| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
В БЕЛЬГИИ ЕГО ЗВАЛИ “SACHA”. Русский пилот доброволец Александр Петровский |
Игорь ДЯТЧИН Осенью 1914 года во Франции была выпущена почтовая открытка, на которой был изображён падающий на город Изер германский самолёт, преследуемый бельгийским бипланом. Поводом для её появления стал первый воздушный бой бельгийской военной авиации. Отважными пилотами были два пионера авиации – русский Александр Петровский и бельгиец Морис Бенселин. Александр Петровский родился в Санкт-Петербурге 21 декабря 1885 года. Его отец, действительный статский советник Сергей Иванович Петровский, был совладельцем и инженером пароходной компании на Днепре. Участвовал в строительстве Транссибирской железной дороги. По семейному преданию, одна из железнодорожных станций была названа в его честь. Мать - Ольга Ивановна, урожденная Трамбицкая. Александр был заядлым спортсменом-любителем. Будучи членом Санкт-Петербургского общества любителей спорта, участвовал в соревнованиях по лёгкой атлетике. 9 июля 1906 года побил всероссийский рекорд в беге на 100 метров с результатом 11,8 секунды, 30 июля того же года прыгнул в высоту с шестом на 3 метра 11 сантиметров, что тоже было рекордом. После переезда в Бельгию, вступил в местный спортивный клуб “Racing Club de Bruxelles”, где продолжил выступать в соревнованиях по лёгкой атлетике. Был кандидатом в сборную Олимпийских игр 1908 года. Обучался на инженера в Санкт Петербурге и Берлине. Переехав в Бельгию, ”заболел” авиацией. В 1909 году приобрёл самолёт “Соммер” (Sommer) и ангар на небольшом взлётном поле в окрестностях Брюсселя. 31 мая 1910 года получил бельгийскую лицензию пилота за номером 11. В 1910 году 21 июня стал обладателем международного “бреве” №124.
Alexandre ‘Sacha’ de Petrowski участвовал в многочисленных авиационных “митингах” по всей Европе. Кроме того, Петровский был заводчиком немецких догов, владельцем питомников в Брюсселе, его собаки получили несколько медалей на выставках. В Бельгии Александр познакомился со своей будущей женой Жанной Женни Изерби (Jeanne Eugenie Iserbyt), с которой обвенчался в церкви Святого Николая при Российском посольстве в Брюсселе 4 июня 1910 года. В первые дни войны, в августе 1914, двадцать шесть гражданских пилотов, имеющих лётное "бреве", добровольно поступили в Бельгийскую воздушную службу, одним из них был Александр Петровский. В эскадрилье I Esc. HF., вооружённой самолётами Farman HF 20 JERO, строившимися в Бельгии по французской лицензии, он и Фернан Гэббелс (Fernand Goebbels) были распределены в звено бомбардировщиков. Их главными целями были места стоянки немецких войск и аэростаты наблюдения. Наблюдателем у А. Петровского стал его старый знакомый, тоже пионер авиации, участник перелёта Кёльн-Льеж в 1911 году су-лейтенант Морис Бенселин (Maurice Benselin). 4 сентября 1914 года Петровский и Бенселин совершили два вылета на бомбардировку. В первом они сбросили одну бомбу на ангар для "Цеппелина" в Эттербек (Etterbeek). Во втором- три бомбы и высыпали две коробки металлических стрел (флешеттов) на позицию аэростата наблюдения юго-восточнее Термонде (Termonde). Это была первая бомбардировка, выполненная военной авиацией Бельгии. Одной из целей для бомбардировки было лётное поле в Сент-Агата-Бершем (St-Agatha-Berchem) на котором базировалась немецкая эскадрилья FA 38 (Feldflieger-Abteilung 38). В пятницу 25 сентября 1914 года произошёл первый воздушный бой в истории бельгийской авиации. Петровский и Бенселин в очередной раз появились над германским аэродромом. Но в этот раз их уже ждали, на перехват досаждавшего немцам “Фармана” поднялся моноплан “Таубе” (Taube). Немецкий наблюдатель открыл огонь по бельгийскому самолёту. Бенселин в ответ выпустил четыре пули из своего карабина “Винчестер”, меткие выстрелы ранили (возможно смертельно) невезучего немецкого пилота, “Таубе” начал падать, но наблюдатель смог взять управление на себя и приземлиться на своём аэродроме. Победа экипажу не была засчитана, так как боя с бельгийской стороны никто не видел. В 1920 году один из самых заслуженных пилотов Бельгии Фернан Жаке (Fernand Jacquet) пытался добиться, чтобы эту победу признали, но напрасно. Интересно, что официально признанную первую победу в бельгийской авиации одержал именно Фернан Жаке. Интенсивная боевая работа и ощущение оторванности от воюющей родной страны сказались на здоровье. Петровский впал в депрессию и был отправлен в тыл. В авиационной школе в Этамп (Etampes) служил инструктором. 6 января 1916 ему было присвоено звание су-лейтенант. 28 сентября 1916 г. Первый вылет после долгого перерыва. На фронт он вернулся 15 сентября 1916 уже как летчик – истребитель в ставшую знаменитой 5-ю эскадрилью «Кометы». Первый боевой вылет после долгого перерыва совершил 28 сентября 1916 года. В апреле-мае 1917 провёл несколько воздушных боёв. Несколько месяцев спустя он отправился на Родину, где пробыл три месяца. По воспоминаниям его родных, только форма бельгийского офицера обеспечивала ему безопасность в охваченной революцией стране. Петровский вернулся обратно в Бельгию 30 ноября. Он получил назначение в недавно созданную 7-ю эскадрилью, но 22 июля 1918 подал рапорт об увольнении, который был удовлетворён. За время службы в бельгийской военной авиационной службе совершил 119 боевых вылетов. Петровский 31 мая 1917 стал кавалером ордена Леопольда II (Chevalier de l'Ordre de Leopold II). Цитата из указа о награждении Военным крестом: Королевство БельгияВоенное министерство имеет честь сообщить су-лейтенанту Военной авиации Александру Петровскому, что королевским указом от 13 сентября 1917 года номер 4744, кавалер ордена Леопольда II награждается Военным крестом (Croix de Guerre). Превосходный пилот и офицер. Поступив на службу в бельгийскую авиацию в начале войны, постоянно показывал пример мужества и абсолютного самопожертвования. Ньюпор XXIII, на котором Александр Петровский летал в 5-й эскадрилье, 1917 г. (Художник © А. Казаков) Не имея возможности вернуться в Россию, Петровский вместе с семьёй переехал в Джерси (британский остров в проливе Ла-Манш). Пытался перевезти к себе мать и других членов своей семьи из СССР. Работал тренером, в 1939 году написал книгу по технике игры в теннис. Умер 26 сентября 1965 и похоронен на кладбище Сент-Савьер (St. Saviour) на острове Джерси. Проект Retroplan.RU выражает искреннюю признательность Игорю ДЯТЧИНУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации. Источники:
|
|
|