| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
В БЕЛЬГИИ ЕГО ЗВАЛИ “SACHA”. Русский пилот доброволец Александр Петровский |
Игорь ДЯТЧИН
Отважными пилотами были два пионера авиации – русский Александр Петровский и бельгиец Морис Бенселин. Александр Петровский родился в Санкт-Петербурге 21 декабря 1885 года. Его отец, действительный статский советник Сергей Иванович Петровский, был совладельцем и инженером пароходной компании на Днепре. Участвовал в строительстве Транссибирской железной дороги. По семейному преданию, одна из железнодорожных станций была названа в его честь. Мать - Ольга Ивановна, урожденная Трамбицкая. Александр был заядлым спортсменом-любителем. Будучи членом Санкт-Петербургского общества любителей спорта, участвовал в соревнованиях по лёгкой атлетике. 9 июля 1906 года побил всероссийский рекорд в беге на 100 метров с результатом 11,8 секунды, 30 июля того же года прыгнул в высоту с шестом на 3 метра 11 сантиметров, что тоже было рекордом. После переезда в Бельгию, вступил в местный спортивный клуб “Racing Club de Bruxelles”, где продолжил выступать в соревнованиях по лёгкой атлетике. Был кандидатом в сборную Олимпийских игр 1908 года. Обучался на инженера в Санкт Петербурге и Берлине. Переехав в Бельгию, ”заболел” авиацией. В 1909 году приобрёл самолёт “Соммер” (Sommer) и ангар на небольшом взлётном поле в окрестностях Брюсселя. 31 мая 1910 года получил бельгийскую лицензию пилота за номером 11. В 1910 году 21 июня стал обладателем международного “бреве” №124.
Alexandre ‘Sacha’ de Petrowski участвовал в многочисленных авиационных “митингах” по всей Европе. Кроме того, Петровский был заводчиком немецких догов, владельцем питомников в Брюсселе, его собаки получили несколько медалей на выставках. В Бельгии Александр познакомился со своей будущей женой Жанной Женни Изерби (Jeanne Eugenie Iserbyt), с которой обвенчался в церкви Святого Николая при Российском посольстве в Брюсселе 4 июня 1910 года. В первые дни войны, в августе 1914, двадцать шесть гражданских пилотов, имеющих лётное "бреве", добровольно поступили в Бельгийскую воздушную службу, одним из них был Александр Петровский. В эскадрилье I Esc. HF., вооружённой самолётами Farman HF 20 JERO, строившимися в Бельгии по французской лицензии, он и Фернан Гэббелс (Fernand Goebbels) были распределены в звено бомбардировщиков. Их главными целями были места стоянки немецких войск и аэростаты наблюдения. Наблюдателем у А. Петровского стал его старый знакомый, тоже пионер авиации, участник перелёта Кёльн-Льеж в 1911 году су-лейтенант Морис Бенселин (Maurice Benselin). 4 сентября 1914 года Петровский и Бенселин совершили два вылета на бомбардировку. В первом они сбросили одну бомбу на ангар для "Цеппелина" в Эттербек (Etterbeek). Во втором- три бомбы и высыпали две коробки металлических стрел (флешеттов) на позицию аэростата наблюдения юго-восточнее Термонде (Termonde). Это была первая бомбардировка, выполненная военной авиацией Бельгии. Одной из целей для бомбардировки было лётное поле в Сент-Агата-Бершем (St-Agatha-Berchem) на котором базировалась немецкая эскадрилья FA 38 (Feldflieger-Abteilung 38). В пятницу 25 сентября 1914 года произошёл первый воздушный бой в истории бельгийской авиации. Петровский и Бенселин в очередной раз появились над германским аэродромом. Но в этот раз их уже ждали, на перехват досаждавшего немцам “Фармана” поднялся моноплан “Таубе” (Taube). Немецкий наблюдатель открыл огонь по бельгийскому самолёту. Бенселин в ответ выпустил четыре пули из своего карабина “Винчестер”, меткие выстрелы ранили (возможно смертельно) невезучего немецкого пилота, “Таубе” начал падать, но наблюдатель смог взять управление на себя и приземлиться на своём аэродроме. Победа экипажу не была засчитана, так как боя с бельгийской стороны никто не видел. В 1920 году один из самых заслуженных пилотов Бельгии Фернан Жаке (Fernand Jacquet) пытался добиться, чтобы эту победу признали, но напрасно. Интересно, что официально признанную первую победу в бельгийской авиации одержал именно Фернан Жаке. Интенсивная боевая работа и ощущение оторванности от воюющей родной страны сказались на здоровье. Петровский впал в депрессию и был отправлен в тыл. В авиационной школе в Этамп (Etampes) служил инструктором. 6 января 1916 ему было присвоено звание су-лейтенант. ![]() 28 сентября 1916 г. Первый вылет после долгого перерыва. На фронт он вернулся 15 сентября 1916 уже как летчик – истребитель в ставшую знаменитой 5-ю эскадрилью «Кометы». Первый боевой вылет после долгого перерыва совершил 28 сентября 1916 года. В апреле-мае 1917 провёл несколько воздушных боёв. Несколько месяцев спустя он отправился на Родину, где пробыл три месяца. По воспоминаниям его родных, только форма бельгийского офицера обеспечивала ему безопасность в охваченной революцией стране. Петровский вернулся обратно в Бельгию 30 ноября. Он получил назначение в недавно созданную 7-ю эскадрилью, но 22 июля 1918 подал рапорт об увольнении, который был удовлетворён. За время службы в бельгийской военной авиационной службе совершил 119 боевых вылетов. Петровский 31 мая 1917 стал кавалером ордена Леопольда II (Chevalier de l'Ordre de Leopold II). Цитата из указа о награждении Военным крестом: Королевство БельгияВоенное министерство имеет честь сообщить су-лейтенанту Военной авиации Александру Петровскому, что королевским указом от 13 сентября 1917 года номер 4744, кавалер ордена Леопольда II награждается Военным крестом (Croix de Guerre). Превосходный пилот и офицер. Поступив на службу в бельгийскую авиацию в начале войны, постоянно показывал пример мужества и абсолютного самопожертвования. ![]() Ньюпор XXIII, на котором Александр Петровский летал в 5-й эскадрилье, 1917 г. (Художник © А. Казаков) Не имея возможности вернуться в Россию, Петровский вместе с семьёй переехал в Джерси (британский остров в проливе Ла-Манш). Пытался перевезти к себе мать и других членов своей семьи из СССР. Работал тренером, в 1939 году написал книгу по технике игры в теннис. Умер 26 сентября 1965 и похоронен на кладбище Сент-Савьер (St. Saviour) на острове Джерси. Проект Retroplan.RU выражает искреннюю признательность Игорю ДЯТЧИНУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации. Источники:
|
|
|
![]() | |