АВИАЦИТАТА

Летчик - это человек, стоящий прямо перед небом, бросающий взгляд в его глубину и летящий в воздух, - в этом есть что-то от героического человека, того героического человека будущего, который окончательно победит стихии...

Леонид Андреев, 1910 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23 Апреля
23 апреля 1911 г.
В Михайловском манеже Санкт-Петербурга открылась первая в России Международная воздухоплавательная выставка.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ТУРЕЦКО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1911-1912 гг. ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ
АВИАЦИЯ
ТУРЕЦКО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1911-1912 гг. ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)

1. Введение

Италия, не желала отставать от таких государств как Германия, Франция и Австрия, участвовавших в переделе сфер влияния, проводила политику и военные приготовления, направленные на захват территорий Триполи и Бенгази, на которых с давних времен проживали подданные Османской Империи.

28 сентября 1911 года Италия направила Османской Империи ноту, в которой говорилось о намерении оккупировать Триполи и Бенгази. Не дожидаясь ответа на ноту, 29 сентября 1911 года был обстрелян Триполи, и началась война.

2. Военно-воздушные силы сторон

а. Турецкая авиация

В этой войне турецкая авиация против итальянских самолетов и аэростатов не применялась.

b. Военно-воздушные силы Италии

ВВС Италии имели: 22 самолета Nieuport и  Bleriot-2 французского производства и 6 единиц Etrich Taube и Bristol,  два аэростата -  Р1 (объем 4200 куб. м., скорость 50 км/час) и Р2 (объем 4700 куб. м., скорость 54 км/час).

3. Оперативное применение

В первый день войны итальянские боевые корабли потопили несколько небольших турецких военных кораблей в районе Превезе. 3 октября 1911 года они обстреляли Триполи, и позже – Бенгази. 8 октября 1911 года началась высадка сухопутных войск и был захвачен Топрук. Флот Османской Империи, выглядевший по сравнению с итальянским флотом очень скромно, в операциях участия не принимал. Правительство Османской Империи объявило частичную мобилизацию и начало спешно готовить отпор агрессии. В армию в Триполи были направлены лучшие молодые офицеры, среди которых были Мустафа Кемаль, Энвер Бей и Фетхи Бей. Итальянцы высадили 102 тысячи военнослужащих при 40 орудиях. В конце октября итальянские корабли выполняли задачи по охране побережья, какие либо операции или разведывательные действия не проводили. В этой войне впервые был применен самолет.

Впервые боевой вылет авиации был выполнен 22 октября 1911 года в районе Азизие. Капитан Пиаццо (Piazza) на самолете Bleriot выполнил часовой разведывательный полет. В последующие дни полеты в районе Азизие и Зувара продолжились. Их выполняли пилоты капитан Пиаццо на Блерио и капитан Моицо (Moizo) на Ньюпорте.

Капитан Карло Пьяцца
 Рикардо Моиццо
 Капитан Карло Пьяцца, 1911 г.
  Рикардо Моиццо (Riccardo Moizo)
в чине генерал-лейтенанта

25 октября 1911 года в районе Зувара было прострелено крыло в самолете капитана Моиццо.

28 октября 1911 года капитан Пиаццо впервые осуществил корректировку артиллерийского огня с воздуха.

В ноябре 1911 года капитан Гавотти (Giolio Gavotti) впервые осуществил бомбардировку турецких позиций.

Джулио Гавотти - первый авиатор, выполнивший бомбометание с воздуха, 1910 г.

Джулио Гавотти - первый авиатор, выполнивший бомбометание с воздуха, 1910 г.

Вместе с разведывательными полетами начали выполняться небольшие задачи по бомбометанию. Для этого использовались самолеты Etrich Taube, которые с высоты 600 метров сбрасывали бомбы весом 15 кг. Эти бомбы не приносили большого урона, однако безусловно, деморализовали солдат на позициях. Ниже 600 метров самолеты не снижались, так как увеличивалась вероятность попадания в них. В этот же период начали выполняться ночные полеты.

13 марта 1912 года капитан Пиаццо во время полета был ранен выстрелом с земли.

Для корректировки артиллерийского огня применялись аэростаты. Однако из-за непригодных погодных условий, управляемые аэростаты в полной мере не применялись.

10 сентября 1912 года во время разведывательного полета Ньюпорт капитана Риккардо Моицо (Riccardo Moizo), получивший повреждения от ружейного огня, совершил вынужденную посадку. Это был первый самолет в истории авиации, который был сбит во время военных действий, и им стал итальянский самолет. Арабы, захватившие Моицо в плен, доставили его в штаб Фетхи Бея, который располагался в районе Азизие. Здесь капитан Моицо во время допроса сообщил: "В местах, где я пролетал, я наблюдал большое скопление войск, после моей посадки я заметил разницу, с большой высоты степные кустарники я принял за солдат". Моицо был оказан хороший прием и его сестре была направлена телеграмма за его подписью. Через некоторое время второй итальянский самолет вследствие аварии или подбитый ружейным огнем, совершил вынужденную посадку за линией фронта, на итальянской территории.

Итальянцы до самого окончания войны продолжали обстрел Триполи с моря.

10 апреля 1912 года большая флотилия кораблей высадила 12 тысяч солдат напротив Зувара. Однако это был отвлекающий маневр. Основные силы высадились западнее, захватили Макабез и перекрыли тунисскую границу.  Зувара до конца войны успешно сопротивлялась.

17 апреля 1912 года при поддержке мощной морской группировки был захвачен остров Стампалия (Stampalia), один из архипелага Двенадцати островов Эгейского моря. Корабли, использовали его как базу, и утром 18 апреля 1912 года обстреляли береговые укрепления пролива Дарданеллы. После обеда бомбардировка продолжилась. Было выпущено 432 снаряда большого калибра, от которых погибли 15 человек и 18 получили ранения. После этой морской операции корабли вернулись на захваченный остров и в мае оккупировали остров Родос и другие острова архипелага Двенадцати островов. Была предпринята еще одна попытка торпедирования в проливе Дарданеллы, однако безрезультатная.

В районе Триполи самолеты применялись для оказания политического и психологического воздействия, в частности для разбрасывания листовок над нашими (турецкими) позициями и в тылу, обращенных к арабам. Текст первой в истории листовки, сброшенной с самолета, был следующий:

«К ливийским арабам: Чего вы ждете, чтобы присоединиться к нам?  Вы думаете, что от ваших молитв в мечетях  исполнятся ваши желания? Вы не хотите жить вместе со своими семьями в спокойствии? У нас тоже есть книги, у нас тоже есть понятия чести и   веры. Италия также и ваш отец. Потому что наша страна обручена с Вашей матерью Ливией».

Воздушные операции, проведенные итальянцами против турецкой армии, послужили уроком для европейских армий, упор в развитии в большей степени был сделан на самолеты, нежели на аэростаты. В этой войне впервые в истории воздухоплавания произошли события:

15 декабря 1911 года турецкие войска впервые применили артиллерию против самолета подполковника Роберта (Robert).

15 января 1912 года итальянцы впервые применили самолет для ведения психологической войны, с него были разбросаны обращения к арабам.

31 января 1912 года впервые в воздухе был ранен летчик-наблюдатель Карло Монту (Carlo Montu).

В марте 1912 года летчик Пиаццо (Piazza) впервые применил фотоаппаратуру в ходе воздушной разведки.

11 июля 1912 года капитан Маренго (Marengo) впервые выполнил ночное бомбометание.

25 августа 1912 года младший лейтенант Манчини (Manzini) стал первой жертвой войны в воздухе. Его самолет упал в море.

10 сентября 1912 года первый летчик попал в плен. Капитан Моицо (Moizo), впоследствии ставший генералом авиации, вместе с самолетом был захвачен в плен турками.

4. Попытки использования самолетов и аэростатов в османской армии

В январе 1912 года судно под французским флагом «Картеж» (Carthage) должно было доставить в Тунис для демонстрации воздушных полетов самолет «Дюваль» (Duval) вместе с летчиком. Итальянцы, для воспрепятствования сделке по приобретению турками самолетов «Дюваль» под угрозой торпедирования задержали это судно и отконвоировали его на остров Сардиния. Этот факт вызвал обострение в отношениях между Францией и Италией. После предоставления гарантий о неиспользовании со стороны владельца самолета, корабль был отпущен. В действительности, основания для опасений итальянцев в намерениях турок по закупке самолетов были.

В первых месяцах 1912 года было достигнуто соглашение с торговцем по имени Бахман о доставке в район Триполи самолета с двумя пилотами. Самолет и летчики должны были быть доставлены контрабандным путем на иностранном корабле в Северную Африку. Французское посольство не было извещено об этой сделке. Помощник турецкого военного атташе Тевфик Бей (Tevfik Bey) получил за это выговор от посла Турции и задание получить разрешение на контракт во французском посольстве и доставить оговоренные самолет и пилотов в течение 10 дней после получения разрешения.

Были закуплены два самолета Deperdussin. Самолеты должны были быть доставлены в  Алжир, откуда своим ходом перелететь через пустыню в район Триполи. Этот перелет должны были совершить турецкие пилоты подполковник Керим Бей и Феса Бей, вместе с двумя французскими летчиками.  Французы запросили за выполнение этого перелета по 5000 французских франков в месяц и по 2000 тысячи франков затребовали механики. Это условие было принято. Однако Феса Бей возвратился в Турцию. В мае самолеты были  доставлены в город Бискра в Южном Алжире, однако французские пилоты отказались туда отправиться. В конечном счете, французское правительство прибрало эти самолеты к рукам.

Вторая попытка организовать использование самолетов и управляемых аэростатов была предпринята во время поездки по Европе подполковника штаба Сюрейя Бея. Блокада итальянцев полностью прекратила морское снабжение Триполи. Военный министр Махмут Шевкет Паша (Mahmut Şevket Paşa) поручил исследовать возможность организации снабжения при помощи аэростатов большого объема. Управляемые аэростаты были способны совершать перелеты на расстояние до 2500 километров с грузом до 2,5 тонн. Помимо этого они могли использоваться для сброса авиабомб весом 4 – 100 кг и для корректировки при помощи радио артиллерийского огня. Турецкая делегация, находившаяся в Германии, в мае 1912 года получила по телеграфу от Махмут Шевкет Паши новые инструкции. Суть сообщения сводилась к следующему: итальянцы получили уже четвертый аэростат, готовилось их применение для бомбардировки позиций в проливе Дарданеллы. Для организаций противодействия нужен был как минимум один управляемый аэростат, и  самолет с обученным пилотом. Во втором письме Махмут Шевкет Паша настаивал на участии немецких летчиков в противодействии по захвату острова Родос и запрашивал информацию по ходу выполнения ранее поставленной задачи по приобретению самолетов для осуществления бомбардировок.

Делегация заказала в Германии два самолета «Харлан» (Harlan), способные нести бомбы Нобеля. Помимо этого проводились опыты по применению снарядов против аэростатов, среди иностранных производителей был объявлен тендер на разработку таких боеприпасов. Также было признано необходимым приобретение аэростатов «Цеппелин» (Zeppelin), способных находиться в воздухе 50 часов и перевозить до 3 тонн груза. Аэростаты по цене 50 тысяч золотых лир должны были быть поставлены в течение 4 – 5 месяцев. Однако немецкое правительство выдвинуло ряд условий для совершения сделки.  И не подписало контракт. Делегация направилась во Францию, где в основном велась речь о приобретении легких аэростатов, применение которых планировалось в районе военных действий на Островах. Делегация не смогла договориться ни с одной европейской страной о поставках управляемых аэростатов, пригодных для войны в Ливии. Отложив приобретение аэростатов для использования в районе Дарданелл и Босфора, делегация вернулась на родину.

В первых числах октября 1912 года было подписано мирное соглашение с итальянцами. В результате этой войны был потерян округ Триполи, вилайет Бенгази и архипелаг Двенадцати островов.



Оригинал статьи размещен по адресу: HAVACIYIZ.COM

Выражаем искреннюю признательность автору статьи Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru


Источники:
  • Й. Кансу, С.Шенсёз, Й. Озтуна - Турки в истории авиации (том 1), Анкара, 1971 г./Havacιlιk Tarihinde Tűrkler (1) – Y. Kansu – S. Şensőz – Y. Őztuna, Ankara, 1971.

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты