АВИАЦИТАТА

...Весьма важно, чтобы у ученика была каска и он твердо знал, что при полете на "Фармане", при спуске, при малейшем треске аппарата, ему надлежит поднять ноги вверх; многие случаи падения с самолетами показали, что исполнившие указанные правила точно никогда не получали тяжелых повреждений...

начальник Севастопольской авиационной школы полковник С.И.Одинцов, 1911 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

20 Апреля
20 апреля 1936 г.
Летчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые в СССР выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете ЦКБ-26 (ОКБ С.В.Ильюшина).
20 апреля 1934 г.
Первыми лётчиками, удостоенными звания Героя Советского Союза стали участники челюскинской эпопеи - А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия КОНСТРУКТОРЫ Исследователи, ученые СОКОВНИН Николай Михайлович
АВИАЦИЯ
СОКОВНИН Николай Михайлович
СОКОВНИН Николай Михайлович
Даты жизни: 9.11.1811 - 6.02.1894
Разработал: проект управляемого аэростата с реактивным двигателем
Страна: Российская империя
Биографическая справка:

Соковнин Николай Михайлович - русский изобретатель в области воздухоплавания, вице-адмирал.
Родился 9 ноября 1811 года. По окончании Морского кадетского корпуса служил на Балтийском флоте.
1828 - 1832 г. крейсировал на корабле «Святой Андрей» и фрегате «Помона» (Балтийский флот).
С 1833 года плавал на кораблях Черноморского флота, командовал различными судами, участвуя в действиях против горцев.
Ходил на транспорте “Кит”, фрегате “Архипелаг”, корабле "Андриаполь", корветах "Ифигения", «Мессельрия».
В 1838 году участвует в десантных операциях у Шапсухо (фрегат «Штандарт») и Туапсе (фрегат «Браилов»).
1839 - служит на кораблях «Императрица Мария», «Султан Махмуд» и брандвахтенном судне «Агамемнон» (Геленджикский рейд).
1839 - 1841 гг. - командир тендера «Струя». Крейсирует у Абхазии, совершает поход в Средиземное море.
В последующие годы ходит капитаном на суднах «Струя», «Бессарабия», «Рион», «Боец», «Варна», «Меркурий», «Сизополь», «Херсонес».
В ходе Крымской войны являлся одним из организаторов обороны Севастополя 1854-1855 гг.. В чине капитана 2-го ранга командовал левым флангом 4-го бастиона Севастополя, 27.10.1855 был контужен, но не оставил бастион.
Награжден за оборону Севастополя орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и Св. Анны 2 - й степени с мечами, произведён в капитаны 1-го ранга.
После Крымской войны состоял членом Морского ученого комитета в г.Николаеве.
В 1859 г. назначен комендантом Феодосии, в 1864 произведен в контр-адмиралы. 09.01.1867 уволен от службы по закрытии комендантства, с присвоением звания вице - адмирала.
В 1871 г. избранным почетным мировым судьей, а затем председателем съезда мировых судей Феодосийского уезда.
В 1875 возвращается на службу и во время русско-турецкой войны 1877-1878 был помощником начальника приморской обороны Севастополя.
С 05.03.1882 года состоял управляющим Морским министерством.
Скончался 6 февраля 1894 года в Феодосии. Согласно завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре.

Чины и звания:
Гардемарин - 27.12.1827.
Мичман - 22.1.1833.
Капитан-лейтенант - 15.04.1845
Капитан 2-го ранга - 30.03.1855
Капитан 1- го ранга - 30.3.1856
Контр-адмирал - 01.01.1864
Вице-адмирал - 09.01.1867

Награды:
Орден Св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость», орден Св. Анны 2 ст. с мечами, орден Св. Владимира 4 ст. с бантом

Изобретательская деятельность:
В 1841 г и находясь за границей в районе Дарданелл, Соковнин наблюдал за птичьими перелетами и “беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев, которые срисовывал из удивления к разным подробностям покроя этих парусов”. В результате изучения этого вопроса он сам нашел соотношение между весом птицы и величиной площади ее крыльев и определил его так: “Это отношение есть на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев”. Он правильно оценил значение парения птицы для полета, предвосхитив работы Н. Е. Жуковского, О. Лилиенталя.

В 1856 году Николай Михайлович присутствует на заседании Морского ученого совета, на котором обсуждался проект «воздушного шара для военных надобностей». Это и послужило толчком к дальнейшему серьезному увлечению воздухоплаванием.

На тот момент история воздухоплавания в России остановилась на отметке «воздушный шар», и одной из самых волнующих идей выступало создание управляемого аэростата, проекты которых многократно представлялись на рассмотрение и неизменно пылились в архивах.

Критически изучив предшествующие опыты и предложения, Соковнин выступил в 1866 г. со своим собственным проектом управляемого аэростата с реактивным двигателем. ссылка

Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета.
Для широкого круга читателей в 1866 году адмирал издал книгу «Воздушный корабль». В книге автор не только впервые в России опубликовал свой проект дирижабля, но и высказал некоторые мысли по практическому применению воздушных кораблей. Соковнин впервые сказал слово о необходимости специальных карт для воздушной навигации. При этом автор - профессиональный военный - представлял свой воздушный корабль только в мирном небе.

Работа феодосийского изобретателя была с интересом встречена и затем неоднократно переиздавалась, в том числе и за границей на английском и немецком языках.

Н. М. Соковнин также высказывал некоторые предложения, касающиеся создания самолета с неподвижными крыльями и паровым двигателем. Он считал, что в основу создания такого летательного аппарата должен быть положен принцип парящего полета.
правляемый аэростат «Воздушный корабль» вице-адмирала Н.М. Соковнина
Управляемый аэростат «Воздушный корабль» вице-адмирала Н.М. Соковнина (1866 г.)

Следует отметить, что Соковнин стал одним из самых первых почётных членов Русского общества воздухоплавания. И не только почётных – история воздухоплавания в России сохранила имя Соковнина, как одного из самых активных защитников отечественного воздухоплавания. Примером служит участие Соковнина в судьбе дирижабля «Россия» - проекта конструктора Костовича ссылка, не поддержанного царским правительством.
Будучи горячим патриотом своей родины, адмирал говорил, что “...прежде нежели оказать какое-либо содействие иностранным проектам воздухоплавания, надлежит сперва сделать все возможное для нашего соотечественника”. При поддержке Менделеева и Соковнина было основано «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «Россия». На паевые взносы членов товарищества был дан заказ судоверфи в Петербурге в 1882 году приступить к сооружению дирижабля. Но, к сожалению, товарищество исчерпало свои ресурсы, а обращение к военному министру осталось без ответа.
Вице-адмирал Соковнин Николай Михайлович скончался, так и не увидев дирижабль в небе.



Интересные факты и легенды:

Жена Соковнина - Любовь Петровна Папенгут (возможно Папенгуд). Дети: сын Алексей и дочь Софья. Из отчета феодосийской женской гимназии, раздел “Стипендии и пожертвования” видно то, что у Николая Михайловича была еще одна дочь – Любовь.
Поддерживал дружеские отношения с известным маринистом Айвазовским.
Согласно одной из версий относительно смерти Николая Михайловича, он пропал в море, купаясь в сильный шторм.



Источники:
  • 1.    Соковнин Н.М. Воздушный корабль, 3 изд., Феодосия, 1874;
  • 2.    Соковнин Н.М. Записки о Балтийском море. СПб, 1831.
  • 3.    История воздухоплавания и авиации в СССР, под ред. В. А. Попова, период до 1914 г., М. 1944.
  • 4.    “Общий морской список”. – Спб., 1900, - часть XI. – С.558 – 560.
  • 5.    Федорченко В.Ф. “Дворянские роды, прославившие Отечество”: Энциклопедия дворянских родов. Красноярск: БОНУС; ОЛМА - ПРЕСС, 2004. - 464 с.”
  • 6.    Шавшин В. Г. “Балаклавский Георгиевский монастырь”.
  • 7.    Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Л.: Молодая гвардия, 1951.
  • 8.    Антрушин А. «Рассказы о русской технике», Молодая Гвардия. 1950.
  • 9.    Государственный архив г. Севастополя.
  • 10.    Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. — 952 с. / Под редакцией В. А. Попова.


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты