АВИАЦИТАТА

«... для успеха в современной войне недостаточна уже одна тайна суворовских побед... необходима еще другая, новейшая, тайна побед, новое средство ведения войны... применение воздухоплавания на войне русскою армиею было бы небесполезно...»

Генерал-майор Краевский, 1869 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Асы Первой мировой ПРОКОФЬЕВ (СЕВЕРСКИЙ) Александр Николаевич
АВИАЦИЯ
ПРОКОФЬЕВ (СЕВЕРСКИЙ) Александр Николаевич
ПРОКОФЬЕВ (СЕВЕРСКИЙ) Александр Николаевич
Звание: Старший лейтенант
Даты жизни: 24.05.1894 г. - 24.08.1974 г.
Страна: Российская империя - США

Биографическая справка:

Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился 24-го мая 1894 года в Тифлисе в дворянской семье.
06.11.1914 г., по окончании 2-го ускоренного выпуска Морского корпуса, назначен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
Командирован в Севастопольскую военную авиационную школу, где обучался полетам на аппаратах типа «Фарман-4».
В мае 1915 г. прикомандирован к Авиационному отделу Службы связи Балтийского моря. Служил на базе гидросамолетов «Кильконда» (район острова Эзель у входа в Рижский залив).
06.07.1915 г., при посадке на аэродром, в результате взрыва десятифунтовой бомбы, находящейся на борту его самолета, получил тяжелое ранение, в результате которого правую ногу до колена пришлось ампутировать. До конца года находился на излечении.
С 1916 г. — морской летчик Александр Прокофьев служит наблюдающим за постройкой и испытанием гидропланов на Петроградском заводе Первого  Российского товарищества воздухоплавания. Желая доказать возможность, несмотря на инвалидность, нести боевую работу на фронте, самовольно совершил полет на летающей лодке «М-9», во время которого пролетел под аркой Николаевского моста в Петрограде. Арестован за нарушение дисциплины. По ходатайству контр-адмирала А.И. Непенина с личного разрешения Николая II допущен к службе в морской авиации.
С весны 1916 г. — морской летчик 3-й авиационной станции Авиационного отдела Службы связи Балтийского моря.
01.08.1916 г. легко ранен в воздушном бою.
01.10.1917 г., в результате остановки мотора, был вынужден совершить посадку на неприятельской территории. «Уничтожив самолет, проделал путь более 30 верст(!!!), после чего вышел в расположение наших войск».
После революции 1917-го года, морской летчик Прокофьев некоторое время сотрудничал с Советской властью. Под предлогом болезни получил разрешение на поездку в Европу «для лечения». Заручившись мандатом, подписанным Л. Д. Троцким, через Владивосток выехал в США.
С марта 1918 г. — помощник агента по делам Военно-морского флота при Российском посольстве в Вашингтоне.
С осени 1918 г. — инженер-консультант при Военном департаменте США.
Сменил фамилию Прокофьев на фамилию Северский.
В 1922 г. основал фирму «Seversky Aero Corp.». В ноябре 1927 г. принял американское гражданство.
С 1931 г. — президент самолетостроительной компании «Seversky Aircraft Corp.».
В сентябре 1939 г. решением совета директоров, недовольного его финансовой политикой, смещен с поста президента компании.
В 1939-1945 гг. занимался прогнозированием развития военной авиации.
С 1945 г. — консультант по военным делам при правительстве США. Являлся членом многих научных и общественных организаций, в том числе Академии наук США, Общества американских военных инженеров, Ассоциации пилотов-спортсменов США. Имел степень почетного доктора наук и постоянного консультанта ВВС США.
В 1960-1970 гг. Александр Николаевич Прокофьев-Северский занимается проблемами изобретений в области экологии, для реализации которых основал фирму «Seversky Elektronatom Corp.».
Неоднозначный человек со сложной судьбой, русский летчик Александр Прокофьев-Северский скончался 24-го августа 1974 года в Нью-Йорке.

Чины и звания

Корабельный гардемарин — 1914 г.
Мичман — 06.11.1914 г.
Морской летчик — 1915 г.
Лейтенант — 1916 г. за боевые отличия.
Старший лейтенант — 1917 г. за боевые отличия.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом— 18.01.1916 г.

Георгиевское оружие — Приказом по Морскому ведомству № 839 от 28.11.1916 г. «за то, что 1-го августа 1916 г., управляя воздухоплавательным аппаратом и выполнив под огнем опасное поручение, при возвращении к своей базе, заметил, что другой наш аппарат, управляемый его начальником, атакован противником в превосходящем числе гидропланов. Тот час же повернув, он вступил с ними в бой и, заставив одного из них снизиться, отвлек внимание неприятеля от атакованного им нашего аппарата. Затем, отстреливаясь, принудил неприятеля прекратить преследование, и свой аппарат, с многочисленными попаданиями, довел благополучно к нашей базе».



Источники:
РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4062. Л. 2, 7-8, 11 об., 12.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты