АВИАЦИТАТА

Аэроплан, бывший так недавно простой игрушкой, прыгавшей на расстояние нескольких метров, превращается в летательную машину, поднимающуюся до 4 тыс. м, пролетающую безостановочно более 8 час. и более 800 км...

Журнал «Техника воздухоплавания», 1912 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 Октября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Русские книги Король В. В. Воздушная гавань Петербурга
АВИАЦИЯ
Король В. В. Воздушная гавань Петербурга Король В. В. Воздушная гавань Петербурга

В книге освещен славный путь гражданских авиаторов города на Неве, начинавших летать на тихоходных деревянных пассажирских самолетах, а сегодня освоивших высокоскоростные реактивные лайнеры. Повествование сопровождается ссылками на архивные документы, газетные и журнальные публикации и мемуарную литературу.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

ОТ АВТОРА

Собирать материалы, положенные в основу этой книги, я начал в 1970-е годы, когда учился в Ленинградском государственном университете и писал курсовую и дипломную работы. К этому времени я уже имел десятилетний стаж работы в авиации. С тех пор я не прекращал поиск сведений об истории летного дела и, в частности, истории авиапредприятия «Пулково».

Прежде всего я обратился к ветеранам авиапредприятия, многие из которых начинали свой путь в гражданской авиации в 1930-е годы, в годы рождения и становления ленинградской воздушной гавани. Записи их воспоминаний, а также документальные свидетельства и фотографии из личных архивов положили начало моей картотеки. Затем я работал с Архивом Министерства гражданской авиации, Ленинградским государственным историческим архивом, Государственным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства, текущим архивом авиапредприятия.

Много было собрано материалов за годы моей работы на авиапредприятии, ведь я сам участвовал в его жизни. Большая информация была получена из монографий, мемуарной литературы бывших авиаторов, периодической печати.

Много ценных сведений я узнал из переписки и бесед с видными деятелями и ветеранами авиации, а также с их ближайшими родственниками.

До издания книги «Воздушная гавань Петербурга» я неоднократно выступал в печати с освещением отдельных событий из трудовой деятельности авиапредприятия. Здесь же мной предпринята попытка воссоздать в хронологической последовательности 64-летнюю историю становления и развития авиапредприятия «Пулково», играющего огромную роль в жизни Санкт-Петербурга и страны в целом.

В подготовке книги большую помощь мне оказали И. А. Быховский, Д. М. Молдавский, М. Л. Галлай, А. А. Король, а также многие ветераны и работники авиапредприятия, которым выражаю искреннюю признательность.

Особо хочется поблагодарить Ефима Васильевича Курлыкина, много помогавшего мне в сборе материалов, а также поддержавшего меня и словом, и делом.

Свою признательность и благодарность за содействие в издании книги выражаю всему коллективу авиапредприятия «Пулково», его руководителям Борису Григорьевичу Демченко, Борису Давидовичу Гудковичу, Сергею Геннадьевичу Белову, Геннадию Семеновичу Наприенко.


Стоит заметить, что Петербург так же славен своими морскими и речными гаванями, а водные экскурсии по Санкт-Петербургу оставят впечатления не менее увлекательные, чем с воздуха. Сотни мостов и каналов, исторические здания и памятники архитектуры - все это наследие славного города предстанет перед вами во всем великолепии трехвековой истории.

Король В. В. Воздушная гавань Петербурга: Страницы истории авиапредприятия «Пулково».— СПб.: Политехника, 1996.— 174 с: ил. ISBN 5-7325-0405-2




Скачать


Содержание


От автора

Часть первая. Крылья Советской России  
Глава первая. Первое пятилетие красных крыльев
Глава вторая. Становление воздушного транспорта
Часть вторая. Строительство ленинградского аэроузла
Глава первая. За Московской заставой начиналось летное дело России
Глава вторая. У Пулковских высот
Глава третья. Рождение аэропорта
Глава четвертая. Они были первыми
Глава пятая. На борту пассажиры и почта

Часть третья. На службе народному хозяйству
Глава первая. Узловой пункт воздушных линий
Глава вторая. Первые в Аэрофлоте
Глава третья. По заданию Наркомата Обороны

Часть четвертая. В годы суровых испытаний
Глава первая. Сорок первый
Глава вторая. Курс — партизанские костры
Глава третья. Дни и ночи сорок третьего
Глава четвертая. Взлетали, приближая День Победы

Часть пятая. В мирном небе
Глава первая. Восстановление аэропорта
Глава вторая. По старым и новым авиатрассам
Глава третья. На пороге больших скоростей

Часть шестая. Реактивная эра авиапредприятия
Глава первая. Пионеры освоения реактивной техники
Глава вторая. Сокращая время и расстояние

Часть седьмая. Воздушная гавань Петербурга
Глава первая. За взлетом взлет
Глава вторая. Безопасность, регулярность, комфорт
Послесловие
Список литературы

Комментарии


Источники


Авиастроение. — М.: ВИНИТИ, 1986. — Т. 9. — 265 с.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. — 736 с.
Авиация в народном хозяйстве. — М.: ВОИ, 1931. — 51 с.
Авиация в России. — М.: Машиностроение, 1983. — 298 с.
Авиация и космонавтика СССР. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 600 с.
Арлазоров М. Конструкторы. — М.: Советская Россия, 1975. — 279 с.
Беркутов А. Некоторые вопросы истории отечественной авиации. — Троицк, 1958.— 85 с.
Библиографический указатель авиационной литературы. — М.: Воздушный транспорт, 1941. — 37 с.
Бобров Н. Наши летчики и наши самолеты. — М.: ВОИ, 1931. — 39 с.
Болховитинов В. Ф. Очерки развития летательных аппаратов. — М.: Воениздат, 1968. — 131 с.
Бонч-Бруевич М. Д. Аэросъемка и ее практическое значение. — М.: Жизнь и знание, 1927.— 36 с.
Буров А. Огненное небо. — Л.: Лениздат, 1974. — 334 с.
Вейгелин К. Е. Воздушные сообщения. —Л.; М.: ВВФ, 1925. — 73 с.
Велижев А. А. 40 лет советской авиации. — М.: Знание, 1958. — 60 с.
Вергинский В. С, Хотсенков В. Ф. Очерки истории науки и техники. — М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
Воздушный мост над Ладогой. — Л.: Лениздат, 1984. — 255 с.
Воздушный справочник. — М.: Авиаиздательство, 1925. — Т. I. — 428 с.
Галлай М. Л. Избранное. — М.: Воениздат, 1990. — Т. 1. — 526 с.
Галлай М. Л. Избранное. — М.: Воениздат, 1990. — Т. 2. — 543 с.
Гвайта Е. И. Современные почтово-пассажирские самолеты и воздушные сообщения в России. — М.: ВВФ, 1923. — 17 с.
ГВФ СССР: Статистический справочник 1923-1934. — М.: Авиаиздательство, 1936.— 54 с.
Гражданская авиация Союза ССР. — М.: Авиаиздательство, 1931. — 39 с.
Гражданская авиация СССР. — М.: Транспорт, 1967. — 318 с.
Грацианский А. Полет среди молний. — Киев: Молодь, 1985. — 320 с.
Григорьев А. Б. Меж двух стихий. — М.: Машиностроение, 1992. — 256 с.
Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. — М.: Наука, 1995.— 495 с.
Емельяненко В. В военном воздухе суровом. — М.: Советская Россия, 1985. — 554 с.
За безопасность полетов. — М.: Воздушный транспорт, 1968. — 51 с.
За высокую дисциплину и безопасность полетов. — М.: Воздушный транспорт, 1971. —73 с.
Зарзар В. А. Гражданская авиация СССР и ее 5-летний план. — М.: ВОИ, 1929. — 17 с.
Зарзар В. А. 10 лет Гражданскому воздушному флоту СССР. — М.: РИО «Аэрофлот», 1933.— 23 с.
Захаров Ф. А. Гражданская авиация на службе народного хозяйства СССР. — М.: Аэрофлот, 1948. — 57 с.
Иванов В. П. Авиаконструктор Н. Н. Поликарпов. — СПб.: Политехника, 1995. — 223 с.
Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники. — М.: Наука, 1981. — 263 с.
История гражданской авиации СССР. — М.: Воздушный транспорт, 1983. — 375 с.
Каминский М. Н. В небе Чукотки. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 366 с.
Катышев Г. И., Михеев В. Р. Крылья Сикорского. — М.: Воениздат, 1992. —414 с.
Ключарев В. П. ГВФ СССР. — М.: РИО «Аэрофлот», 1936. — 48 с.
Ключарев В. П. Статистический сборник по ГВФ за 1923-1936 гг. — М.: РИО «Аэрофлот», 1939. — 157 с.
Король В. В. Аэропорт // Московская застава. — 1995. — № 39, 43, 44, 45; 1996. — №2,9, 10, 11, 12.
Король В. В. Биография начиналась в 1930-м... // Нева. — 1982. — № 6.— С. 182—185.
Король В. В. В небе России. — СПб.: Политехника, 1995. — 167 с.
Король В. В. Крылатый первопроходец // Нева. — 1983. — № 2. — С. 177-179.
Король В. В. Первые // Санкт-Петербургские ведомости. — 16 сентября 1995.
Король В. В. Петроград—Москва, без посадки // Крылья Родины. — 1978. — № 8. — С. 42.
Король В. В. Юбилей ученого // Гражданская авиация. — 1977. — № 12. — С. 32.
Курган О. Разные годы. — М.: Советский писатель, 1981. — 461 с.
Куцков Г. И., Куракин В. В. Перевозки пассажиров на внутренних воздушных линиях. — М.: Аэрофлот, 1969. — 79 с.
Лавренец В. Летчики России. — М.: Машиностроение, 1992. — 173 с.
Манаенков В. И., Бородин В. М. Материальное стимулирование повышения уровня НОТвАТБ. —Л.: Лениздат, 1970.— 47 с.
Мандрыкин А. М. Аэромеханические лаборатории Петербурга. — Л.: Наука, 1980. — 110 с.
Материалы 2-й Всесоюзной конференции ГВФ. — М.: РИО «Аэрофлот», 1932. — 47 с.
Межанинов О. Вопросы применения и организации авиации. — М.: ВВФ, 1924. — 47 с.
Мирные крылья в годы войны. — М.: Воздушный транспорт, 1995. — 441 с.
Михельсон В. И., Ярыгин М. И. Воздушный мост. — М.: Полит, литература, 1988.— 334 с.
Молоков В. С. Родное небо. — М.: Воениздат, 1977. — 141 с.
НазаровВ. А. Применение авиации в народном хозяйстве. —М.: Аэрофлот, 1965. — 127 с.
Некрасов В. Летчики гражданского воздушного флота. — М.: Оборонгиз, 1943. — 73 с.
Николаев В. И., Король В. В. Лениградскому авиапредприятию 50 лет. — Л.: Лениздат, 1982. — 14 с.
Новиков А. А. В небе Ленинграда. — М.: Наука, 1970. — 307 с.
Новое в обслуживании пассажиров. — М.: Воздушный транспорт, 1969. — 23 с.
Очерки развития ГВФ за 40 лет. — М.: Аэрофлот, 1962. — 164 с.
Полькен К. Континенты с птичьего полета. — М.: Мысль, 1966. — 279 с.
Пышнов В. С. Из истории летательных аппаратов. — М.: Машиностроение, 1968. — 140 с.
Пятнадцать лет ГВФ СССР.— М.: Аэрофлот, 1939. — 149 с.
Рабкин И. Г. Время, люди, самолеты. — М.: Московский рабочий, 1985. — 256 с.
Развитие авиационной науки и техники в СССР. — М.: Наука, 1980. — 496 с.
Рынин Н. А. Воздушные сообщения. — Пг.: Госиздат, 1922. — Ч. 1. — 37 с.
Савин В. С. Планета «Константин». — Харьков: Основа, 1994. — 37 с.
Сафронов Е. В., Чудаков И. Б. В воздухе — самолеты Аэрофлота. — М.: Аэрофлот, 1967.— 39 с.
Сборник приказов ГУ ГВФ. — М.: Аэрофлот, 1935. — 147 с.
Сенин В. Т. И снова в полет. —Л.: Лениздат, 1984. — 165 с.
Старков А. Л. И далее везде. — М.: Советский писатель, 1985. — 463 с.
Трунов К. И. Петр Нестеров. — М.: Советская Россия, 1975. — 205 с.
Туполев А. Н. Грани дерзновенного творчества. — М.: Наука, 1988. — 245 с.
Учебный комбинат ГВФ. — Л.: Госиздат, 1933. — 93 с.
Ученый и конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Наука, 1978. — 207 с.
ШавровВ. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. — М.: Машиностроение, 1986.— 725 с.
Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с.
Шапошников В. Н. Авиация в народном хозяйстве СССР. — М.: Аэрофлот, 1955. — 107 с.
Шахурин А. И. Крылья Победы. — М.: Политиздат, 1983. — 240 с.
Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1987. — 512 с.
Яцук Н. А. Авиация и ее культурное значение. — М.: ВВФ, 1923. — 47 с.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты