АВИАЦИТАТА

Мы переживаем новую эпоху в воздухоплавании: авиация с каждым днем находит себе все более и более сторонников. Опыты устанавливают все давно известный факт, что машины с двигателями и поверхностями из металла, дерева, а так же материи могут скользить в воздухе.

«Воздухоплаватель», январь 1904 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Апреля
24 апреля 1924 г.
Аргентинец маркиз де Патерас Пескара установил первый мировой рекорд дальности полетов на вертолете, пролетев на аэродроме во Франции 736 метров на своем аппарате с двигателем в 180 л.с.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Штаб-лекарь Кашинский. Первый русский воздухоплаватель
АВИАЦИЯ
Штаб-лекарь Кашинский. Первый русский воздухоплаватель
Звание: штаб-лекарь
Страна: Российская империя

Биографическая справка:

История воздухоплавания в России изобилует примерами попыток человека подняться в небо. Официально же считается, что первым человеком в России, самостоятельно поднявшимся в небо при помощи летательного аппарата (воздушного шара) был штаб-лекарь Кашинский.

Известный воздухоплаватель Робертсон, тот самый, который вместе с российским академиком Яковом Дмитриевичем Захаровым совершил 12 июля (30 июня) 1804 г. первый в мире чисто научный подъем, написал в своих воспоминаниях: “Честь первым считаться русским воздухоплавателем принадлежит штаб–лекарю Кашинскому”. Действительно, Кашинский сам изготавливал и демонстрировал в Москве подъемы небольших монгольфьеров.

Сегодня об этом человеке известно немного, не сохранилось даже имя, лишь инициалы. В некоторых источниках указывается, что Кашинский впоследствии стал доктором медицины и хирургии, печатал свои работы.

В 1805 же году он являлся штаб-лекарем Лефортовского госпиталя.

Лефортовский госпиталь, основанный Петром I, был во времена полетов Кашинского одним из наиболее крупных медицинских учреждений, и трудно себе представить, чтобы полеты одного из его врачей не привлекли внимания медицинской общественности. Тем паче, что полёты Кашинского происходили на самостоятельно построенных аэростатах.

Существуют свидетельства в прессе тех лет относительно двух совершённых Кашинским полётов (помимо увеселительных запусков воздушного шара без присутствия человека в гондоле). В то же время К.Е.Вейгелин в своей фундаментальной книге “Очерки по истории летного дела” (М., Госиздат оборонпрома, 1940 г.) пишет, что точных сведений о полетах Кашинского нет. А.Родных писал, что попытка полета была, но монгольфьер Кашинского не смог подняться в воздух.

Таким образом, сегодня возможно опираться лишь на сообщения в «Московских ведомостях» от 1805 г., точно указывающие на полёты 24 сентября и 1 октября.

Кашинский несколько раз указывал о предстоящих полётах в предварительных газетных сообщениях и афишах. Относительно полёта 24 сентября он пишет, что «... имеет честь известить, что он предпринимает на своём гродетуровом великолепном аэростате воздушное путешествие… в Нескучном саду…Поднявшись в 5 часов пополудни, на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы. Первый сей опыт русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек, а потому льстит себя надеждою, что знатные и просвещенные Патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрят его своим присутствием, для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям».

Нужно отметить, что билеты на подобное зрелище стоили недёшево – до 5 рублей серебром. При этом штаб-лекарь заведомо устраивал платную демонстрацию своего шара в большой зале Петровского театра.

Помимо прочего, известно, что полеты русского воздухоплавателя вызвали сильное неудовольствие иностранцев, зарабатывавших деньги показом воздушных шаров и полетами на них, как это делали в то время Робертсон и другие предприниматели.

Публику эти полеты весьма привлекали. Недаром 24 сентября и 1 октября в Петровском театре отменялись спектакли в связи с полетами, но 1 ноября Кашинский сообщил в той же газете, что его опыты не были материально поддержаны, и он возвращается к своей основной специальности.

Тем не менее, этот небольшой опыт вдохновил многих последователей и продолжателей дела Кашинского и послужил своего рода катализатором развития истории воздухоплавания России.

 




Интересные факты и легенды:

1807 г. сентября. - ИЗ ДНЕВНИКА С. П. ЖИХАРЕВА О ПРЕДПОЛАГАЕМОМ ПОЛЕТЕ КАШИНСКОГО В МОСКВЕ
...Воздушные путешествия входят у нас в моду. Вот и еще новый воздухоплаватель, какой-то Кашинский, объявляет о своем полете и приглашает с собой попутчика... С. П. Ж и х а р е в, Записки современника, изд. "Академия", 1934, стр. 147.


Источники:
  • 1.    С.В.Телешов. Русские ученые-химики в воздухе.
  • 2.    М.Павлушенко. К вопросу о Дне воздухоплавателя.
  • 3.    Платонов К. К. Человек в полете. — М.: Воениздат, 1957. — 288 с. Издание второе, переработанное и дополненное.
  • 4.    Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. — 952 с. / Под редакцией В. А. Попова.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты