавиаотрядом). С 1 мая 1919 г. его авиаторы участвовали в боевых операциях, производили разведку, бомбардировку и фотосъёмку расположения противника а районе южного побережья Финского залива.

В период с 13 по 16 июня 1919 г. личный состав Красносельской школы был задействован в подавлении мятежа на фортах «Серая Лошадь» и «Красная Горка». После отказа мятежников прекратить сопротивление и сдаться самолёты стали наносить штурмовые удары по фортам, обеспечив этим наступление сухопутных войск.

В середине октября 1919 г. войска генерала Юденича захватили Гатчину, Красное и Детское Село. При отступлении красных войск помещения школы были сожжены (этим руководил её начальник В.Зверев), а личный состав пешим порядком отступил в район Лигово.

До Петрограда Юденичу оставалось около 20 км, но преодолеть их белые не смогли. В результате контрнаступления красных, к ноябрю 1919 г. они были отброшены на исходные позиции.

После разгрома войск генерала Юденича, уже в конце октября 1919 г. школа возобновила свою работу по обучению лётного состава. В это время она размещалась на Комендантском аэродроме в Петрограде. Однако полностью восстановить школу в то время не было ни средств, ни возможностей, и в декабре 1920 г. она была окончательно расформирована. Её функции по обучению лётчиков-истребителей были переданы объединенной нижегородской Военно-морской школе авиации (позднее — Ейское ВМАУ).


Начальники Красносельской Морской школы воздушного боя
  • П.С.Нелидов (с февраля 1917 г.)
  • А.В.Трофимов (1918 г.)
  • В.А.фон Штральборн (с августа 1918 г. — 1919 г.)
  • В.Е.Зверев (1919 г.)
  • Л.И.Гикса (до декабря 1920 г.).
 


Названия школы в разное время
  • Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания
  • 4-й воздушный дивизион Бригады особого назначения флотилии СЛО Морская школа высшего пилотажа

Источники:

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты