АВИАЦИТАТА
Нам, летящим в группе, было странно наблюдать соседние аэропланы, которые, казалось, стояли на месте, словно подвешенные в воздухе. Они передвигались лишь по вертикали, при изменении высоты. Все было оригинально, ново, красиво, приятно...
В.М.Ткачев
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
20 Апреля
20 апреля 1936 г. Летчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые в СССР выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете ЦКБ-26 (ОКБ С.В.Ильюшина).
20 апреля 1934 г. Первыми лётчиками, удостоенными звания Героя Советского Союза стали участники челюскинской эпопеи - А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин.
|
Энциклопедия АВИАТЕХНИКА Самолеты Разведчики F.B.A. Н летающая лодка Ф.Б.А. тип Н
|
|
АВИАЦИЯ
F.B.A. Н летающая лодка Ф.Б.А. тип Н |
|
Страна: Франция
Производитель: Franco-British Aviation Company (Франко-Бритиш-Эвиэйшн Компани)
Конструктор: Жан де Конню
Первый полет: 1917 г.
Тип: разведывательный гидросамолет
|
Модификации:
F.B.A. А - первый серийный экземпляр; F.B.A. В - конструкция со складывающимися крыльями; F.B.A. С - экспортная модель; F.B.A. S - установлен двигатель 200 л.с.; F.B.A. Н - наиболее удачная модель.
Описание:
В 1913 г. французский авиатор, лейтенант флота Жан де Конню (больше известный, как Андрэ Бимон, победитель гонок Париж — Рим, а также вокруг Европы и Англии) и предприниматель М. Шрек, работавший в компании «Френч Райт К°», основали фирму F.B.A. Она была зарегистрирована в Англии, но производственные мощности располагались во Франции. F.B.A. выкупила патенты на летающие лодки «Доннэ-Левек» и «Арто» и организовала их промышленный выпуск. На первой серийной летающей лодке F.B.A. А «Левек» между крыльями был установлен ротативный двигатель Гном (50 л. с.) с толкающим воздушным винтом. Однореданный корпус лодки был выполнен из дерева и обшит фанерой. Трехстоечная бипланная коробка крепилась к корпусу на невысоком кабане. На законцовках нижнего крыла располагались небольшие балансировочные поплавки. Члены экипажа размещались рядом в одной открытой кабине, установленной перед бипланной коробкой. В 1914 г. по заказу военных моряков на основе лодки «Доннэ-Левек» была создана F.B.A. тип В, которая отличалась от предшественников усиленной конструкцией корпуса и складывающимися крыльями. Кроме того, было модернизировано хвостовое оперение: киль у нового самолета отсутствовал. В начале 1915 г. этими летающими лодками стали оснащать морские эскадрильи Франции и Великобритании. Большинство машин не имели вооружения и использовались в качестве учебных. Англичане изготовили по лицензии 80 летающих лодок и закупили 36 машин французской постройки. Одним из самых удачных вариантов был F.B.A. С, оснащенный ротативным двигателем Клерже 9b (130 л. с.). Лодка вооружалась одним 7, 7-мм подвижным пулеметом «Льюис». Эта модификация в больших количествах изготавливалась на экспорт, а также производилась по лицензии другими самолетостроительными компаниями, в том числе в России на заводах Лебедева (34 экземпляра). Лодка настолько понравилась русским морякам, что во Франции дополнительно было закуплено 30 машин. На базе F.B.A. тип С был создан опытный самолет с измененной носовой частью для размещения 37-мм пушки. Два двигателя на нем устанавливались тандемно. Лучшей летающей лодкой, созданной фирмой, была F.B.A. тип Н. Она представляла собой значительно переработанную лодку «Левек». Модернизации подверглись корпус лодки, бипланная коробка и хвостовое оперение. Экипаж состоял из трех человек. В качестве силовой установки использовались двигатели Клерже или Испано-Сюиза 8Аа (150 л. с.). Было значительно усилено вооружение: в носовой части лодки и в задней кабине позади винта размещались турельные пулеметные установки. Лодки широко применялись французской, итальянской и бельгийской морской авиацией для патрулирования прибрежных районов и борьбы с подводными лодками. Всего было произведено около 2000 экземпляров F.B.A. Н, из них 982 лодки по лицензии выпустила итальянская компания «Савойя». Они были оснащены двигателем Изотта-Фраскини V4B (150 л. с.) и 7, 5-мм пулеметом «Фиат». Очередной (и последней периода войны) модификацией летающих лодок стала F.B.A. тип S. Она отличалась измененным корпусом. Модернизировано было и хвостовое оперение: на лодке установили киль с аэродинамически компенсированным рулем направления. Самолет оснащался двигателем Испано-Сюиза 8В (200 л. с). Кроме Франции, F.B.A. S состояли на вооружении морской авиации США и Бельгии, а в послевоенный период — в Югославии. |
|
Технические характеристики:
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| Модификация | F.B.A. Н | Длина, м.
| 9,92 | Высота, м.
| 3,1 | Размах крыльев, м.
| 14,12 | Площадь крыла, м2
| 40 | Масса, кг.
| | пустого
| 984 | максимальная взлетная
| 1420 | Двигатель
| 1 х Испано-Сюиза 8Аа
| мощность, л.с.
| 150
| Максима льная скорость, км/ч
| 150 | Продолж ительность полета, ч.мин
| - | Максима льная скороподъемность, м/мин
| - | Потолок практический, м.
| 4900 | Экипаж, чел.
| 3 | Вооружение
| стрелковое: 1 х 7, 7-мм турельный пулемет «Льюис» бомбовое: 70 кг |
Источники:
- Обухович В.А., Никифоров А.Ф.Самолеты Первой мировой войны. - 368 с. Мн: Харвест 2003 г.
|
|
|