АВИАЦИТАТА

«В случае возникновения войны завтра, нам придется лихорадочно строить дирижабли и подготавливать летный состав для них. Почему бы этого не делать в мирное время, когда это обойдется дешевле.»

Г.Уайли, командир дирижабля "Мэкон" (США), 1934 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23 Октября
23 октября 1906 г.
В Париже бразилец Альберто Сантос-Дюмон впервые в истории в присутствии официальных наблюдателей взлетел на самолёте своей конструкции "14 бис" без каких-либо вспомогательных средств, используя для взлета лишь тягу двигателя.
Он преодолел около 60 метров на средней высоте более 3 метров. Этот полёт считается первым официально зарегистрированным полётом в Европе.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТЕХНИКА Дирижабли Жесткие дирижабли Дирижабль "РОССИЯ" (проект Костовича)
АВИАЦИЯ
Дирижабль "РОССИЯ" (проект Костовича)
Страна: Россия
Конструктор: Огнеслав (Игнатий) Костович
Тип: жесткий
Описание:

В 1880 г. Русскому воздухоплавательному обществу был представлен проект дирижабля «Россия» – на тот момент наиболее законченный и проработанный в русской истории воздухоплавания. Автор проекта – капитан Костович – предлагал соорудить аэростат сигарообразной формы и снабдить его машущими крыльями. По отзывам современников «корабль имеет вид птицы, размеры хвоста и крыльев которой находятся к её корпусу в том же соотношении, что и у орла». В течение следующих нескольких лет чертежи дирижабля неоднократно перерабатывались, и в итоговом варианте Костович отбросил крылья и разработал проект жёсткого дирижабля объемом в пять тысяч кубических метров.
Огнеслав КостовичПервый дирижабль России должен был приводиться в движение гребным винтом, вращаемым двигателем внутреннего сгорания.
В окончательном варианте основой аэростата служил жесткий цилиндрический каркас с коническими законцовками. Каркас обтягивался шелковой материей, пропитанной для уменьшения газопроницаемости специальным составом.
По центральной оси корпуса к корме проходил главный вал – горизонтальная балка, в кормовой части которой был установлен четырехлопастный воздушный винт. Спереди к балке крепился руль направления. пассажирская шахта на дирижабле Костовича
Сквозь середину корпуса проходила вертикальная шахта-труба, в нижнюю часть которой помещался экипаж и пассажиры. Здесь же располагалось и машинное отделение.
От верхнего и нижнего концов шахты к горизонтальной круговой ферме шли расчалки, подобно тому как идут от втулки к ободу спицы велосипедного колеса (такое сравнение давал и сам Костович). Ферма, шахта и расчалки придавали всей конструкции необходимые жесткость, прочность и легкость.
схема дирижабля Костовича
Проект на десятилетие опережал своё время и стал уникальным по целому ряду показателей.
Во-первых, жёсткая оболочка аэростата. Костович создал и запатентовал новый для того времени материал – «арборит», из которого построил весь каркас, многие части дирижабля и самую крупную его деталь — передаточный вал к винту дирижабля, представлявший собой трубу диаметром 0,2 м и длиной около 30 м. Это была фанера в современном понимании, то есть, склеенный в несколько слоев шпон с перекрещивающимися направлениями волокон.
Во-вторых, история воздухоплавания до той поры знала лишь паровые машины. Для своего дирижабля Костович спроектировал удивительно легкий для того времени восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива (бензина). При мощности 80 л. с. его масса составляла лишь 240 кг. Для сравнения: немецкий LZ-1, при мощности моторов всего в 14 лошадиных сил, имел моторы весом в 420 килограмм!
макет Двигателя Костовича
Соответственно, подобные ноу-хау требовали немало вложений и времени и во многом предопределили судьбу проекта.
Впервые рисунок и чертежи дирижабля были опубликованы в журнале «Воздухоплаватель». Одобрив проект, Русское общество воздухоплавателей обратилось с воззванием оказать материальную поддержку изобретателю. Первым под этим документов подписался адмирал Н.М. Соковнин. При поддержке Д.И. Менделеева и М.А. Рыкачева организовали "Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля "Россия", собрали паевые взносы в сумме 200 тыс. руб. и вскоре выхлопотали финансирование от Военного министерства в размере 35 тыс. руб.
8 августа 1882 г. на Охтинской судоверфи Петербурга началась постройка дирижабля "Россия". Костович решительно отказался от предложений выполнять эту работу за границей и объявил в печати, что воздушный корабль будет руками только русских рабочих.
К осени 1888 г. многие части дирижабля "Россия" были готовы. На верфи, где строился первый дирижабль, можно было видеть готовую каюту для пассажиров, решетчатые оконечности корпуса, детали рулевого управления, главный вал с шарнирами Гука, лопасти воздушного винта и сотни других частей и деталей.
Дело осложнялось еще тем, что Костовичу приходилось самостоятельно конструировать почти все устройства дирижабля, механизмы и приборы, многие из которых создавались впервые. Заказанные в Германии детали, например коленчатый вал, цилиндры, запально-клапанные коробки, фрикционный шкив, приходилось дорабатывать в собственной мастерской, приводя их "в надлежащую точность".
Самой большой проблемой, от решения которой зависел успех всего предприятия, был двигатель.
Через два года его изготовили и успешно испытали. Двигатель развил максимальную мощность 80 л.с. при частоте вращения коленвала 400 мин-1 (сравнимо с современным двигателем автомобиля "Москвич-2141", правда, существенно большей массы).
В 1889 году практически все детали аэростата были изготовлены.
Уже в тот момент стройка выбивалась из сроков – буря неожиданно разрушила сборочный сарай, закончилась правительственная субсидия, и Костович продолжал работы за свой счёт и счёт своих друзей.
Для сборки требовалось еще 55 тыс. руб., поэтому Костович вновь обратился к военному министру Паукеру. Конструктору под благовидными предлогами отказали в дальнейшем финансировании работ.
Затем арендаторы потребовали освободить ангар, а вслед за ними кредиторы и акционеры стали настаивать на возврате вложенных паев. Тщетно пытаясь вернуть долги, Костович предлагает Военно-инженерному ведомству выкупить у него дирижабль со всеми правами. В 1890 г. комиссия Главного инженерного управления сочла связанные с этим расходы в размере 410 тыс. руб. несвоевременными и высказалась против, мотивируя свой отказ тем, что "...гигантский управляемый аэростат ... представляет собой весьма гадательное военное значение". Кроме того, комиссией было отмечено: «что касается…предложения…купить право пользования изобретением г. Костовича, то комиссия…признала, что…продаваемое право уже принадлежит Военному министерству на основании …контракта, заключенного 25 июля 1886 года г. Костовичем с Главным инженерным управлением».

Первый дирижабль так и не был собран. Костович перевез все части аэростата на территорию своего небольшого завода в слободе Малое Рыбацкое под Петербургом.

спустя двадцать лет после создания проекта дирижабля изобретатель в который раз предлагает правительству закончить постройку все еще сохраняемого разобранного воздушного корабля. Мотив последнего отказа был таким: "В настоящее время, как самый аэростат по своей идее, так и двигатель к нему представляют лишь исторический интерес и далеко превзойден аэростатами, применяемыми на практике". Ещё бы! История воздухоплавания не стояла на месте, пока детали первого русского дирижабля десятилетиями пылились на складе.



Технические характеристики:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Название
Дирижабль "РОССИЯ"
Длина, м.
60
Объем, м3.
5000
Диаметр максимальный, м.
12
Двигатель
двигатель внутреннего сгорания
разработки Костовича
мощность, кВт/л.с
1 x 80
Винты, кол-во/диаметр, м
 
Число и объем баллонетов, м3
 
Полезная нагрузка, кг.
3400
Максимальное кол-во пассажиров
18
Максимальная скорость, км/ч
 
Потолок, м.
 
Продолжительность полета максимальная, ч.
 
Вооружение
 



Источники:
  • Дирижабли на войне / Сост. В. А. Обухович, С. П. Кульбака. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. — 496 с. (Профессионал). // Под общей редакцией А. Е. Тараса.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.-3-е изд, исправл.-М.:Машиностроение,1985
  • Бурче Е.Ф. Петр Николаевич Нестеров. М. : Мол. гвардия, 1955, Серия: - "Жизнь замечательных людей"
  • Курихин О. Еще один утраченный приоритет – Двигатель. - №4 (22) июль-август 2002
  • Черненко Г. Двигатель для дирижабля "Россия" -  Изобретатель и рационализатор». - №2(650) 2004 г.
  • Г.А.Давыдов. Двигатель внутреннего сгорания О.С. Костовича. Памятники науки и техники


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты