АВИАЦИТАТА

...конница отслужила свою службу и самолеты хоронят ее...

Н.Е.Попов, 1912 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 Октября
18 октября 1929 г.
Первый полет пассажирского самолета К-5 конструкции К.А.Калинина с двигателем М-22, под управлением летчика-испытателя М.А.Снегирева.
К-5 стал первым отечественным пассажирским самолетом, который строился большой серией.
Всего было построено 258 самолетов этого типа.
18 октября 1885 г.
Первый свободный полёт на высоту 2225 м продолжительностью 5 часов на расстояние 150 км совершили русские военные воздухоплаватели А.М.Кованько и др.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи Польские летчики и самолеты в гражданской войне в Испании
АВИАЦИЯ
Польские летчики и самолеты в гражданской войне в Испании

о

дним из поставщиков авиатехники в Испанию стала Польша, причем поляки сделали ставку на мятежников. Большая часть поставок авиатехники осуществлялась через Португалию.

Эмиссары Франко прибыли в Польшу осенью 1936 года с заданием срочно купить партию истребителей. Новые PZL Р.7а получить было нереально, так как они требовались местным ВВС. Взамен продавцы предложили устаревшие машины «второй линии» - PWS-10.

Этот истребитель смешанной конструкции был разработан в 1930 году и строился на фирме Podlaska Wytwornia Samolotow в Бяла Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами «Виккерс» wz. 09/18 калибра 7,7 мм и оснащен двигателем «Лоррэн-Дитрих» Ld 12ЕЬ мощностью 450 л.с, выпускавшимся по лицензии в Чехословакии.

Всего было выпущено 80 машин, но строевые летчики их не жаловали, отмечая тяжелое управление. Уже в 1933 году на смену PWS-10 пришел новый цельнометаллический PZL Р-7а. Самолеты передали в школу высшего пилотажа и деблинский центр подготовки летчиков.

у

 франкистов же выбора не было, и они заключили договор на поставку 20 PWS-10. Контракт подписали от имени подставной португальской фирмы SEPEWE, конечным пунктом также указывалась Португалия. Кроме самих самолетов, поставлялись 12 двигателей и 10 комплектов запасных частей.

Поставки разделили на две партии. Первая в количестве 15 машин в декабре 1936-го прибыла в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой ее переправили на аэродром «Ла Таблада» недалеко от Севильи. Тут их собрали польские механики. Существует, впрочем, и другая версия, согласно которой машины прибыли в Виго в ноябре 1936 года.

Оставшиеся пять машин поступили в январе 1937-го. По системе обозначений националистов PWS-10 получил код «4» и, соответственно, бортовые номера от «4-1» до «4-20». А пилоты прозвали истребитель pavipollo («индюк»).

в 

 феврале 1937 года самолеты зачислили в истребительную группу Grupo de Caza №4. Тут из них сформировали эскадрилью, которой стал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (впоследствии известный ас, «отметившийся» даже в 1941 году на Восточном фронте).

Истребители базировались на аэродроме «Леон» и участвовали в боях на этом участке фронта. Однако, если при встречах со старыми «Ньюпор-Деляжами» Ni-D 52 у мятежников еще были какие-то шансы, поединок с И-15, а тем более - с И-16 мог окончиться для них весьма плачевно.

Поэтому уже в апреле 1937 года «ПВСы» вывели из боевого состава и передали в различные летные школы. Здесь самолет очень пригодился, так как оказалось, что по управлению он во многом напоминает основной истребитель франкистов «Фиат CR.32. В ходе обучения испанские курсанты разбили в авариях за год четыре машины.

Окончательно самолеты вывели из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера продолжалась ненамного дольше - до начала 1939-го).

Кроме партии истребителей, мятежникам удалось закупить еще несколько польских машин. Уже к концу 1936 года через Португалию прибыли четыре легких связных самолета RWD-13. Им присвоили кодовый номер «30».

Один из них был передан группе 6-G-15. Во время посещения этого подразделения в августе 1937 года на нем летал лучший франкистский ас Хоакин Гарсия Морато. Самолеты №№30-3 и 30-4 пережили войну и только в 1942 году были переданы аэроклубу Сарагосы. Там они использовались для подготовки летчиков еще несколько лет.

По польским документам удалось идентифицировать только три самолета RWD-13:

Произв. №
Обозначение в
польском регистре
Двигатель
Примечание
152
 SP-BEX  D.H. Gipsy Major I (8583)  Продан в Португалию, оправлен из Гдыни 2.12.36
153 SP-BEY D.H. Gipsy Major I (8651)Продан в Португалию, оправлен из Гдыни 2.12.36.
У националистов – «30-3». С 27 марта 1941 – EC-CAF.
Передан на военную службу 01.06.46. Списан 23.03.54
154
 SP-BEZ D.H. Gipsy Major I (8763) Продан в Португалию, оправлен из Гдыни 2.12.36

Кроме того, есть неподтвержденные данные, что из Польши националисты получили, по крайней мере, 20 учебных машин PWS 16, но к сожалению, на данный момент автор не располагает фотографиями, подтверждающими этот факт.

Единственными польскими машинами в составе республиканских ВВС были два связных RWD-9, которые в начале войны реквизировали у частных лиц. Эти машины (SP-DRA, -DRB) в 1935 году прибыли в Испанию. Один из них - EM-W46 - был разбит при вынужденной посадке во Франции 31 октября 1936 года. При каких обстоятельствах он оказался за границей и что там делал его экипаж – неизвестно.

польских летчиков, летавших на Пиренеях в годы войны, было гораздо меньше. В основном они имели гражданские лицензии и перегоняли самолеты, закупленные правительством в различных европейских странах. Самым известным был случай перегона трехмоторного «Фоккера» F-XII (гражданское обозначение G-ADZK), в экипаж которого входили Тадеуш Чарковский, Казимир Лазоцкий, Адам Шарек и Казимир Зимбинский. Был ли это единичный случай - опять таки неизвестно.

Кроме того, по крайней мере один польский еврей - Пикар Хацкель летал бортстрелком на «Потезе-54» в эскадрилье «Эспанья».

Кроме того, есть смутные данные о неких загадочных летчиках польской национальности, вроде бы, числившихся в составе республиканских ВВС, но от них остались только прозвища - «Бенгольд», «Абуш» и «Гедалия». Есть мнение, что под этими именами летали первые советские летчики-истребители на Пиренеях.

Автору также известен один поляк, летавший на стороне франкистов - Тадеуш Стричек. Но никаких других сведений об этом человеке не сохранилось.


© Михаил ЖИРОХОВ

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты