АВИАЦИТАТА
«Ныне частенько говорят и пишут, что самолет станет впредь выигрывать битвы! Следовало бы вместо этого спросить, как все это может статься... Об использовании аэроплана как средства борьбы, по крайней мере, теперь и в обозримом времени, даже не может быть и речи. Аэроплан не является машиной разрушения. Хорошо хотя бы то, что он уже теперь пригоден для разведки».
«Военная Франция», 1913 г.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
11 Февраля
На данное число памятные даты отсутствуют
|
Энциклопедия КОНСТРУКТОРЫ МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович
|
|
АВИАЦИЯ
МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович |
|
Даты жизни: 9.03.1825-20.03.1890
Страна: Россия
Разработки: первый самолет
|
Биографическая справка:
Александр Фёдорович Можайский - русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр-адмирал. Родился в Роченсальме (ныне Котка) в Финляндии, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского. 19 января 1841 г. А.Ф. Можайский блестяще заканчивает петербургский Морской кадетский корпус, причём, не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей.
В 1841-62 и 1879-82 Можайский служит в военно-морском флоте, в 1862-79 - в гражданских ведомствах.
За время службы на флоте Можайский ходил на судах различной конструкции по Белому, Баренцеву, Норвежскому, Северному и Балтийскому морям. То были последние годы существования военного парусного флота, новые паровые суда шли на смену парусным. В 1852 году его назначают в состав экипажа одного из первых русских военных пароходов "Усердного". Во время годового плавания на "Усердном" Можайский ознакомился с двигателем, который оказал влияние на все развитие промышленности, транспорта и военного кораблестроения XIX столетия и до конца века оставался единственным типом двигателя, на базе которого можно было решить задачу полетов по воздуху.
В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на фрегате "Диана" совершил кругосветное путешествие через Атлантический и Тихий океаны в Японию. Фрегат потерпел крушение во время землетрясения у острова Хонсю, после чего личный состав "Дианы" по чертежам и под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Сам Можайский на различных судах вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
В 1858 году А.Ф. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, во время которой составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции он в течение двух лет ходил по Балтийскому морю на 84-пушечном винтовом корабле "Орел". В 1860-1861 годах руководил оснащением и установкой паровой машины на винтовом клипере "Всадник", капитаном которого позже был назначен.
В 1863 году в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, прослужив во флоте 22 года, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы 1861 года. Он командируется на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, а в 1873 году был выбран почетным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии. Выйдя в отставку, он начинает активно интересоваться научными разработками по воздухоплаванию.
В 1879 году капитан I ранга Можайский вновь зачислен на действительную военную службу и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.
Конструкторская деятельность
Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 г., когда он начал вести тщательные наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев. В 1872 г. после ряда кропотливых исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позднее Можайского.
Затем с 1873 по 1876, он испытывает различные конструкции змеев. Постепенно увеличивая размеры, он подбирает необходимую площадь змея и добивается такой грузоподъемности, что осмеливается подняться на нем в воздух сам.
Таким образом, он первым в мире летал на воздушных змеях, опередив на 10 лет французского испытателя Майо (1886), на 18 лет англичанина Баден-Поуэла (1894) и на 20 лет австралийца Харгрэва (1896).
Кроме этого, А.Ф. Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолета.
Модель, названная им "летучкой", состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом 3° была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу создавали три воздушных винта, один из которых располагался в носу лодочки, а два других- в специально сделанных прорезях крыла. Винты приводились в движение заведенной часовой пружиной. Рулевые поверхности (горизонтальная и вертикальная) были вынесены назад. Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. На испытаниях в Петербургском манеже модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек с дополнительной нагрузкой в виде офицерского кортика.
Воодушевлённый успехом своей модели, Можайский приступает к детальной разработке проекта своего летательного аппарата в натуральную величину. (см. Первый русский самолёт Можайского А.Ф.)
До сих пор с точностью не установлено, осуществил ли данный самолёт взлёт. После первого неудачного испытания самолёта, не успев внести правки в свой проект, в марте 1890 г. выдающийся изобретатель скончался. Контр-адмирала похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга. Уже в наше время, в 1977 году, силами Академии им. А.Ф. Можайского был установлен памятник на могиле выдающегося человека, который в конце жизни написал о себе: "Я желал быть полезным своему Отечеству..."
Чины и звания: Мичман – 1842 Лейтенант - 1849 Капитан-лейтенант – 1859 Капитан 2 ранга - 1866 Капитан 1 ранга – 1869 Генерал-майор – 1882 Контр-адмирал - 1886
|
|
Интересные факты и легенды:
Во время пребывания на японском берегу Можайский, будучи талантливым
зарисовщиком, зафиксировал характерные особенности архитектуры, жизни и
быта японского народа. По возвращении на Родину художник привез более
20 картин, которые и сегодня хранятся в Военно-Морском музее г.
Санкт-Петербурга.
С 1950 г. его имя носят поселок и железнодорожная станция Дудергоф,
близ которых происходило первое в истории человечества испытание
самолета. На южной окраине Красного Села установлен памятник-бюст А.Ф.
Можайскому.
Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского
института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной
Армии (с 1955 г. - им. А.Ф. Можайского).
В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
Именем А. Ф. Можайского назван Военный инженерный краснознаменный институт в Санкт-Петербурге
Именем А. Ф. Можайского названа формула.
Источники: - Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. — Л.: Молодая гвардия, 1951.
- Захаров В. П. Первый военный аэродром. – М.: Воениздат, 1988. – c. 12-24.
- Король В. Самолет начинался так... – Ленинградская правда. – 1990. – 26 мая. – c. 4.
- Бычков В. Первый русский самолёт. – Крылья Родины. – 1986. - №1. – с. 32
|
|
|