АВИАЦИТАТА

«Ныне частенько говорят и пишут, что самолет станет впредь выигрывать битвы! Следовало бы вместо этого спросить, как все это может статься... Об использовании аэроплана как средства борьбы, по крайней мере, теперь и в обозримом времени, даже не может быть и речи. Аэроплан не является машиной разрушения. Хорошо хотя бы то, что он уже теперь пригоден для разведки».

«Военная Франция», 1913 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 Октября
18 октября 1929 г.
Первый полет пассажирского самолета К-5 конструкции К.А.Калинина с двигателем М-22, под управлением летчика-испытателя М.А.Снегирева.
К-5 стал первым отечественным пассажирским самолетом, который строился большой серией.
Всего было построено 258 самолетов этого типа.
18 октября 1885 г.
Первый свободный полёт на высоту 2225 м продолжительностью 5 часов на расстояние 150 км совершили русские военные воздухоплаватели А.М.Кованько и др.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Русские летчики и летчики-наблюдатели КУРБАТОВ Николай Николаевич
АВИАЦИЯ
КУРБАТОВ Николай Николаевич
Звание: Подпоручик
Даты жизни: 16.07.1886 г.-
Страна: Россия

Биографическая справка:

Николай Николаевич Курбатов родился 16 июля 1886 года в Орле. Окончил Орловское Александровское реальное училище (1905 г.), Михайловское артиллерийское училище (1908 г.), Офицерские фехто-вально-гимнастические курсы (1909 г.), Офицерскую воздухоплавательную школу (1912 г.), Военную авиационную школу (1914 г.).

С 1905 г. по 1908 г. обучался в Михайловском артиллерийском училище.
15.06.1908 г. выпущен в Свеаборгскую крепостную артиллерию.
С 28.06.1908 г. - младший офицер 3-й роты.
С 11.01 по 11.05.1909 г. находился в командировке в Санкт-Петербурге на Офицерских фехтовально-гимнастических курсах. С 25.05.1909 г. - младший офицер 8-й роты. С 09.09. по 09.11.1909 г. - учитель в учебной команде.
С 03.11.1910 г. - младший офицер 9-й роты.
С 24.10.1911 г. по 01.09.1912 г. обучался в Офицерской воздухоплавательной школе.
21.10.1912 г. назначен в Сибирский воздухоплавательный батальон.
С 23.11.1912 г. - младший офицер 1-й роты.
С 29.11 по 02.12.1912 г. - временно командующий 1-й ротой.
С 16.01.1913 г. - младший офицер 2-й роты, затем начальник нестроевой команды и младший офицер 3-й роты.
08.02.1914 г. прикомандирован к Владивостокской воздухоплавательной роте.
С 08.02 по 25.05.1914 г. - и.д. начальника наблюдательной станции.
02.06.1914 г. откомандирован в Сибирскую воздухоплавательную роту.
С 21.08. по 29.10.1914 г. обучался в Военной авиационной школе.
С 15.11.1914 г. по 29.04.1915 г. - в Новогеоргиевском крепостном авиационном отряде.
11.06.1915 г. прикомандирован к 5-му Сибирскому корпусному авиационному отряду.
С 21.06.1915 г. - и.д. начальника, с сентября 1915 г. - начальник этого отряда (16.03.1916 г. переформирован в 3-й Кавказский авиационный отряд).
С 23.12.1916 г. назначен и.д. помощника Инспектора авиации Кавказской армии.
07.01.1917 г. сдал командование 3-м Кавказским авиационным отрядом.
17.01.1917 г. вступил в новую должность.
С 05.05. по 14.09.1917 г. - временно и.о. Инспектора авиации Кавказской армии.
11.10.1917 г. командирован в Академию Генерального штаба.
02.03.1918 г. окончил ускоренные курсы Академии Генерального штаба.
В апреле 1918 г. откомандирован к прежнему месту службы, «с предоставлением месячного отпуска». После демобилизации проживал в г.Орле.
08.06.1920 г. добровольно поступил на службу в РККА.
С 31.03.1921 г. - помощник начальника Научно-опытного аэродрома РККВВФ по технической части.
С 14.09.1922 г. - начальник отделения авиации и гидроавиации Оперативно-строительного отдела Управления ВВС РККА, затем начальник Отдела специальной службы штаба ВВС РККА.
С 27.02.1923 г. - помощник начальника Оперативного отдела штаба ВВС РККА.
С 27.03.1924 г. - начальник 3-го отдела (земного оборудования) штаба ВВС РККА.
С 27.10.1924 г. - красный летчик-наблюдатель.
С 1925 г. - летчик-наблюдатель Научно-опытного аэродрома ВВС РККА.
С 01.10.1926 г. - преподаватель и руководитель класса воздушной стрельбы 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей им. К.Е.Ворошилова.
22.05.1927 г. назначен на должность преподавателя Академии военно-воздушного флота РККА им. профессора Н.Е.Жуковского.
01.10.1927 г. утвержден в этой должности.
С 09.12.1927 г. - старший руководитель кафедры огневой подготовки той же академии.
С 22.09.1932 г. - инженер по вооружению 17-й авиационной бригады, затем 26-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады.
С 19.03.1936 г. - преподаватель воздушной стрельбы Авиационной эскадрильи высшего пилотажа, а также преподаватель воздушной стрельбы 8-й военной школы пилотов.
С 22.03.1936 г. - военный инженер 1-го разряда.
В июне 1937 г. арестован органами НКВД СССР и осужден по ложному обвинению.
21.06.1937 г. уволен от службы в РККА со снятием с учета.
12.01.1967 г. реабилитирован.
06.03.1967 г. исключен из списков офицерского состава Вооруженных сил СССР «ввиду смерти».

Чины и звания

Подпоручик - 15.06.1908 г.
Поручик - 03.09.1910 г.
Штабс-капитан - 31.08.1914 г.
Военный летчик - 29.10.1914 г.
Капитан - 08.09.1917 г.
Подполковник - 25.11.1917 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 25.12.1912 г. «за окончание Офицерской воздухоплавательной школы»;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 15.07.1915 г.;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 23.03.1916 г.;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - Приказом по Кавказской армии № 158 от 29.03.1916 г.
Георгиевское оружие - ВП от 31.05.1916 г. «за то, что, исправляя должность начальника 5-го Сибирского авиационного отряда, воздушной разведкой, произведенной 23-го июля и 2-го августа 1915 г., он установил передвижение частей турок из Пассинской долины в долину Ефрата, что дало основания командиру 1-го корпуса принять решение - перейти частями корпуса в наступление на фронте, дабы не дать туркам всеми силами навалиться на четвертый наш корпус. Турки действительно вынуждены были оставить в Пассинской долине не менее 24 таборов при 36-40 орудиях, чем облегчшасъ задача наших войск в долине Ефрата. Во время воздушной разведки поднимаясь, ввиду большой абсолютной высоты местности, лишь на высоту не более 1000-1500 футов, штабс-капитан Курбатов, подвергался сильному обстрелу пехоты и артиллерии турок, причем крылья аппарата были прострелены; тем не менее летчик успел сделать, как выше сказано, весьма ценные наблюдения и фотографические снимки».
Английский орден «Военный крест» - 01.09.1917 г.



Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.

Архивные источники

РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. П/с. 986 (1909 г.); Ф. 1300. Оп. 4. Д. 616. Л. 96; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1554. РГВА. Ф. 37837. Оп. 4. Д. 109. Л. 89; Ф. 37837. Оп. 4. Д. 116. Л. 576 об.; Ф. 37837. Оп. 4. Д. 142, Л. 550; Ф. 37837. Оп. 4. Д. 149. Л. 94. ЦАМО РФ. Л/д. 847138.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты