Книга посвящена первому российскому авиационному заводу и выходит в год его столетнего юбилея.
Вначале завод «Дукс» («ведущий»), так он назывался до революции, изготовлял велосипеды, автомобили, аэросани. Одним из первых в начале века он начал строить воздухоплавательные аппараты — сперва дирижабли, потом аэропланы. К началу первой мировой войны завод стал крупным авиапредприятием страны, он поставлял в армию ежемесячно 60—75 самолетов.
На самолетах «Дукса» совершил свои перелеты знаменитый русский летчик П. Нестеров. На этих же самолетах он впервые в мире выполнил «мертвую петлю» и таран.
После революции Государственный авиационный завод № 1, такое он получил название, стал строить первые советские истребители Н. Поликарпова и Д. Григоровича. Испытывали самолеты выдающиеся летчики К. Арцеулов, И. Жуков, М. Громов.
С самолетами, построенными на ГАЗ-1, связаны многие славные страницы отечественной авиации.
С начала 30-х годов завод специализируется на выпуске авиавооружения, а на базе выделившихся производств было создано несколько серийных предприятий и опытных КБ, которые внесли колоссальный вклад в развитие авиационной и космической промышленности. Это такие предприятия, как «Знамя труда», «Авимэк», «Прогресс», «Наука», «Аэроэлектрик». И столетний юбилей первого российского авиационного завода они по праву считают своим праздником.
Но авиавооружение — не единственный профиль завода. Бытовую технику он начал выпускать задолго до того, как всем стало известно понятие «конверсия». В 50-е годы начался выпуск пылесосов «Чайка». С тех пор их выпущено более 15 миллионов разных модификации и с каждым годом номенклатура бытовой техники расширяется.
Успехи завода стали возможны благодаря самоотверженному труду многих тысяч его работников: инженеров, конструкторов, рабочих. Им и посвящается настоящая книга.