АВИАЦИТАТА

...Еще будучи маленькой девочкой, я с восторгом поднималась на аэростатах в крепости Осовец и строила модели, когда в России еще никто не летал и только в газетах начали изредка появляться первые вести об успехах заграничных конструкторов.

Лидия Зверева. Автобиография.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТЕХНИКА F.B.A. Н летающая лодка Ф.Б.А. тип Н
АВИАЦИЯ
F.B.A. Н летающая лодка Ф.Б.А. тип Н
F.B.A. Н  летающая лодка Ф.Б.А. тип Н
Страна: Франция
Производитель: Franco-British Aviation Company (Франко-Бритиш-Эвиэйшн Компани)
Конструктор: Жан де Конню
Первый полет: 1917 г.
Тип: разведывательный гидросамолет
Модификации:

F.B.A. А - первый серийный экземпляр;
F.B.A. В - конструкция со складывающимися крыльями;
F.B.A. С - экспортная модель;
F.B.A. S - установлен двигатель 200 л.с.;
F.B.A. Н - наиболее удачная модель.


Описание:

В 1913 г. французский авиатор, лейтенант флота Жан де Конню (больше известный, как Андрэ Бимон, победитель гонок Париж — Рим, а также вокруг Европы и Англии) и предприниматель М. Шрек, работавший в компании «Френч Райт К°», основали фирму F.B.A. Она была зарегистрирована в Англии, но производственные мощности располагались во Франции. F.B.A. выкупила патенты на летающие лодки «Доннэ-Левек» и «Арто» и организовала их промышленный выпуск.

На первой серийной летающей лодке F.B.A. А «Левек» между крыльями был установлен ротативный двигатель Гном (50 л. с.) с толкающим воздушным винтом. Однореданный корпус лодки был выполнен из дерева и обшит фанерой. Трехстоечная бипланная коробка крепилась к корпусу на невысоком кабане.

На законцовках нижнего крыла располагались небольшие балансировочные поплавки. Члены экипажа размещались рядом в одной открытой кабине, установленной перед бипланной коробкой.

В 1914 г. по заказу военных моряков на основе лодки «Доннэ-Левек» была создана F.B.A. тип В, которая отличалась от предшественников усиленной конструкцией корпуса и складывающимися крыльями. Кроме того, было модернизировано хвостовое оперение: киль у нового самолета отсутствовал. В начале 1915 г. этими летающими лодками стали оснащать морские эскадрильи Франции и Великобритании. Большинство машин не имели вооружения и использовались в качестве учебных. Англичане изготовили по лицензии 80 летающих лодок и закупили 36 машин французской постройки.

Одним из самых удачных вариантов был F.B.A. С, оснащенный ротативным двигателем Клерже 9b (130 л. с.). Лодка вооружалась одним 7, 7-мм подвижным пулеметом «Льюис». Эта модификация в больших количествах изготавливалась на экспорт, а также производилась по лицензии другими самолетостроительными компаниями, в том числе в России на заводах Лебедева (34 экземпляра). Лодка настолько понравилась русским морякам, что во Франции дополнительно было закуплено 30 машин. На базе F.B.A. тип С был создан опытный самолет с измененной носовой частью для размещения 37-мм пушки. Два двигателя на нем устанавливались тандемно.

Лучшей летающей лодкой, созданной фирмой, была F.B.A. тип Н. Она представляла собой значительно переработанную лодку «Левек». Модернизации подверглись корпус лодки, бипланная коробка и хвостовое оперение. Экипаж состоял из трех человек. В качестве силовой установки использовались двигатели Клерже или Испано-Сюиза 8Аа (150 л. с.). Было значительно усилено вооружение: в носовой части лодки и в задней кабине позади винта размещались турельные пулеметные установки. Лодки широко применялись французской, итальянской и бельгийской морской авиацией для патрулирования прибрежных районов и борьбы с подводными лодками. Всего было произведено около 2000 экземпляров F.B.A. Н, из них 982 лодки по лицензии выпустила итальянская компания «Савойя». Они были оснащены двигателем Изотта-Фраскини V4B (150 л. с.) и 7, 5-мм пулеметом «Фиат».

Очередной (и последней периода войны) модификацией летающих лодок стала F.B.A. тип S. Она отличалась измененным корпусом. Модернизировано было и хвостовое оперение: на лодке установили киль с аэродинамически компенсированным рулем направления. Самолет оснащался двигателем Испано-Сюиза 8В (200 л. с). Кроме Франции, F.B.A. S состояли на вооружении морской авиации США и Бельгии, а в послевоенный период — в Югославии.




Технические характеристики:
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация
 F.B.A. Н
Длина, м.
 9,92
Высота, м.
 3,1
Размах крыльев, м.
 14,12
Площадь крыла, м2
 40
Масса, кг.
 
пустого
 984
максимальная взлетная
 1420
Двигатель
 1 х Испано-Сюиза 8Аа
мощность, л.с.
 150
Максима льная скорость, км/ч
 150
Продолж ительность полета, ч.мин
 -
Максима льная скороподъемность, м/мин
 -
Потолок практический, м.
 4900
Экипаж, чел.
 3
Вооружение
 стрелковое: 1 х 7, 7-мм турельный пулемет «Льюис»
 бомбовое: 70 кг



Источники:
  • Обухович В.А., Никифоров А.Ф.Самолеты Первой мировой войны. - 368 с. Мн: Харвест 2003 г.


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты