АВИАЦИТАТА

Аэроплан является изобретением дьявола и никогда не сыграет какой либо роли в таком серьезном деле, как защита нации, мой мальчик!
Сэр Сэм Хьюз, канадский министр милиции и обороны, в разговоре с МакКарди, 1914.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия РОМАНОВ Владимир Александрович
АВИАЦИЯ
РОМАНОВ Владимир Александрович
Звание: Ротмистр
Даты жизни: 08.12.1889 г. - 13.03.1946 г.
Страна: Российская империя - СССР

Биографическая справка:

Прохождение службы.
Владимир Александрович Романов родился 8-го декабря 1889 года в Тирасполе Херсонской губернии. Поскольку отец был ротмистром, Владимир начал военную карьеру в 1901 году с обучения в Сумском кадетском корпусе. С 1906 по 1908 год обучался и окончил Первый Московский кадетский корпус.
С 1908 г. по 1910 г. проходил военно-училищные курсы Тверского кавалерийского училища.
06.08.1910 г. выпущен в 3-й драгунский Новороссийский полк.
С 18.10.1910 г. — в полку, назначен младшим офицером эскадрона Ее Величества.
С 26.02.1915 г. — наблюдатель 13-го корпусного авиационного отряда.
10.10.1915 г. Владимир Романов командирован в Севастопольскую военную авиационную школу.
11.01.1916 г. сдал экзамен на звание военного летчика на аппарате типа «Фарман-16».
14.01.1916 г. назначен в Эскадру воздушных кораблей.
На февраль 1917 г. — временно и.о. командира воздушного корабля «Илья Муромец-ХIХ». Переведен на «Илья Муромец-II».
С 28.06.1917 г. — инструктор солдатской группы Эскадры воздушных кораблей.
С 23.08.1917 г. — командир воздушного корабля «Илья Муромец-II».
02.09.1917 г. избран членом хозяйственно-технического комитета.
С 25.09.1917 г. — старший инструктор Авиационной школы Эскадры воздушных кораблей.
С приходом к власти большевиков, в 1918 г. добровольно вступил в РККА. Был арестован «по подозрению в контрреволюционной деятельности и участии в офицерской организации. Заключен в концлагерь», но к счастью освобожден.
С 15.08.1918 г. — Владимир Романов командир корабля № 1 в Авиационной группе воздушных кораблей.
С 14.10.1918 г. — командир корабля № 2.
С 27.03.1919 г. — исполнял дела командира Авиационной группы воздушных кораблей.
С 16.04.1919 г. — командир корабля №2.
С 19.05.1919 г. — Романов числилтся заведующим аэродромом.
В 1919 г. в составе Авиационной группы особого назначения участвовал в бомбардировках 4-го Донского корпуса генерала К.К. Мамонтова. За боевую работу на Южном фронте был поощрен денежным вознаграждением в размере месячного оклада.
03.02.1920 г. арестован в г. Сарапуле органами ВЧК «как участник заговора против Советской власти в 1918 г.»
07.06.1920 г. военный летчк Романов «был заключен в Ивановский концентрационный лагерь до конца Гражданской войны». Постановлением ВЦИК РСФСР от 21.08.1920 г. срок наказания сокращен до одного года и 7-го юня 1921 г. Владимир Романов был освобожден.
После Гражданской войны занимал должность начальника канцелярии Зиминского уездного военного комиссариата.
С 13.01.1923 г. — командир батальона Высшей военной школы воздушной стрельбы и бомбометания.
С 13.05.1924 г. — инструктор 1-го разряда. 12.08.1924 г. откомандирован для работы в общество «Добролет».
20.01.1925 г. Романов «уволен в бессрочный отпуск».
Вновь определен на службу.
С 10.02.1925 г. — военный летчик 1-й отдельной тяжелой авиационной эскадрильи ВВС РККА.
С 31.12.1926 г. — командир неотдельного отряда 57-й авиационной эскадрильи ВВС РККА, затем командир корабля 55-й авиационной эскадрильи ВВС РККА.
С 08.04.1927 г. — командир 2-го неотдельного отряда 55-й авиационной эскадрильи ВВС РККА.
15.04.1928 г. по собственному желанию откомандирован для работы в акционерное общество «Укрвоздухпуть».
11.05.1928 г. зачислен в резерв РККА.
С 1930 г. — пилот Среднеазиатского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ), затем, до декабря 1936 г. — Западно-Сибирского управления ГВФ.
С декабря 1936 г. по декабрь 1939 г. — инспектор эксплуатационного управления ГВФ, затем старший инспектор Главной инспекции ГВФ.
В период Советско-Финской войны нес службу в качестве пилота — добровольца на санитарном самолете, «...налетав за 35 дней боевой работы 165 часов, перевезя более 250 раненых бойцов и командиров».
По возвращении с фронта был назначен в Московский санитарный отряд, затем переведен по состоянию здоровья в 200-й санитарный отряд.
В составе Белорусской авиационной группы участвовал в Великой Отечественной войне, «...налетал 563 часа, перевезя 513 раненых бойцов и командиров, сделав 262 боевых санитарных рейса».
В ноябре 1941 г. получил сильную травму ноги и был эвакуирован в г. Новосибирск.
06.02.1945 г. по состоянию здоровья снят с летной работы.
Владимир Александрович Романов скончался 13-го марта 1946 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Заключением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.10.1998 г. Романов Владимир Александрович был реабилитирован.

Чины и звания

Корнет — 06.08.1910 г.
Поручик — 15.09.1913 г.
Военный летчик — 11.01.1916 г.
Штабс-ротмистр — 05.08.1917 г.
Ротмистр — 06.08.1917 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 27.11.1914 г. «за то, что в бою под м. Виштынцом, будучи ординарцем у начальника конницы, своевременно передал под сильным артиллерийским огнем приказ отходить передовым частям»;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 27.11.1914 г. «за то, что будучи ординарцем у начальника конницей, в бою, под огнем, передавал приказания»;
Орден Святого Георгия 4-й степени — ВП от 21.06.1915 г. «за то, что 17-го марта 1915 г., при обстановке исключительной трудности, с опасностью от артиллерийского огня противника, произвел на аэроплане разведку и выяснил начавшийся отход значительных сил неприятеля от Красно на Калъварию. Эти сведения, впоследствии вполне подтвердившиеся, дали возможность своевременно принять меры к переходу в решительное наступление, результатом чего был одержан успех над противником, отброшенным из района Лодзее к Кальварии и Людвинову»;
Орден Святой Анны 2-й с мечами — ВП от 31.05.1916 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 10.02.1917 г.

За период работы в Гражданском воздушном флоте СССР награжден орденом Красной звезды и персональной пенсией Правительства СССР — 1939 г.



Источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 9. Д. 34940. Л. 60 об.; Ф. 400. Оп. 12. Д. 26977. Л. 258-262; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 1100 (1911 г.); Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1906.
РГВА. Ф. 29. Оп. 4. Д. 8. ЦАМО РФ. Л/д. 47960.
  • Литература. Никольской С. На воздушном корабле. Из дневника войны 1914-1917 гг. М., 2001. С. 192;
  • ГА РФ. Обречены по рождению. По документам фондов: Политического Красного Креста 1918-1922 гг. Помощь политзаключенным 1922-1937 гг. /Сост. Л. Должанская, И. Осипова. СПб., 2004. С. 478.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты