АВИАЦИТАТА

«Женщины начинают быстро выдвигаться в авиации, в этом новом пока деле. Вслед за мной пилотские дипломы получили спортсменка Евдокия Анатра и певица Любовь Голанчикова. Горячо верю, что года через два-три женщины будут иметь большие успехи и на этом поприще».

Зверева Л.В.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Иностранные летчики и летчики-наблюдатели ЛЯКМАН Жорж-Марсель
АВИАЦИЯ
ЛЯКМАН Жорж-Марсель
Звание: Су-лейтенант французской армии
Даты жизни: 10.08.1890 г.- 12.08.1961 г.
Страна: Франция

Биографическая справка:

Жорж-Марсель Лякман родился 10 августа 1890 года в Париже. Окончил частную авиационную школу R.E.P (Робер Эсно Пельтри) в Баке (Франция).

С 02.08.1914 г. на службе во французской авиации. Назначен во 2-ю авиационную группу. Прикомандирован к эскадрилье №27.
С 30.08.1914 г. - на театре военных действий. Принимал участие в битве на Марне. Переведен с эскадрильей в район Артуа.
15.01.1915 г. переведен в эскадрилью M.S.-15, 24.05.1915 г. - в эскадрилью N-57. Участвовал в боях в районе Бриа, к северо-востоку от г.Аррас.
13.08.1915 г. командирован в Италию, в эскадрилью N-92 (Эскадрилья по защите Венеции). Участвовал в бомбардировках г.Триест.
24.03.1916 г. откомандирован в свою часть. В составе эскадрильи N-57 участвовал в операциях под Верденом.
15.07.1916 г. уничтожил зажигательными ракетами немецкий аэростат.
26.01.1917 г. назначен во Французский авиационный дивизион в России.
С мая 1917 г. в России, в составе эскадрильи N-581.
С 20.05.1917 г. участвовал в совместных операциях с 19-м корпусным авиационным отрядом русской армии. В тот же день по ошибке сбил русский аэростат, приняв его в сумерках за неприятельский. Заблудившись в тумане, потерпел аварию. Самолет упал в лесу, скапотировав при падении. Лякман был эвакуирован с тяжелыми телесными повреждениями. В июне 1917 г. возвратился в свою часть.
23.07.1917 г. перемещен с эскадрильей в район г.Гусятин, 12.08.1917 г. - в Каменец-Подольский.
19.08.1917 г. сбил немецкий аэростат.
До января 1918 г. находился в составе эскадрильи в районе г.Киев.
С 28.01 по 04.02.1918 г. находился в г.Киев. После приказа о расформировании Французского авиационного дивизиона в России переехал в Москву, где состоял офицером для поручений при военном атташе Французской республики - генерале Леверне. Принимал участие в организации отправки русских авиационных специалистов на север, в район Мурманска, в расположение экспедиционного корпуса союзников.
В июле 1918 г. с группой французских летчиков перебрался в Архангельск. Участвовал в операции по захвату стратегических объектов в районе Сумского Посада. Добровольцем вступил в Славяно-Британский авиационный корпус, был прикомандирован к штабу Двинского авиационного дивизиона. Участвовал в операциях в районе Шенкурска, совершая воздушные разведки.
В ноябре 1918 г. решил возвратиться во Францию.
07.11.1918 г. покинул пределы России.
После Первой мировой войны служил во французской авиации.
С 1919 г. - командир Французского авиационного дивизиона в Чехословакии. Произведен в майоры. Занимался налаживанием авиационных баз во французских колониях в Африке.
12.08.1961 г. умер в г.Тоннер на р.Йонна (Франция). Похоронен на кладбище Мароль-су-Линьер в провинции Об (Франция).

Чины и звания

Сержант французской армии - 02.08.1914 г.
Аджюдан французской армии - 08.03.1915 г.
Су-лейтенант французской армии - 28.07.1915 г.

Награды

Орден Святого Георгия 4-й степени - Приказом по 7-й армии № 1765 от 31.10.1917 г. «за то, что 19-го августа 1917 г., вылетев на самолете истребителе, атаковал и сжег аэростат противника у Д.Мельница в расположении противника».
Французский «Военный крест» с 9 пальмами - 09.09.1914 г.;
французская «Военная медаль» - 23.06.1915 г. за воздушную разведку 27.03.1915 г.;
итальянский орден Короны - 12.05.1916 г. за воздушную оборону Венеции и бомбардировки Триеста;
французский кавалерский крест ордена Почетного легиона - 06.01.1917 г. за участие в Верденской битве;
английский орден «Военный крест» - 1918 г. «за действия в районе Сумского Посада в августе 1918 г.»;
чешский орден «Военный крест» - 1919 г.;
чешский орден Белого льва - 1919 г.



Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.
Durkota A., Darcey Т., Kulikow V. The Imperial Russian Air Service. Famous pilots and aircraft of World War I. Flying Machines Press, Mountain View, С A, 1995.

Архивные источники

РГВИА Ф. 2129. Оп. 2. Д. 52. Л. 85-88.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты