АВИАЦИТАТА

...За последнее время было несколько случаев, когда летчик при спуске самолета "блерио" гоночного типа, видя, что его наносит на какие-нибудь местные предметы, на ходу выскакивал из самолета, причем каждый раз летчик получал тяжелые увечья. Между тем, практика школы ОВФ показала, что при ударах о местные предметы ломаются самолеты, но летчики остаются невредимы, поэтому безусловно воспрещаю на ходу выскакивать из самолетов.

начальник Севастопольской авиационной школы полковник С.И.Одинцов, 1911 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

20 Апреля
20 апреля 1936 г.
Летчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые в СССР выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете ЦКБ-26 (ОКБ С.В.Ильюшина).
20 апреля 1934 г.
Первыми лётчиками, удостоенными звания Героя Советского Союза стали участники челюскинской эпопеи - А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЗАХАРОВ Яков Дмитриевич - первый воздухоплаватель-метеоролог
АВИАЦИЯ
ЗАХАРОВ Яков Дмитриевич - первый воздухоплаватель-метеоролог
Даты жизни: 3.10.1765 - 2.10.1836
Страна: Российская империя
Биографическая справка:

Я.Д. Захаров - профессор химии, ординарный академик, статский советник. Его старший брат – известный архитектор А.Д.Захаров.
Яков Дмитриевич Захаров родился в Петербурге, обучался в академической гимназии, после окончания которой в 1785 году был направлен в Геттингенский университет для дальнейшего усовершенствования в науках. После возвращения в Россию был избран в адъюнкты Академии наук Санкт-Петербурга. Одним из первых в России начал читать химию по антифлогистической системе.
В 1795 г. он был произведен в экстраординарные, а в 1798 г - в ординарные академики по химии.
В 1810 разработал систему русской химической номенклатуры. Ему принадлежат исследования законов теплоемкости тел. Изобрел приборы для разложения воды в больших количествах (с помощью раскаленного железа), для плавления тугоплавких веществ и др. Статьи с описанием его научных изобретений публикуются в "Мемуарах Академии" и "Технологическом журнале".
В 1824 г. избран в почетные члены Адмиралтейского департамента. В 1827 г. назначен почетным членом ученого комитета морского штаба, а в 1835 г. исполнял должность члена домостроительного комитета и казначея в Академии. Также числился членом Вольно-экономического общества.
Среди поклонников же воздухоплавания Захаров сегодня известен прежде всего своим полётом на воздушном шаре – первым полётом в истории развития воздухоплавания, организованном с исключительно научными целями.
Впервые подобный проект состоялся именно в России - 30 июня 1804 г.
Организован он был по инициативе Академии наук Санкт-Петербурга и совершён Я.Д.Захаровым и бельгийским профессором Г.Р.Робертсоном (история развития воздухоплавания в России на тот момент оставляла желать лучшего).
Первоначально предполагалось, что полёт на аэростате осуществят академик Т.Е.Ловиц и бельгийский воздухоплаватель Робертсон, с которым был заключен договор.
16 июня из-за серьезной болезни Ловица дело полета было полностью передано Якову Дмитриевичу Захарову, который разрабатывал опыты совместно с Ловицом к данному мероприятию.
Отметим, что Захаров еще за год до полета получил водород разложением водяных паров «посредством раскаленного железа» и наполнил «водотворным гасом шар». Фактически это была первая промышленная установка по получению водорода.
Для предстоящего полета на аэростате была составлена большая программа научных исследований и подготовлено соответствующее для этой цели оборудование: 1) 12 склянок с кранами в ящике с крышкой; 2) барометр с термометром; 3) термометр; 4) электрометр с сургучом и серой; 5) компас и магнитная стрелка; 6) секундные часы; 7) колокольчик; 8) голосовая труба (рупор); 9) хрустальные призмы; 10) известь негашеная и некоторые другие вещества для физических и химических опытов.
В гондолу воздушного шара поместили приборы и клетку с чижами для наблюдений за птицами на большой высоте. В дне лодочки Захаров установил зрительную трубу для лучшего определения своего местонахождения в полете.
Вес шара со снаряжением и пассажирами составил 18 пудов 3 фунта.
Шар стали заполнять водородом на плацу 1-го Кадетского корпуса в присутствии членов Академии наук и многих знатных особ. Оболочка аэростата - диаметром около 9 метров - была изготовлена в Петербурге, а водород поставила Академия наук.
Ожидали визита императора, но тот не прибыл, и в 7 часов вечера произошел старт.
Робертсон управлял шаром: следил за высотой и сбрасывал балласт. Захаров проводил все намеченные измерения: на каждый дюйм падения давления он открывал кран новой бутылочки с краном и заполнял ее воздухом соответствующей данному давлению высоты. Последнее наполнение бутылочки было выполнено при давлении 22 дюйма, что соответствует максимальной высоте подъёма шара, примерно 2550-2631 м. Захаров: «На сей высоте делал я наблюдения самим собою, над электрическим веществом и магнитом… Электрическое вещество на сей высоте действие свое показывало; ибо сургуч, быв потерт об сукно, приводил Бенетов электрометр в движение... Пульс был в минуту столько же раз, как и на земле, именно 82 раза, дыхание было у меня… 22 раза в минуту…»
С 1770-метровой высоты ученый провел эксперимент со звуковым явлением. Выяснилось, что сигнал из рупора возвращается эхом, и даже вызывает колебания воздушного шара. То есть, таким образом легко определить высоту полета — измерив время между подачей сигнала и слышимостью эха.
Дважды были выпущены птицы. Было отмечено, что они не стремились лететь вниз, а пытались сидеть на корзине шара – их пришлось отгонять, чтобы они летели к земле.
Всего воздушный шар пролетел 60 верст, достигнув высоты 2550 метров, и летел в течение 3 часов 45 минут. Захаров и Робертсон планировали летать до рассвета, но состояние атмосферы и то, что окончился балласт, вынудили их начать спуск. В 22 часа 45 минут шар мягко приземлился прямо перед домом тайного советника П.Г. Демидова в 61 версте от Санкт-Петербурга (деревня Сиворицы близ Гатчины).
Свои наблюдения и результаты проделанных опытов Захаров подробно изложил в «Рапорте о полете», который частично был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Результаты полёта также были опубликованы в "Мемуарах Академии".
Воодушевленный полетом, Захаров был готов совершить еще не один полет на аэростате, но следующий научный полет в России осуществил уже только Менделеев спустя 80 лет.
Как бы то ни было, именно русские учёные вписали новую страницу в история развития воздухоплавания – причём, воздухоплавания с сугубо практической, научной точки зрения.
"Гей-Люссак поднялся — два месяца спустя, и мы должны гордиться тем, что первое чисто метеорологическое поднятие совершено русским ученым и из Петербурга" (Менделеев Д. И., Соч., т. 7, 1946, стр. 252)



Интересные факты и легенды:

Из воспоминаний Робертсона: «…г-н Захаров не хотел дать пощады шампанскому до последнего бокала и приглашал меня проявить симпатию до конца к соответствующему вину… Мы хотели выполнить при возвышении груду опытов, но солнце скрылось совершенно неожиданно для нас, неба жителей, и нам помешала влажность».

При спуске Захаров и Робертсон связали все инструменты и теплое белье в один узел и перебросили за борт лодочки «все оное вместо якоря… Между тем г. Робертсон выпускал мало-помалу гас, отчего шар медлительно понижался и так тихо опустился, что мы даже не почувствовали ни малейшего удара…».

При этом большая часть инструментов (в том числе часть бутылочек с пробами воздуха) были утрачены при посадке или повреждены.




Источники:
1.    Памятные места Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1973. – c. 191.
2.    Коваль В. Для делания ученых наблюденнй. – Гатчинская правда. – 1979. – 30 июня. – c. 3.
3.    Игнатович-Завилейский В.В. Воздухоплавание и его успех. Киев, 1885;
4.    Груздев Ф.С. Завоевание воздуха. С приложением статьи А.Эвальда о наилучшем типе летательных машин. СПб., 1897;
5.    Журнал «Летун». 1913, № 1;
6.    Лобко Л.Л. Краткий указатель русской литературы о воздухоплавании. СПб., 1884;
7.    Перелет на шаре из С.-Петербурга в Кронштадт. Русский вестник, 1859, № 14;
8.    Рапорт в Академию наук академика Я.Д.Захарова о воздушном путешествии, совершенном 30 июня 1804 г
9.    Раскин Н.М. Яков Дмитриевич Захаров. Л., 1979;
10.    Рассуждение о воздушных шарах, горючим воздухом наполняемых. СПб., 1783;
11.    Родных А.А. История воздухоплавания и летания в России. СПб., 1912;
12.    Родных А.А. Иллюстрированная летопись воздухоплавания и летания в России. С приложением истории военного воздухоплавания на Руси со времен Олега по конец царствования Николая I. СПб., 1914.
13.    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
14.    С.В.Телешов. Русские ученые-химики в воздухе


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты