АВИАЦИТАТА

«...Много чего-то от свободных и сильных птиц — в этих смелых, живых и гордых людях... Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть... вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота — все это как бы выжигает, вытравливает из души настоящего летчика обычные низменные чувства — зависть, скупость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь...»

А.И.Куприн

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 Декабря
15 декабря 1938 г.
Состоялся первый полет истребителя И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова, в результате катастрофы в этом вылете погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Русские летчики и летчики-наблюдатели КОВЕНКО Георгий (Юрий) Александрович
АВИАЦИЯ
КОВЕНКО Георгий (Юрий) Александрович
Звание: Подпоручик
Даты жизни: 29.09.1889 г. - 1938 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Георгий (Юрий) Александрович Ковенко родился 29 сентября 1889 года в Санкт-Петербурге. С 1909 г. по 1914 г. обучался за границей. Окончил политехникум в г. Антверпен (Бельгия), Лондонский институт прикладной химии, Николаевское инженерное училище (1915 г.).

14.05.1915 г., по окончании Николаевского инженерного училища, прикомандирован к штабу Киевского военного округа.
23.05.1915 г. назначен в Управление инспектора инженерной части округа.
С 25.05.1915 г. - во 2-м запасном телеграфном батальоне.
С 24.06.1915 г. - начальник 1-го шестового отделения 18-й отдельной телеграфной роты.
23.02.1916 г. назначен сверхштатным наблюдателем в 7-й армейский авиационный отряд.
С 10.05.1916 г. - летчик-наблюдатель 1-го армейского авиационного отряда.
03.07.1916 г. тяжело ранен в воздушном бою над стан.Ракишки бронебойными пулями в живот, руку и бедро. После этого ранения стал инвалидом и был уволен из армии. Работал технологом в товариществе «Иван Стахеев и К0» в Петрограде.
В 1918 г. через Бухару выехал за границу. В течение пяти лет работал технологом в Индии, Индонезии, Австралии и Японии.
В 1923 г. вернулся в СССР. Работал в г.Владивостоке в конторе «Книжное дело», а затем инженером-технологом на предприятии «Дальгосрыбпром».
В 1932 г. переехал в г.Мурманск, где также работал инженером-технологом в рыбной промышленности.
28.08.1933 г. арестован органами ОГПУ по обвинению в шпионаже. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 03.03.1934 г. «приговорен к высылке в Карелию сроком на 3 года».
22.01.1938 г. арестован 3-м отделом НКВД Беломорско-Балтийского комбината «по обвинению в шпионаже». Постановлением «тройки» НКВД Карельской АССР от 21.03.1938 г. «приговорен к высшей мере наказания».
В 1938 г. расстрелян. Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 23.08.1960 г. постановление Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 03.03.1934 г. отменено «за отсутствием состава преступления».

Чины и звания

Прапорщик - 14.05.1915 г.
Подпоручик - 17.03.1916 г.

Награды

Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 27.07.1916 г. «за то, что 3-го июля 1916 г. вылетев с летчиком, младшим унтер-офицером Пушкелем из г.Двинска на дальнюю разведку стан.Ракишки, Поневежской железной дороги, пройдя стан.Абели,  был атакован сзади неприятельским аппаратом типа «Фоккер»; первыми пулями был ранен в правую руку подпоручик Ковенко; приказав летчику повернуть на неприятельский аппарат и открыв пулеметный огонь, заставил противника отойти. Несмотря на серьезное ранение подпоручика Ковенко, он решил продолжать выполнение задачи. На обратном пути летчики вновь были атакованы сзади «Фоккером» и его пулеметным огнем было причинено много повреждений, в том числе пробита труба радиатора. Обстрелянный пулеметным огнем с нашего самолета, противник скрылся. Подпоручик Ковенко, заметив бьющую фонтаном из трубы радиатора воду, следствием чего могла произойти полная остановка мотора, с явной опасностью для жизни пролез в узкое отверстие между радиаторами и, лежа на спине на цилиндрической поверхности покрышки мотора, ежеминутно рискуя вывалиться из аппарата, закрыл рукой пробоину в трубе. В это время "Фоккер " опять вернулся и, пользуясь тем, что подпоручик Ковенко был занят исправлением радиатора, стал безнаказанно обстреливать из пулемета наш аппарат и вторично тяжело ранил подпоручика Ковенко в живот и в бедро с раздроблением кости. Несмотря на сильную до судорог боль, истекая кровью, подпоручик Ковенко продолжал исправление аппарата, закрыл пробоину в трубе перчаткой и перевязал ремешком от бинокля; напрягая последние усилия, подпоручик Ковенко закончил ремонт, вернулся к пулемету, открыл по противнику огонь и нанес последнему, по-видимому, серьезные повреждения, так как тот, несмотря на то, что оставалось до позиции около сорока верст, сильно снижаясь, стал уходить. Теряя сознание, решив избежать какой угодно ценою посадки на территории противника, подпоручик Ковенко приказал летчику унтер-офицеру продолжать полет до наших линий, что и было выполнено летчиком ценой неимоверных усилий. Весь обратный путь и переход через позицию был совершен на неисправном аппарате, под ураганным огнем неприятельской артиллерии на очень незначительной высоте»;
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 08.01.1917 г.



Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.

Архивные источники:

РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. П/с. 336-958; Ф. 2008. Оп. 1. Д.1446.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты