АВИАЦИТАТА

Пилоту рекомендуются следующие способы воздушного боя. Первый: пикировать со стороны солнца перпендикулярно полету неприятельского аэроплана, нырнуть под него, начать петлю и кончить ее переворотом на крыло, с выравниванием под неприятельским аэропланом в непосредственной близости от него. При втором способе летчик опускается к неприятелю с хвоста, делая все время зигзаги, пока не займет нужного положения под хвостом противника...

И.А.Орлов "Приемы ведения воздушного боя", 1917 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 Октября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи ВВС Турции в Первой мировой войне. Создание военной авиации
АВИАЦИЯ
Категории: авиация Турции
ВВС Турции в Первой мировой войне. Создание военной авиации

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)


Создание военной авиации в Турции

В 1910 году произошел толчок в развитии авиации в Европе, наступило понимание возможностей применения самолетов в армии и начали приниматься решения о создании военно-воздушных сил.

Правительство Османской Империи внимательно следило за этими процессами в Европе, и оценило их по достоинству. В 1911 году военный министр Махмут Шевкет-Паша издал директиву о формировании в структуре Генерального Штаба отдела развития военной авиации, впоследствии этот отдел был подчинен Инспекции технических частей и укрепрайонов, став фундаментом быстрого создания и развития авиации.

Параллельно с этими работами, в 1912 году Ешилькёе была открыта Авиационная школа, два офицера были отправлены на учебу во Францию. Европейские страны, лидировавшие в авиастроении, посетила делегация, которая имела целью прояснение ситуации о возможных закупках самолетов, дирижаблей и обучении летчиков.

Первое боевое использование турецкой авиации имело место в Балканской войне. После Балканской войны Энвер-Паша, занявший пост военного министра, продолжил развитие Военно-Воздушных сил. Для организации обучения пилотов из Франции был приглашен капитан французской авиации Marki De Goys De Mezeyarac, который был назначен на должность начальника Авиационной школы в Ешилькёй. Этот человек сумел быстро организовать процесс подготовки пилотов на самолетах, приобретенных во Франции, и турецкая авиация вышла на новый этап в своего развития.

С началом Первой мировой войны в Турцию начали прибывать немцы и De Goys возвратился на свою родину, бросив начатые работы на половине. После De Goys начальником Авиационной школы был назначен майор артиллерии Латиф. В этот период правительство Османской Империи объявило мобилизацию, аэропланы и пилоты Авиационной школы были мобилизованы, подготовка новых летчиков для авиации была сорвана.

военный министр Махмут Шевкет-Паша
  Marki De Goys De Mezeyarac
Махмут Шевкет-Паша  Marki De Goys De Mezeyarac

Становление ВВС Турции, подготовка личного состава и дислокация.

Количество подготовленных пилотов и самолетов в авиационных подразделениях, оказывающих воздушную поддержку турецкой армии в боях с войсками Антанты на турецких фронтах, увеличилось.

В 1914 году турецкое правительство обратилось к Германии с просьбой оказать содействие в поставках самолетов и подготовке пилотов. В Турцию был отправлена группа пилотов под командованием старшего лейтенанта Serno, технический персонал и 12 самолетов. Старший лейтенант Serno Военным министерством был повышен до звания капитана и назначен командовать Авиационной школой в Ешилькёе. 3 февраля 1915 года немецкая военная делегация приступила к выполнению задач в Авиационной школе и сразу улучшилось снабжение школы: из Германии поступили дополнительные самолеты, наладилось снабжение запасными частями, приборами и оборудованием. Германское правительство сообщило о готовности направить еще некоторое количество самолетов, однако при этом уведомило, что дополнительные летчики не будут присланы.

Из-за невозможности организовать доставку самолетов из Германии сухопутным путем, был разработан план переброски самолетов по воздуху, своим ходом. В южных районах Венгрии немецкий технический персонал подготавливал самолеты к перелету и передавал их турецким авиаторам, обученным в Германии. Турецкие пилоты осуществляли перегон самолетов в Турцию. Опасность была в том, что часть полета выполнялась над болгарской территорией, и, в случае какой-либо аварии мотора, самолет вынужден был совершить посадку, и был бы захвачен болгарами. Несмотря на опасения, таким путем несколько самолетов безаварийно были переброшены в Турцию. После перегона пилоты, прибывшие на этих самолетах, сразу же были направлены в авиационные подразделения на усиление.

К тому времени были сформированы и переданы в распоряжение армии авиационные роты в наиболее важных со стратегической точки зрения районах, существовала Авиационная школа, Отряд воздухоплавания (воздушные шары и дирижабли), Метеорологический отдел. Все они были подчинены 13-му отделу Генерального Штаба, который получил название «Отдела по делам авиации» (Umuru Havaiye). Были сформированы авиационные роты:

- 1-я и 6-я авиационные роты – в зоне пролива Дарданеллы;
- 2-я авиационная рота – должна была отправиться в Ирак;
- 3-я авиационная рота – дислоцирована в Узункёпрю (Uzunkőprű, вилайет Эдирне, западная Турция);
- 4-я авиационная рота – была отправлена в Адану;
- 5-я авиационная рота – в распоряжении 2-й полевой армии;
- 7-я авиационная рота – находилась в готовности для отправки на Кавказский фронт;
- одна авиационная рота находилась в Дамаске
- одна авиационная рота находилась в Кешане (вилайет Эдирне).

Содержание авиационных рот осуществлялось за счет Военного и Морского министерств, снабжением материально-техническими ресурсами и управлением ведал 13-й отдел Генерального Штаба. Боевое применение, размещение, продовольственное снабжение было возложено на командование армии, которой подчинялась рота, для этого в штабе армий были созданы специальные группы.

С целью увеличения эффективности от использования турецко-немецкой авиационной группировки в районе Дарданелл и Черного моря и для большей безопасности полетов, было принято решение о создании метеорологической службы, первые «Отделения наблюдения за погодными условиями» разместились в Стамбуле и Эдирне. В декабре 1915 года было принято решение о создании третьего такого отдела в Гелиболу. Эти отделения измеряли скорость и направление ветра, отслеживали изменения погодных условий и сообщали полученную информацию должностным лицам, принимавшим решения о совершении полетов.


Статья является "вступлением" в цикле материалов по истории военной авиации Турции времён Первой мировой войны.
Продолжение следует...

Источник: havaciyiz.com/BirinciDunyaSavasi1.htm

Дополнительные материалы по истории турецкой авиации:
Выражаем искреннюю признательность автору статей Эрджану ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы по истории военной авиации Турции, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты