АВИАЦИТАТА

Человек полетит опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.

Н. Е. Жуковский

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Апреля
19 апреля 1937 г.
Состоялся первый полет цельнометаллической амфибии АНТ- 44 (МТБ-2)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914 г. (под.ред. В.А.Попова)
АВИАЦИЯ
История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914 г. (под.ред. В.А.Попова) История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914 г. (под.ред. В.А.Попова)

ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ И СВИДЕТЕЛЬСТВАМ СОВРЕМЕННИКОВ

под РЕДАКЦИЕЙ В.А.ПОПОВА

Период до 1914 г.

Уже давно ощущается необходимость в создании книги по истории воздухоплавания и авиации в СССР. Советский читатель, интересующийся нашей авиацией и авиационной техникой, хочет знать не только современное состояние ее, но и возникновение и. развитие. Это желание совершенно законно, и его необходимо полностью удовлетворить.
Великий ученый, отец русской авиации Н. Е. Жуковский придавал чрезвычайно большое значение изучению авиационного прошлого нашего народа. Еще в декабре 1918 г. он совместно с известным летчиком Б. И. Россинским поставил вопрос о создании в Москве Музея-авиации, в котором в первую очередь была бы представлена история русской авиационной техники. Жуковский считал открытие такого музея «делом государственной важности и не терпящим отлагательств». Он утверждал, что музей «должен дать колоссальный вклад для работ по авиации и послужить источником для зарождения новых идей в этой области».
Настоящая книга представляет ценный вклад в изучение авиационного прошлого нашего народа. Технический прогресс летного дела рассмотрен очень подробно и интересно. Эта книга построена почти целиком на богатейшем архивном материале, публикуемом впервые. Она устанавливает приоритет русского народа в целом ряде крупнейших изобретений в области летного дела и дает представление о творческой деятельности отечественных изобретателей в одной из наиболее интересных и передовых отраслей современной техники.
Мы рекомендуем прочитать эту книгу всем нашим авиационным работникам для того, чтобы, изучив прошлое, они лучше ПОНЯЛИ настоящее, узнали и оценили творчество замечательных людей, отдавших себя целиком любимому делу.

Герой социалистического труда
академик С.А.Чаплыгин


ПРЕДИСЛОВИЕ

Великий вождь и учитель товарищ СТАЛИН, обращаясь 7 ноября 1941 г. к Красной Армии, сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...» И воины Красной Армии сражаются так, что вполне достойны великих традиций нашего мужественного, умного и талантливого народа.
В отечественной войне, которую наш народ ведет с немецкими захватчиками, большое и почетное место занимает боевая деятельность советской авиации. Какова же родословная этой авиации? Есть ли у нее . такое же славное прошлое, какое есть у русской армии и военно-морского флота? Есть ли у нас, авиационных работников, достойные подражания великие предки, у которых мы должны учиться, образы которых должны вдохновлять нас в великой освободительной борьбе?
Да, наша авиация имеет героическое, славное прошлое и, славных предков, совершавших замечательные подвиги, показавших чудеса доблести и героизма. Нам есть кем гордиться и есть что вспомнить из прошлого нашей авиации. Каждый советский человек, каждый командир, техник, инженер наших воздушных сил, ставших грозой для немецких захватчиков, должен знать это прошлое, знать людей, являющих примеры истинного героизма и самоотречения, примеры высокого служения своему долгу, примеры пламенной любви к отечеству и величайшей преданности делу.
Наши летчики, инженеры и командиры должны знать и уважать имена Жуковского, Можайского, Неждановского, Нестерова, Руднева, Алехновича и других основоположников нашей авиации. Эти имена должны быть всем нам знакомы, близки и дороги.
До сих пор не было книги, которая воскресила бы в памяти историю воздухоплавания и авиации в нашей стране. Ныне этот пробел восполняется. Настоящая книга кладет начало серьезному изучению истории летного дела в России.
Рекомендую личному составу Военных Воздушных Сил Красной Армии прочитать настоящую книгу, изучить героическое прошлое нашей авиации и в своей работе подражать замечательным людям, жизнь и деятельность которых здесь описана.

Главный инженер Военных Воздушных Сил Красной Армии
генерал-полковник инженерно-авиационной службы
А. К. РЕПИН


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Авиационное прошлое нашего народа до сих пор не получило должного освещения и в значительной части было просто забыто историками. Изданные за границей труды по истории воздухоплавания и авиации, превознося заслуги иностранцев, обходят, полным молчанием деятельность русских ученых и исследователей. Большинство выпущенных в России аналогичных работ является по существу лишь компиляцией заграничных изданий. Вот почему так долго господствовало мнение, что в России в области завоевания воздуха, собственно,, ничего и не было, кроме подражания Западной Европе и Америке:
В дни Великой отечественной войны всему миру стало ясно, что русская авиация является весьма весомым фактором. Гитлеровская пропаганда уверяла, что славянские народы не способны создать хорошие самолеты, а русские не могут быть квалифицированными летчиками. Но факты — упрямая вещь, и они говорят о, том, что русская, авиация и русские летчики как во время первой мировой войны, так и теперь оказались на высоте положения и снова бьют хваленую немецкую авиацию. Все авиационное прошлое русского народа является залогом дальнейших успехов авиации в России.
Для составления настоящей книги и установления подлинной исторической картины пришлось обратиться к изучению архивных материалов и к опросу живых свидетелей развития воздухоплавания и зарождения авиации в нашей стране. В общей сложности было просмотрено-более 20 000 документов, чертежей и проектов и опрошено несколько десятков человек. Кропотливая работа над архивным материалом осложнялась тем, что идея летания привлекала не только истинных ученых и добросовестных изобретателей, но и бесчисленное множество невежественных прожектеров и искателей приключений. Из массы имевшихся: материалов требовалось отобрать действительно нужное и значительное,, отсеять наносное, проверить подлинность и важность фактов и высказываний. Конечно, несмотря на тщательное обследование архивных фондов, удалось обнаружить далеко не все, относящееся к развитию воздухоплавания и авиации. Но и то, что удалось привести в систему, внушает чувство гордости за наш народ.
Настоящая книга, посвященная истории отечественного воздухоплавания и авиации до мировой войны 1914—1918 гг., описывает напряженную работу наших ученых, конструкторов и изобретателей над созданием летательных машин, рассказывает об интересных результатах, которых они добились. Читатель увидит, что причиной сравнительно позднего развития воздухоплавания и авиации в России было не отсутствие трудолюбивых и талантливых людей, а самодержавно-полицейский строй, опасавшийся революционеров в технике не меньше, чем революционеров в экономике и политике, и висевший тяжелой гирей на ногах дореволюционных деятелей воздухоплавания и авиации.
История летного дела в царской России — это история непрестанной и упорной борьбы энтузиастов-одиночек за свои идеи. В большинстве случаев ни правительственные учреждения, призванные в России решать судьбу тех или других проектов, ни общественное мнение, т. е. мнение буржуазной интеллигенции того времени, не оказывали никакой поддержки изобретателям летательных машин. Более того, многие исследователи вынуждены были вести свою работу тайком, опасаясь общественного осуждения и осмеяния.
Царизм мял и душил проявления народного творчества и всячески осложнял работу зачинателей летного дела в России, а техническая отсталость страны заранее обрекала на неудачу многие попытки. Тем большего уважения заслуживает деятельность людей, преданность которых идее летания оказалась сильнее страха перед громадными трудностями. Эти люди целиком отдавались любимой работе, и ничто не могло остановить их.
Немало было и фантастического в проектах пионеров летного дела в России. Но «фантазия есть качество величайшей ценности» (Л е н и н), и нередко то, чего изобретатели не могли еще научно обосновать, они правильно угадывали. Многое из того, о чем мечтали эти энтузиасты, было неосуществимо, но неосуществимо лишь средствами техники того времени. Некоторые проекты, казавшиеся фантастическими и потому погребенные в архивах, представляют несомненный интерес и для современных деятелей авиации. Тем более внимательного изучения заслуживают все эти работы, характеризующие направление. технической мысли и искания пионеров нашей авиации.
Часто творцами летательных машин были «совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела» (Сталин). Они не побоялись поднять руку на старые традиции и убеждения, встать в резкое противоречие с данными официальной науки. И многие из этих людей выросли в крупнейших специалистов летного дела, создали замечательные образцы инженерного искусства.
Наш соотечественник А. Ф. Можайский спроектировал, построил и испытывал самолет за двадцать лет до братьев Райт; Кибальчич и Циолковский впервые в мире обосновали использование реактивного двигателя для полета; Архангельский, Третесский, Циолковский, Костович спроектировали замечательные по тому времени управляемые аэростаты и пытались построить их; Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин своими работами заложили прочные основы аэродинамики; Сикорский, Григорович, Гаккель и другие конструкторы создали оригинальные самолеты, превосходившие по своим качествам самолеты иностранных конструкторов.
Характеризуя социально-экономические условия, в которых протекала деятельность наших ученых, конструкторов и изобретателей, книга показывает зависимость развития воздухоплавания и авиации в России от общего технико-экономического уровня страны и от ее связей с иностранными государствами. В подавляющем большинстве случаев выводы основаны на документальном материале. Но о некоторых сторонах деятельности зачинателей летного дела в России сохранилось или до сих пор обнаружено так мало документов, что отдельные заключения неизбежно приходилось строить, руководствуясь догадкой. Позднейшие исследования, несомненно, обнаружат новые материалы, и тогда можно будет серьезнее обосновать некоторые наши утверждения.
Издательство приносит глубокую благодарность всем лицам, оказавшим помощь в выпуске данной книги, в особенности работникам Центрального государственного военно-исторического архива в Москве (ЦГВИА), Центрального военно-исторического архива в Ленинграде (ЦГВИАЛ), Центрального государственного архива народного хозяйства в Ленинграде (ЦГАНХ), Центрального государственного военно-морского архива в Ленинграде (ЦГВМА), Архива Академии наук СССР в Ленинграде, архива Государственного исторического музея в Москве и Государственого архива феодально-крепостнической эпохи в Москве (ГАФКЭ)
Выпуская в свет настоящую книгу, Оборонгиз стремится поднять интерес к авиационному прошлому нашего великого народа, побудить исследователей к скорейшему созданию полной истории воздухоплавания и авиации в СССР и облегчить им эту большую работу.

Москва 1944 г.

В настоящей работе при ссылках на архивные материалы приняты следующие сокращения: ф. — фонд; св. — связка; кор. — коробка; оп. — опись; лл. — листы.

История воздухоплавания и авиации в СССР. - под.ред. В.А. Попова - М.:Государственное издательство оборонной промышленности (Оборонгиз), 1944 г.




Скачать


Содержание


Глава I
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЛЕТАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТИСТСКО-ФЕОДАЛЬНОГО ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ
(ДО 1861 г.)

Экономическое и политическое положение России к 60-м годам XIX века (9). — Первые попытки летания в России (12). — Работы Ломоносова над проблемой геликоптера (17). — Первые полеты воздушных шаров в России (22). — Полет на воздушном шаре с научными целями академика Захарова и Робертсона (28). — Полеты на воздушных шарах до Отечественной войны 1812 г. (31). — Управляемый аэростат Франца Леппиха, построенный в России (31). — Свободное (воздухоплавание в первой половине XIX века (34). — Проекты управляемых аэростатов (38). — Проект Архангельского (40). — Дальнейшие попытки построить управляемый аэростат (44). — Калорический двигатель И. Юдина (45). — Реактивный аэростат инженера Третесского (47). — Работы Константинова над управляемым аэростатом (48). — Проект управляемого аэростата Н. М. Соковнина (49). — Краткие выводы (52). — Литература (54).

Глава II
РАЗВИТИЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА
(1861 — 1903 гг.)

Краткая характеристика экономического и политического положения РОССИИ В период 1861 — 1903 гг. (57). — Работы комиссии по применению аэростатов для военных целей (1869 — 1874 гг.) (61). — Аэродинамические опыты и исследования русских ученых и изобретателей в последней четверти XIX века (69). — Работы М. А. Рыкачева (69). — Аэродинамические исследования Д. И. Менделеева (72). — Работы С. К. Джевецкого и Д. К. Чернова (82). — Аэродинамические опыты Н. Е. Жуковского' (84). — Работы С. А. Чаплыгина (91). — Аэродинамические опыты К. Э. Циолковского (92). — Аэродинамические опыты других исследователей (94). — Добровольные воздухоплавательные организации в России в конце XIX века (96). — Нижегородская выставка 1896 г. и воздухоплавание (102). — Вопросы воздухоплавания на X съезде русских врачей и естествоиспытателей (104). — Успехи русского военного воздухоплавания в конце XIX века (107). — Разработка материальной части (126). — Краткие выводы (143). — Литература (145).

Глава III
ОПЫТЫ ПОСТРОЙКИ УПРАВЛЯЕМЫХ АЭРОСТАТОВ

Проекты дирижаблей в 70-х годах XIX века (147). — Управляемый аэростат Костовича (151). — Проект управляемого аэростата Д. Чернушенко (161). — Воздушный торпедоносный корабль М. Малыхина (162). — Постройка Г. Ионом управляемого аэростата для России (164). — Проекты управляемых аэростатов с электрическим двигателем (170). — Управляемый аэростат К. Э. Циолковского (172). — Постройка в России цельнометаллического дирижабля Шварца 076)). — Управляемый аэростат Вельферта, предложенный русскому правительству 091). — Управляемый аэростат Ле-Компаниона, заказанный во Франции (196). — Микст И. А. Матюнина (198). — Летательный снаряд Данилевского (201). — Краткие выводы (203). — Литература (204).

Глава IV
ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ АВИАЦИИ (1870 — 1903 гг.)

Аэроплан А. Ф. Можайского (206). — Летательная машина Д. Воинова (226). — Летательный аппарат Н. И. Кибальчича (226). — Самолет Гешвенда (228). — Самолет и ракетоплан К. Э. Циолковского (229). — Аэроплан (планеp) В.K. Германа и «ковер-самолет» В. А. Татаринова (232). — Модели В. В. Котоюа (234). — Орнитоптеры русских конструкторов (235). — Попытки осуществить геликоптер (239). — «Электролет» А. Н. Ладыгина (239). — Геликоптеры Гроховского, Коновалова и др. (241). — Воздушные велосипеды (244). — Воздушный велосипед Н. М. Митрейкина (245). — Воздушные змеи русских конструкторов (250). — Зарождение планеризма (260). — Краткие выводы (262). — Литература (263).

Глава V
РУССКОЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В ПЕРИОД 1904 — 1914 гг.

Экономическое и политическое положение России в период 1904 — 1914 гг. (265). — Военное воздухоплавание в Русско-японскую войну (1904 — 1905 гг.) (267). — Развитие воздухоплавания до начала первой мировой войны 1914 — 1918 гг. (1905 — 1914 гг.) (297). — Краткие выводы (309), — Литература (311).

Глава VI
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ДИРИЖАБЛИ

Управляемое воздухоплавание в России в 1904 — 1908 гг. (313). — Постройка управляемого аэростата «Кречет» «(1907 — 1910 гг.) (316). — Первый русский дирижабль «Учебный» (328). — Постройка за границей дирижаблей «Лебедь» и, «Беркут» (329). — Русское дирижаблестроение в период 1909 — 1914 гг. (335). — Малые дирижабли армейского типа «Голубь», «Ястреб», «Кобчик», «Коршун» и «Чайка» (339). — Практика- полетов на дирижаблях (344). — Дирижабли крепостного типа (большие).. Дирижабль «Гриф» (345). — Общие условия для постройки дирижаблей большого объема (347). — Дирижабль «Альбатрос» (350). — Дирижабль «Гигант» (354). — Строительство эллингов (359). — Вооружение русских дирижаблей (362). — Краткие выводы (366). — Литература (368).

Глава VII
РУССКАЯ АВИАЦИЯ В ПЕРИОД 1904 — 1914 гг

Аэродинамические исследования русских ученых (369). — Кучинский аэродинамический институт (370). — Аэродинамическая лаборатория при Петербургском институте инженеров путей сообщения (376). — Аэродинамическая лаборатория при Московском высшем техническом училище (378). — Аэродинамическая лаборатория при Петербургском политехническом институте (384). — Общие успехи авиации в период 1903 — 1908 гг. (388). — Практические попытки создания самолета (1904 — 1909 гг.) (392). — Развитие авиации с 1909 по 1912 г. (396). — Первые публичные полеты в России (398). — Аэроплан С. А, Ульянина (402). — «Сфероплан» А. Г. Уфимцева (405). — Добровольные воздухоплавательные организации в России (409). — Летательная машина Е. П. Сверчкова (416). — Летательная машина В. В. Татаринова (417). — Геликоптеры русских изобретателей. Геликоптер К. А. Антонова (426). — Геликоптер И. И. Сикорского (427). — Геликоптер Б. Н. Юрьева (428). — Геликоптер Ф. С. Старовойтова (430). — Русские планеристы (432). — Русское военное ведомство и авиация (444). — Снабжение формируемых отрядов самолетами и первые перелеты (448). — Проекты и опыты постройки самолетов русских конструкторов (1909 — 1914 гг.) (459). — Самолеты А. М. Гаккеля (459). — Аэропланы С. В. Гризодубова (465). — Аэропланы А. С. Кудашева (468), — Аэропланы А. А. Пороховщикова (470). — Самолеты Ф. Ф. Терещенко (475). — Самолеты И. И. Сикорского и других конструкторов (476). — Моноплан «Утка» А. В. Шиукова (483). — Проблема автоматической устойчивости аэроплана в работах русских конструкторов и ученых (486). — Лыжи Н. Р. Лобанова (487). — Организация военно-авиационной службы (490). — Начало формирования в России военно-авиационных частей (490). — Авиационные моторы русских конструкторов (495). — Двигатель внутреннего сгорания системы А. Г. Уфимцева (495). — Авиационный двигатель инженера Ф. Г. Калеп (499). — Тяжелые многомоторные самолеты И. И. Сикорского (505). — Самолет «Илья Муромец» (511). — Тяжелый самолет «Святогор» В. А. Слесарева (515). — Триплан изобретателя Безобразова (522). — Зарождение гидроавиации в России (524). — Летные кадры (530). — Парашюты Г. Е. Котельникова (535). — Петр Николаевич Нестеров (541). — Канун войны 1914 — 1918 гг. и русский воздушный флот (547). — Заключение (555). — Литература (560). — Приложения (561). — Алфавитный указатель (628).

Комментарии


Источники


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты