АВИАЦИТАТА

...Еще будучи маленькой девочкой, я с восторгом поднималась на аэростатах в крепости Осовец и строила модели, когда в России еще никто не летал и только в газетах начали изредка появляться первые вести об успехах заграничных конструкторов.

Лидия Зверева. Автобиография.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 Апреля
16 апреля 1911 г.
В Севастополе впервые был проведен опыт по сопровождению кораблей самолетами.
Самолеты под управлением руководителя Севастопольской авиашколы М.Н. Ефимова ("Фарман"), поручика В.В.Макеева ("Фарман") и лейтенанта В.В.Дыбоского ("Блерио")  сопровождали Черноморскую эскадру, вышедшую в море.
Летчики благополучно проводили эскадру в море и вернулись на свой аэродром, не смотря на сильный ветер в 10-12 м/с.
16 апреля 1913 г.
В Монако состоялись первые состязания гидросамолётов на кубок Шнейдера. Длина маршрута составляла 10 километров, маршрут должен был быть пройден 28 раз. Выиграл гонку француз Морис Прево на моноплане Депердюссен (двигатель "Гном" в 160 л.с.)
16 апреля 1912 г.
Американка Гарриет Квимби стала первой женщиной-летчиком, перелетевшей Ла-Манш. Перелет на Блерио XI между Дувром и Кале занял 59 минут.
16 апреля 1867 г.
Родился американский пионер авиации Уилбур Райт.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Петрович
АВИАЦИЯ
ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Петрович
Звание: Подполковник
Даты жизни: 31.03.1889 г. -
Страна: Россия

Биографическая справка:

Николай Петрович Глубоковский родился 31 марта 1889 года в Вологодской губернии. Окончил Вологодское Александровское реальное училище, Теоретические курсы авиации им. В.В.Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте (1913 г.), Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота (1913 г.), Морские воздухоплавательные курсы (1917 г.).

23.08.1907 г. принят без экзамена на военно-училищные курсы Казанского пехотного юнкерского училища. Отчислен за неуспеваемость.
08.04.1908 г. временно прикомандирован к 236-му резервному Лаишевскому батальону.
16.05.1908 г. переведен на службу в 7-й пехотный Ревельский полк, зачислен рядовым в 13-ю роту.
06.07.1908 г. переведен в 228-й пехотный резервный Хвалынский полк, зачислен в 1-ю роту.
04.10.1909 г. выдержал экзамен  на офицерский  чин  при Казанском  пехотном  юнкерском  училище.
06.06.1909 г. возвратился в полк.
С 17.04 по 01.06.1910 г. - временно командовал 5-й ротой.
15.07.1910 г. прикомандирован к 188-му пехотному Карскому полку,
21.08.1910 г. - к 47-й артиллерийской бригаде «для практического ознакомления с артиллерийской службой».
02.09.1910 г. переведен на службу в 188-й пехотный Карский полк.
09.09.1910 г. возвратился в полк из 47-й артиллерийской бригады.
С 30.06 по 24.07.1911г.-   временно   командовал   9-й   ротой.  
С 25.04 по 31.05.1912 г. состоял в прикомандировании к управлению Хвалынского уездного воинского начальника «для обучения ратников ополчения».
17.10.1912 г. прикомандирован к полковой команде связи «для ознакомления с обязанностями офицера-связиста».
С 27.05 по 14.08.1913 г. обучался на Теоретических курсах авиации им. В.В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте.
11.10.1913 г. выполнил условия на получение звания «военного летчика».
С 02.12.1913 г. - младший офицер 3-го корпусного авиационного отряда.
29.12.1913 г. по 06.01.1914 г. состоял во временном прикомандировании к Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота.
10.03.1914 г. прикомандирован к 4-й авиационной роте.
С 18.03.1914 г. по 18.04.1914 г. - временно и.д.адъютанта роты.
В августе 1914 г. выступил в составе 3-го корпусного авиационного отряда на театр военных действий, перейдя границу Германии у Эйдкунена (Восточная Пруссия).
В сентябре 1914 г. командирован в Москву «для обучения полетам на быстроходных аппаратах».
04.12.1914 г. выполнил условия на звание «военного летчика» на самолете типа «Моран».
15.12.1914 г. возвратился в отряд.
С 17.12.1914 г. по 16.11.1915 г. -адъютант отряда.
С 11.07 по 29.07.1915 г. - временно командующий 3-м корпусным авиационным отрядом.
22.12.1915 г. «потерпел аварию и упал с аппаратом», получив при этом повреждение грудной клетки и ушибы обеих ног.
04.01.1916 г. переведен в 3-ю авиационную роту.
С 17.03 по 31.03.1916 г. временно и.д.командира роты.
С 12.04.1916 г. - помощник командира 8-го авиационного дивизиона, затем временно командующий 8-м авиационным дивизионом.
22.03.1917 г. назначен командиром вновь формируемого 41-го корпусного авиационного отряда.
С 05.06 по 08.06.1917 г. находился в командировке в Управлении военного воздушного флота.
07.09.1917 г. 41-й корпусной авиационный отряд переименован в 1-й Польский корпусной авиационный отряд.
С 15.11.1917 г. - командир 3-го авиационного парка.
19.11.1917 г. сложил с себя командование.
20.11.1917 г. прикомандирован к Полевому управлению авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего.
В декабре 1917 г. окончил Морские воздухоплавательные курсы.
С 02.12.1917 г. - старший сотрудник Московской окружной авиационной коллегии.
30.12.1917 г. «демобилизован из армии».
Призван на службу в РККА.
02.02.1918 г. командирован в распоряжение Инспектора авиации Западного фронта.
30.04.1918 г. направлен для инспектирования и переформирования авиационных частей, эвакуировавшихся с фронта в г.Саратов.
30.05.1918 г. прикомандирован к оперативному отделу Московской окружной авиационной коллегии.
С 19.08.1918 г. - помощник начальника авиации Западного участка отрядов завесы.
С 01.09.1918 г. по 26.09.1918 г. командовал различными авиационными отрядами РККВВФ района Западной обороны. Был арестован во время нахождения в г.Москва органами ВЧК «по подозрению в контрреволюционной деятельности» и помещен в Бутырскую тюрьму.
27.12.1918 г. освобожден из-под стражи.
С 14.01.1919 г. - при Полевом управлении авиации и воздухоплавания при штабе РВСР.
С 13.02.1919 г. - и.д. помощника начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания по технической части при штабе РВСР.
С 01.05.1919 г. - начальник авиации 6-й армии.
С 02.12.1919 г. - начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Юго-Западного фронта.
07.03.1920 г. сдал должность из-за болезни.
25.03.1920 г. убыл в отпуск после перенесенного брюшного тифа.
01.05.1920 г. возвратился из отпуска раньше срока.
С 08.05.1920 г. по 13.06.1920 г. - находился в командировке, осуществляя инспектирование всех авиационных частей фронта.
01.01.1921 г., с переименованием Штаба ВВФ Юго-Западного фронта в Штаб воздушного флота Киевского военного округа, вступил в исполнение должности начальника штаба.
С 03.05.1921 г. - начальник Школы авиационных техников и механиков при Петроградском военном округе.
С 22.10.1922 г. - начальник воздушного флота Сибири и Дальневосточной республики, с подчинением воздушных флотов Восточной Сибири, Западной Сибири и 5-й Отдельной краснознаменной армии.
11.07.1924 г. зачислен в резерв при Управлении ВВС РККА.
15.09.1924 г. прикомандирован к обществу «Добролет».
С 01.12.1924 г. - технический директор Среднеазиатского отдела «Добролета».
16.01.1925 г. «назначен командиром сводной авиационной группы военных и гражданских самолетов, участвующей в операциях против басмаческих отрядов Ибрагим-бека».
С 12.02.1926 г. - член президиума Среднеазиатской комиссии районирования.
С 02.08.1926 г. - член Организационного бюро по постройке Ферганской электростанции.
С 11.03.1927 г.- член Районного комитета Среднеазиатской железной дороги по перевозкам от Советского народного комиссариата Узбекской ССР.
С 20.05.1927 г. - член Комитета по постройке дороги Ташкент-Чимган, затем член Наблюдательного комитета по делам «Турксельхозторга».
С 19.06.1927 г. - член президиума центральной приемной комиссии Среднеазиатского государственного университета.
С 23.06.1927 г. - член Комиссии «по реализации Хорезмских ценностей».
С апреля по декабрь 1927 г. - и.д. постоянного представителя Правительства Узбекской ССР при Среднеазиатском экономическом совете.
С 04.08.1928 г. - член Экспертной комиссии по поливным и посевным площадям при Среднеазиатском экономическом совете.
С 25.08.1928 г. - член президиума Центральной комиссии и председатель испытательной комиссии при физико-математическом факультете Среднеазиатского государственного университета.
С 02.12.1928 г. - член Комиссии по проведению весенней посевной компании при Среднеазиатском экономическом совете.
С 04.01.1929 г. - член поливной комиссии при том же совете.
С 08.01.1929 г.- член Комиссии по разрешению транспортных вопросов на реке Амударья и для изыскания подъездных путей, переправ и постройки пристани в Керкичах-Керках.
С 10.09.1928 г. по 07.03.1929 г. - и.д. постоянного представителя правительства Узбекской ССР при Среднеазиатском экономическом совете.
30.03.1929 г. освобожден от этой должности и назначен членом правления и директором-распорядителем предприятия «Узавтопромторг» от Таджикской ССР.
С 08.06.1929 г. - «руководитель по транспортным вопросам в саранчовой компании».
31.10.1929 г. избран заместителем председателя Комитета содействия по строительству Самаркандской бетонной дороги.
С 15.12.1929 г. - заместитель председателя правления предприятия «Таджавтотранс».
С 01.06.1930 г. - «руководитель по транспорту в саранчовой компании».
С 16.11.1930 г. - председатель ликвидационной комиссии предприятия «Таджавтотранс».
С 01.05.1931 г. - руководитель по организации транспорта для перевозки хлеба из Оби-Гармского района.
С 03.06.1931 г. - в Постоянном представительстве Таджикской ССР при Правительстве СССР в г.Москве.

Чины и звания

Рядовой - 16.05.1908 г.
Ефрейтор - 23.12.1908 г.
Младший унтер-офицер - 26.12.1908 г.
Старший унтер-офицер - 19.01.1909 г.
Подпоручик - 04.10.1909 г.
Поручик - 25.11.1912 г.
Военный летчик - 1913 г.
Штабс-капитан - 10.12.1915 г. за боевые отличия.
Капитан - 08.07.1917 г.
Подполковник - 28.07.1917 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 17.12.1913 г. за окончание авиационной школы;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 1507 от 16.09.1916 г. «вне нормы», за разведки в период боев у Опатова со 2 по 19 мая 1915 г.»;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами - ВП от 28.09.1916 г.;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 17.11.1916 г.
Георгиевское оружие - ВП от 16.08.1916 г. «за то, что во время боев под г. Красником, отважною разведкою в районе р. Вислы, 24-го июня 1915 г., в условиях исключительной трудности, с явной опасностью для жизни, своевременно выяснил отступление обозов противника на левый берег р. Вислы, что повлекло за собою приказание преследовать противника, результатом чего противник был отброшен кг. Краснику».



Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.

Архивные источники:

РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 27014. Л. 551-555; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 1954 (1910 г.); Ф. 409. Оп. 1. П/с. 328-069; Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2605. Л. 216 об.; Ф. 2000. Оп. 1. Д. 2611. Л. 323; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1161; Ф. 2094. Оп. 1. Д. 2. Л. 163, 227. РГВА. П/с. 338-571. ЦАМО РФ. Л/д. 133037.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты