АВИАЦИТАТА

...девятая победа прапорщика Смирнова в дни наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины дает уверенность, что наши доблестные летчики до конца выполнят свой долг и останутся на своем тяжелом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы нашей родной авиации.

23 ноября 1917 г. Из телеграммы авиадарма В.М.Ткачева

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТЕХНИКА Вооружение самолетов Датское ружье. Пулеметы «Мадсен» в авиации
АВИАЦИЯ
Датское ружье. Пулеметы «Мадсен» в авиации
Описание:

Вячеслав КОНДРАТЬЕВ
Авиамастер, 2007/03


История создания первого в мире ручного пулемета, известного под названием «Мадсен», довольно противоречива. Начнем с того, что его изобретение разные авторы приписывают разным людям. Наиболее распространенная точка зрения - пулемет спроектировал датский офицер капитан Мадсен, по фамилии которого он и был назван. Но некоторые историки придерживаются мнения, что Мадсен лишь усовершенствовал конструкцию, а подлинным ее автором был датский инженер-оружейник Енс Торренс Шоубё. Наконец, есть информация, что схему автоматики, впервые примененную в пулемете «Мадсен», в 1899 году запатентовал некий Юлиус Расмуссен.

Но, как бы то ни было, пулемет«Мадсен» в конце 90-х годов XIX века успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство на фирме Dansk Rekylrifle Syndikat в Копенгагене. От уже известных тогда систем Максима, Гочкиса и Кольта этот пулемет выгодно отличался компактностью и малым весом, что позволяло использовать его в кавалерии, а также в качестве ручного оружия пехоты.

Ручной пулемет Мадсен

Устройство пулемета было весьма оригинально. Автоматика перезарядки действовала по принципу отдачи ствола с коротким ходом. Запирание производилось качающимся в вертикальной плоскости затвором, ось которого крепилась в ствольной коробке. Такая система обеспечивала надежное запирание канала ствола и позволяла укоротить ствольную коробку, но ее применение значительно усложнило конструкцию оружия.

Боепитание осуществлялось из рожкового магазина на 20, 25, 30 или 40 патронов, который крепился сверху. Стреляные гильзы выбрасывались вниз. Охлаждение ствола воздушное. Ствол имел поперечное оребрение и был заключен в перфорированный кожух. Пулемет снабжался деревянным прикладом. Спусковой механизм позволял вести одиночный или автоматический огонь.

Благодаря своей легкости пулемет не требовал лафета. При стрельбе «Мадсен» устанавливали на откидные сошки, которые крепились к кожуху ствола. Одним словом, он обладал всеми качествами, отличающими ручной пулемет от станкового.

Под названием «Мадсен образца 1902 года» его приняли на вооружение кавалерийских частей скандинавских стран - Дании, Норвегии и Швеции. В других государствах Европы также проводились испытания этого оружия, но до массовых закупок дело не доходило. Потенциальных заказчиков отпугивала его сложность, дороговизна и высокие эксплуатационные требования. Исключение составляла Россия, которая, вступив в русско-японскую войну, остро нуждалась в пулеметах и стремилась закупать их везде, где можно, причем особо не торгуясь.

Но первые 200 пулеметов Мадсена поступили в Российскую Империю осенью 1905 года, когда война уже закончилась. Всего же русская армия получила 1200 единиц этого оружия. Любопытно, что термин «ручной пулемет» появился гораздо позже, а тогда «мадсены» у нас называли «пулеметными ружьями» или «ружьями-пулеметами».

Сперва «пулеметные ружья» отправили в кавалерию, но там их применяли недолго. Они оказались слишком сложными в эксплуатации, чувствительными к запылению и в целом недостаточно надежными для конницы. В результате к 1912 году все «мадсены» передали в крепостные гарнизоны для стационарной установки в капонирах, где их легкость и компактность вовсе не требовалась.

Истребитель «Тулин» К, вооруженный спаренными синхронными пулеметами «Мадсен»

 

Голландский летчик возле своего истребителя «Тулин» К, вооруженного спаркой синхронных пулеметов «Мадсен».

Начало Мировой войны и появление боевой авиации заставило пересмотреть отношение к «датским ружьям». Из всех видов оружия, состоявших в 1914 году на вооружении российской армии, пулемет «Мадсен» наилучшим образом подходил для установки на аэропланах. Точных данных о количестве таких пулеметов, изъятых из крепостей и переданных Воздушному флоту неизвестно, но по примерным оценкам оно составляло не менее 200 штук.

По три таких пулемета устанавливали для самозащиты на тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец». Один из них обычно монтировали на шкворне в задней части «верхней боевой площадки», расположенной на крыше фюзеляжа между консолями верхнего крыла (спереди на этой же площадке, как правило, стоял пулемет «Кольт»). Еще два «мадсена» на таких же шкворневых установках ставили по бортам фюзеляжа для стрельбы через окна.

Кроме того, известно, что «мадсены» устанавливали на некоторые одномоторные монопланы типа «Моран» G, которые использовались в 1915-16 годах на русско-германском фронте в качестве импровизированных истребителей. Пулемет укрепляли над кабиной пилота под углом вверх к продольной оси самолета для стрельбы поверх диска ометания винта, а огонь вел летнаб из задней кабины. Поразить даже не маневрирующую цель из таких установок было крайне сложно.

Русский истребитель «Моран» G с пулеметом «Мадсен»

 Самолет типа «Моран» G российских ВВС в варианте истребителя с пулеметом «Мадсен».

Другие страны - участницы войны использовали «мадсены» очень редко. Объяснялось это, прежде всего, тем, что Дания, строго соблюдая свой нейтралитет, отказывалась продавать оружие членам обоих военных блоков.

Помимо России, только Дания и Голландия, волею судеб оказавшиеся в стороне от «мировой бойни», в 1910-х годах вооружали свою авиацию «мадсенами». Правда, авиация у них, даже по тогдашним меркам, была микроскопической.

Датчане устанавливали «Мадсен» над верхним крылом своего единственного серийного истребителя «Нильсен и Винтер» тип Аа (Nielsen og Winther type Aa), построенного в количестве всего шести штук. Они также пытались разработать для этого пулемета синхронизатор, но потерпели неудачу.

истребитель «Нильсен и Винтер» тип Аа с несинхронным пулеметом «Мадсен»

 Датский истребитель «Нильсен и Винтер» тип Аа с несинхронным пулеметом «Мадсен» над верхним крылом.

Шведский авиаконструктор Эно Тулин в 1917 году разработал на базе «Морана» одноместный истребитель, назвав его «Тулин» К. Летные данные машины получились довольно низкими и шведских военных она не заинтересовала. Для ВВС закупили всего три (по другим данным - два) самолета в невооруженном учебно-тренировочном варианте.

Однако в том же году к аэроплану из Швеции проявило интерес командование голландской авиации. Объяснялось это, скорее всего, тем, что голландцы имели весьма ограниченные возможности для закупок боевых самолетов в воюющих державах. Голландия заключила договор на поставку 12 одноместных «тулинов» с вооружением и еще трех учебных «спарок».

Вооружение шведского истребителя состояло из двух синхронных пулеметов «Мадсен» (в отличие от датчан, шведы сумели сделать достаточно надежный синхронизатор для этого оружия). Пулеметы со снятыми прикладами укрепили перед кабиной, а казенные части спереди прикрыли полукруглым бронещитком, который защищал и голову пилота.

Заказанные машины поступили в страну в 1917-19 годах (столь медленные темпы поставок объясняются слабыми производственными возможностями авиазавода Тулина, представлявшего собой, скорее, не завод, а мастерскую). Но уже в 1920-м их сняли с вооружения в связи с началом производства в Нидерландах гораздо более современного и перспективного истребителя «Фоккер» D.VII.

На этом закончилась короткая история применения в авиации датских «пулеметных ружей»...


Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Вячеславу КОНДРАТЬЕВУ за любезно предоставленное разрешение на электронную публикацию материалов по стрелковому вооружению авиации Первой мировой войны.



Технические характеристики:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПУЛЕМЕТА «МАДСЕН»
Калибр, мм.
6,5 или 7,62
Длина, мм.
1120
Длина без приклада, мм.
950
Длина ствола, мм. 587
Масса без патронов, кг. 8,9
Темп стрельбы, выстр./мин. 450
Боевая скорострельность, выстр./мин. 200





RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты