АВИАЦИТАТА

«Ныне частенько говорят и пишут, что самолет станет впредь выигрывать битвы! Следовало бы вместо этого спросить, как все это может статься... Об использовании аэроплана как средства борьбы, по крайней мере, теперь и в обозримом времени, даже не может быть и речи. Аэроплан не является машиной разрушения. Хорошо хотя бы то, что он уже теперь пригоден для разведки».

«Военная Франция», 1913 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 Декабря
15 декабря 1938 г.
Состоялся первый полет истребителя И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова, в результате катастрофы в этом вылете погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛАВРОВ Александр Савостьянович (Севастьянович)
АВИАЦИЯ
Категории: 10-й КАО
ЛАВРОВ Александр Савостьянович (Севастьянович)
ЛАВРОВ Александр Савостьянович (Севастьянович)
Звание: старший унтер-офицер
Даты жизни: ?.?.1892 - 19.09.1919 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Александр родился в 1892 году в Смоленске в семье Севостьяна[1] Митрофановича Лаврова. В семье было трое сыновей и пять дочерей. Отец Александра родился в 1868 году в селе Дятловка Глинковского уезда Смоленской губернии в семье бывшего крепостного крестьянина. Крестьянский труд его не привлёк и он уехал в город Смоленск, где получил профессию шорника. Именитые купцы считали за большую честь, заказать у него предметы упряжной утвари, а в 1900 году его работы демонстрировались на Всемирной выставке в Париже, где за свои работы он получил диплом и медаль.

Во время Первой мировой войны Александр Лавров служил в авиации. Неизвестно, где он получил навыки авиационного механика или моториста. Так или иначе, дослужился до чина старшего унтер-офицера в 10-м корпусном авиаотряде, который воевал на Северном фронте.


Старший унтер-офицер 10-го корпусного авиаотряда Александр Лавров (слева)
 Александр Лавров, награждённый Георгиевским крестом 4-й степени с женой Нюрой
Старший унтер-офицер 10-го корпусного авиаотряда
Александр Лавров (слева). 1917 год
 Александр Лавров, награждённый Георгиевским крестом 4-й степени с женой Нюрой. Снимок сделан в 1918 году.

В 1917 году он был направлен в школу авиации, организованную при 7-м авиационном парке в Пскове. Вероятно, этому посодействовал бывший лётчик отряда (где служил А.С. Лавров) штабс-капитан Каллантаев, ставший начальником школы. 26 июля 1917 года Лавров сдал экзамен на звание "лётчик". С 9 августа 1917 года Александр стал лётчиком 12-го армейского авиаотряда[2].

12-й армейский авиаотряд входил в состав 12-го авиадивизиона и воевал на Северном фронте. Старший унтер-офицер Лавров совершал боевые полёты на "Вуазене".

Разведчик биплан
    
Разведчик биплан "Вуазен", на котором Александр Лавров летал в 12-м армейском авиаотряде.

В 1918 году Весь личный состав 12-го армейского авиаотряда вошёл в состав Красного военного воздушного флота. Отряд получил новое наименование — 2-й Социалистический.
Личный состав 2-го Социалистического авиаотряда

Личный состав 2-го Социалистического авиаотряда. Снимок был помещён в журнале "Вестник воздушного флота".

Во время службы в этом отряде, 19 мая 1918 года лётчик Лавров разбил истребитель "Ньюпор-17" во время пробного полёта.

В июне 1918 года на основе 2-го Социалистического авиаотряда была сформирована 1-я Костромская авиагруппа (1-й и 2-й авиаотряды). Группа базировалась в Вологде.

В августе 1918 года Костромская авиагруппа была отправлена на фронт в Архангельский район. Первый авиаотряд группы базировался у станции Плесецкая (командиры Цельмин, Суворов).

В списках отряда, напротив фамилии Лаврова были указаны такие данные: «Лётчик. Коммунист. Летает на аппаратах системы "Сопвич"».

Боевая деятельность Лаврова на Северном фронте известна, благодаря сохранившемуся журналу полётов авиаторов 1-го Костромского авиаотряда за 1918 год.

Выписки из журнала полётов за 1918 год.

29.VIII.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Скробук. Аппарат "Сопвич". Задание: проба, аэродром у ст. Плесецкая. Продолжительность полёта 20 минут.

31.VIII.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Малиновский. Аппарат "Сопвич". Задание: разведка и бомбометание. Маршрут: Плесецкая, озеро у Обозерской, Плесецкая. Пройдено 200 вёрст. Продолжительность полёта 1 час 50 минут.

1.IX.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Малиновский. Аппарат "Сопвич". Задание: разведка и бомбометание. Маршрут: Плесецкая, Обозерская, разъезд 509 версты. Высота 400 метров. Продолжительность полёта 2 часа. Результаты: “Сброшено 3 бомбы. Вследствие остановки мотора вынужденная посадка на железную дорогу у разъезда 412 версты с поломкой шасси и плоскостей”.

9.IX.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Кузнецов. Аппарат "Сопвич". Задание: фотографирование, вылет из Плесецкая. Продолжительность полёта 20 минут. Задание не выполнено.

13.IX.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Можаев. Аппарат "Сопвич". Задание: проба самолёта, вылет из Плесецкая. Продолжительность полёта 15 минут.

15.IX.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Скробук. Аппарат "Сопвич". Задание: разведка, бомбометание и разброс прокламаций. Маршрут: Плесецкая, Емца, Обозерская и обратно. Высота 1900 метров. Продолжительность полёта 1 час 20 минут. Результаты: “На ст. Обозерская сброшено 3 бомбы. Во время 3-го круга над станцией аппарат подбит пулемётным огнём противника, встал мотор, и пришлось планировать на полотно железной дороги в районе 464 версты. К месту падения самолёта бежали белогвардейцы с винтовками наперевес. По ним открыт был огонь из пулемёта, вследствие чего они залегли в цепь. Захватив пулемёт, барограф и 3 обоймы бросились бежать вглубь леса на восток. С наступлением темноты мы вышли на полотно железной дороги в районе 461 версты и дошли до нашего секрета в районе 458 версты”.

28.IX.1918. Пилот Лавров. Наблюдатель Малиновский. Аппарат "Сопвич". Задание: разведка и бомбометание, вылет из Плесецкая. Высота 2000 метров. Продолжительность полёта 40 минут. Результаты: “Из-за порчи мотора вынужденная посадка в дер. Кочманская. При капоте сломан руль поворота, киль, стойки и винт”.

Разбитый «Сопвич» из состава 1-й Костромской авиагруппы
Разбитый «Сопвич» из состава 1-й Костромской авиагруппы. Лавров и Скробук сумели спастись, а аппарат достался неприятелю. Северный фронт. Район станции Обозёрская. 15 сентября 1918 года.


Приказ № 7 по Красному ВВФ Р.С.Ф.С.Р.
"11" октября 1918 года.                Д[ействующая] армия.
§3.

На Северном фронте при невероятно трудных аэродромных условиях лётчик Лавров с механиком Скробук во время бомбометания из-за порчи мотора вынуждены был сесть на полотно железной дороги впереди наших позиций. Противник, заметив спустившийся самолёт, стал приближаться, чтобы захватить его. Лётчики открыли по подбегающему противнику пулемётный огонь и отбив его, захватили пулемёт, барограф и три обоймы и с наступлением темноты вернулись к своим. За самоотверженную работу Лаврова и Скробук против англо-французских наемников награждаю их 1000 рублей каждого.

Начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе РВС Республики и Главный комиссар ВФ, Военный лётчик А. СЕРГЕЕВ.[3]

Справка: За 1918 год 1-й авиаотряд Костромской авиагруппы - 25 часов 20 минут боевых.

В январе 1919-го 1-я Костромская авиагруппа была переформирована в 18-й разведывательный авиационный отряд.

Боевая деятельность лётчика Лаврова была отражена в сохранившемся журнале полётов отряда за 1919 год.

4.I.1919. Пилот Лавров. Наблюдатель ?. Аппарат "Сопвич". Задание: разведка, вылет у ст. Плесецкая. Высота 600 метров. Продолжительность полёта 30 минут. Результаты: “Задание не выполнено вследствие мороза”.

9.IV.1919. Пилот Лавров. Наблюдатель Слепян. Аппарат "Сопвич". Задание: проба самолёта после сборки. Вологда.

5.V.1919. Пилот Лавров. Наблюдатель Слепян. Аппарат "Сопвич". Задание: проба самолёта после сборки, Плесецкая. Продолжительность полёта 40 минут. Самолёт разбит.

Так закончилась боевая деятельность Александра Лаврова на Северном фронте.

Дата перевода Лаврова на Западный фронт в 38-й разведывательный авиаотряд пока неизвестна.

Справка: 38-й разведывательный авиаотряд был переформирован из управления 1-й Московской авиагруппы и 1-го Московского авиаотряда коммунистов. С декабря 1919 года 38-й авиаотряд воевал на Западном фронте в составе 16-й армии. Задачами отряда были охрана города Минска от налёта польских самолётов и разведка районов Минск—Листопады—Борисов—Барановичи—Лида.

Выписки из журнала полётов 38-го разведывательного авиаотряда за 1919 год.

4.IХ.1919. Полёт № 37*. Пилот Лавров. Наблюдатель Васильев. Аппарат "Сопвич". Задание: проба аппарата, вылет у ст. Приямино.

6.IХ.1919. Полёт № 39.Пилот Лавров. Наблюдатель Васильев. Аппарат "Сопвич". Задание: проба аппарата, вылет у ст. Приямино.

9.IХ.1919. Полёт № 40. Пилот Лавров. Наблюдатель Армандт. Аппарат "Сопвич". Задание: фотографирование района Борисова, вылет у ст. Приямино. Вылет в 12 часов 55 минут. Результаты: "Задание не выполнено. Вынужденный спуск в Зембине".

9.IХ.1919. Полёт № 41. Пилот Лавров. Наблюдатель Армандт. Аппарат "Сопвич". Задание: Вылет из Зембина в 18 часов 30 минут. Результаты: "На высоте 50 метров сдал мотор, самолёт скользнул на левое крыло и штопором врезался в землю. Лавров разбился насмерть".


* — порядковый отрядный номер полёта. Всего в 1919 году в журнале 38-го авиаотряда было отмечено 63 полёта, из них более десятка пробных.


Обстоятельства гибели лётчика А.С. Лаврова
"Список погибших красных лётчиков.
"Вы отдали всё, что могли, за народ".
Галерея погибших орлов. 1919 г.

При подъёме на самолёте "Сопвич" на вираже потерял скорость и,  перейдя в штопор, разбился лётчик 38-го разведывательного отряда Лавров. При падении у лётчика Лаврова были сломаны обе ноги, пробита грудь и разбито лицо. Наблюдатель Арманд получил ушибы".[4]


Выписка из приказа по Полевому управлению авиации и воздухоплавания Западного фронта за № 150 от 14 сентября 1919 года.
§7.

Военного лётчика 38-го авиаотряда Лаврова, разбившегося насмерть во время разведки 9-го сего Сентября, исключить из списков Воздушного флота Западного фронта.

Справка: Телеграмма Начавиаотряда 38 от 10 сентября за № 2353.

Подлинный подписал: Начальник Полевого управления и воздухоплавания Западного фронта, военный лётчик Юнгмейстер.[5]


Телеграмма от 14 сентября 1919 года.
«Арманд и Лавров разбились: сначала встал мотор у деревни М.Тростяницы. Приехали мотористы и снова запустили мотор, на высоте 50 метров самолёт скользнул на крыло и перешёл в штопор и врезался в землю. Лавров убит, Арманд получил ушибы и растяжение жил. Мотор и арматуру вывезли, а самолёт отставили у неприятеля».

телеграмма о гибели летчика Лаврова

Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Марату ХАЙРУЛИНУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы;
тепло благодарим семью ЛАВРОВЫХ, а именно, ЛАВРОВА Александра Владимировича (г. Смоленск) за предоставленные фотографии и документы из семейного архива;



Примечания:
[1] Справка: Савостьян (Севастьян) — христианское мужское имя Себастиан (в русском употреблении — Севастьян), которое в переводе с греческого означает «славный, высокочтимый, священный». У русских эта форма сохранилась только в церковнославянском языке, часто встречается написание Севастьян. Народно-разговорный вариант этого имени — Савостьян. В служебных документах у Лаврова отчество писали как Севастьянович.

[2] Данные о боевой службе лётчика Лаврова в период Первой мировой войны можно найти в РГВИА: ф. 2008, оп. 1, д. 1549 " О службе моториста 10-го корпусного авиационного отряда старшего унтер-офицера Лаврова Александра, 08–30.08.1917" и ф. 6066 "12-й армейский авиаотряд" (опись 1, 8 дел).

[3] РГВА. Ф. 30. Оп. 1. Д. 4. Л. 10.

[4] А. В. Сергеев. "5 лет строительства и борьбы воздушного флота 1917—1922. Книга I. Героические годы Красного воздушного флота". Москва. Авиаиздательство, 1926 г. С. 141.

[5] Из семейного архива Лавровых.

(с) Марат Хайрулин, 2013.




 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты