АВИАЦИТАТА

«...Много чего-то от свободных и сильных птиц — в этих смелых, живых и гордых людях... Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть... вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота — все это как бы выжигает, вытравливает из души настоящего летчика обычные низменные чувства — зависть, скупость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь...»

А.И.Куприн

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Апреля
24 апреля 1924 г.
Аргентинец маркиз де Патерас Пескара установил первый мировой рекорд дальности полетов на вертолете, пролетев на аэродроме во Франции 736 метров на своем аппарате с двигателем в 180 л.с.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Sopwith 5F.1 Dolphin (Сопвич 5F.1 «Долфин»)
АВИАЦИЯ
Sopwith 5F.1 Dolphin (Сопвич 5F.1 «Долфин»)
Sopwith 5F.1 Dolphin (Сопвич 5F.1 «Долфин»)
Страна: Великобритания
Производитель: «Сопвич Эвиэйшн Компани»
Конструктор: Герберт Смит
Первый полет: 1917 г.
Тип: истребитель
Модификации:





Описание:

23 мая 1917 г. совершил первый полет прототип истребителя Сопвич 5 F.1, пилотируемый Гарри Хоукером. Самолет «Долфин» (дельфин), спроектированный Гербертом Смитом, представлял собой двухстоечный биплан смешанной конструкции.Для того чтобы предоставить летчику максимальный обзор вперед и вверх, верхнее крыло было сделано с отрицательным выносом (305 мм) и практически посажено на фюзеляж.Голова пилота возвышалась над консолями верхнего крыла.
При капотировании самолета это грозило летчику травмой и невозможностью выбраться из кабины. Во фронтовых условиях над кабиной иногда (а в частях ночных истребителей - всегда) оборудовался предохранительный каркас в виде пирамиды из стальных труб или стальные дуги над верхним крылом в местах крепления ближних межкрыльевых стоек. Самолет был оснащен двухрядным V-образным двигателем Испано-Сюиза 8 мощностью 200 л. с. (до этого на летателных аппаратах фирмы «Сопвич» устанавливались только ротативные двигатели). На прототипе использовался лобовой радиатор, который на серийных машинах заменили двумя малыми радиаторами с управляемыми створками. Радиаторы размещались позади пилотской кабины. В отличие от остальных самолетов фирмы «Сопвича» на «Долфине» стабилизатор был закреплен неподвижно.
Прототип не был вооружен, в серии же, кроме двух синхронных пулеметов «Виккерс», закрепленных над двигателем, имелась возможность размещать в передней части кабины один или два «Льюиса», причем угол установки этих пулеметов относительно горизонта можно было менять от 30 до почти 90°. В кабине находился оптический прицел, который на ночных истребителях обеспечивался электроподсветкой. В варианте штурмовика самолет мог нести четыре небольшие противопехотные бомбы. Обзор из кабины был плохим, пилот сидел в окружении пулеметов, стоек, перекладин, приборов (их было достаточно много) и ручек.
В конце июня, еще до окончания испытаний, фирма «Сопвич» получила заказ на 500 машин, что свидетельствовало о высокой оценке опытного истребителя. Лицензионное производство было организовано на фирмах «Дэррэк Мотор Энджиниринг Ко, Лтд» (которая ранее освоила выпуск D.H.5 с обратным выносом крыла) и «Хупер Ко, Лтд» (изготавливала самолеты «Страттер» и «Кэмел»).Осенью 1917 г первые серийные машины Сопвич 5F.1 «Долфин» начали поступать на фронт. Ими были вооружены четыре британских и одна канадская эскадрильи авиачастей первой линии, а также одна эскадрилья системы обороны островов Метрополии и несколько учебных авиационных подразделений.
Подобно многим другим самолетам,история «Долфина» полна домыслов и слухов, подогреваемых рассказами о полном превосходстве немецких истребителей.
На фронте отношение к «Долфину» было разным. Одни пилоты ценили этот самолет за мощное вооружение, другие критиковали за длительный цикл подготовки к полету, связанный с трудностями запуска и разогрева двигателя до необходимой для старта температуры. Также критике был подвергнут обратный вынос верхнего крыла (в памяти были свежи неприятности с подобным D.H.5), который стал причиной необычных характеристик при штопорении. Даже наклонная форма носовой части фюзеляжа (сделанная для улучшения обзора) расценивалась некоторыми летчиками как способствующая срыву в штопор.
Однако в остальном «Долфин» был довольно удачным и многие пилоты добились на нем побед над противником. Так, Ф. Жиллет (американец, воевавший в канадской эскадрилье) сбил на нем 14 самолетов и три аэростата, а его коллега по эскадрилье капитан Р. Бэрнимэн - также 14 самолетов и один аэростат.
Известно, что морское ведомство не заказывало самолет, поэтому основной его специализацией было ночное патрулирование британских островов с целью отражения атак бомбардировщиков и дирижаблей противника. Производился невооруженный учебный вариант с двигателем мощностью 150 л. с. Пилотское сиденье на нем было более приподнято,что немного улучшило обзор. К лицензионной постройке «Долфина» проявили интерес американцы и французы. В начале двадцатых годов "Долфины" активно применяли поляки, в частности во время советско-польской войны. Всего было выпущено около 1500 машин.




Технические характеристики:

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация
 Sopwith 5F.1 Dolphin
Длина, м.
 6.78
Высота, м.
 2.59
Размах крыльев, м.
 9.90
Площадь крыла, м2
 24.7
Масса, кг.
 
  пустого
 698
  максимальная взлетная
 1068
Двигатель
 1 х Испано-Сюиза 8
  мощность, л.с.
 1 x 200
Максимальная скорость, км/ч
 190
Продолжительность полета, ч.мин
 1.75
Максимальная скороподъемность, м/мин
 -
Потолок практический, м.
 5650
Экипаж, чел.
 1
Вооружение
стрелковое 2 х 7,7-мм синхронных пулемета "Виккерс" и 1 (или 2) х 7,7-мм турельный пулемет "Льюис"
бомбовое 4 x 11 кг





Интересные факты и легенды:



Источники:

Обухович В.А., Никифоров А.Ф.Самолеты Первой мировой войны: Впервые все типы и модификации самолетов Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, России, Италии - 368 с. Мн: Харвест 2003 г.


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты