А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Ш | Э | Ю | Я | 0-9 | 
 | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9

Форум Все об авиации и авиаторах
Добро пожаловать, Гость
Привет! Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
Последний полёт штабс-капитана А. Капутовского. (1 просматривает) (1) Гость
Вниз Ответить Избранное: 0
Сообщения темы: Последний полёт штабс-капитана А. Капутовского.
#623
Ponteleimon (Пользователь)
Ас
Сообщений: 392
graph
Пользователь в онлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последний полёт штабс-капитана А. Капутовского. 2 г., 9 мес. назад Репутация: 10  
(Ex начальника 5-го Aвиационного Отряда Истребителей
Императорского Русского Воздушного Флота,
ex начальника 1-го ген. Алексеева авиаотряда Добровольческой
армии, военного лётчика ).
Родился 1894 г. в Смоленской губернии, погиб в 1921 г. в Литве.


Во время Гражданской войны прошел следующий путь:
1918 г. – Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА);
1918-1920 гг. - Добровольческая армия, Вооруженные силы
на Юге России (ВСЮР),
Русская армия генерала П.Н. Врангеля.

18 февраля 1921 года Александр приехал в Литву и поступил на
службу в Литовскую авиацию – преподавал в учебной эскадрилье
основы высшего пилотажа, а также служил в 1-ой эскадрилье. По
воспоминаниям Й. Пранцкявичюса (J.Pranckevičius): «В марте -
апреле были наняты в эскадрилью Капутовский (русский) и Командель
(немец), - оба имели большой опыт». Вот так бывшие противники
оказались в одной команде. Не имевшая в то время достаточно своих
авиаспециалистов, Литва принимала и «легионеров». Из воспоминаний
И. Гароля (J. Garolis): «... теорию авиации преподавал по-русски
лётчик Капутовский, другие предметы по-литовски, ещё один из
предметов по-русски – эстонец (плк.Lucer?), служивший у нас
наблюдателем…Маленький Вавилон».
На службе Александр пользовался глубоким уважением своих коллег,
показал себя как хороший лётчик, великолепно освоивший высший
пилотаж, любил риск. Для своего удовольствия на самолете Halb.
CL - IV он выполнял мёртвые петли, на которые не отваживались
даже немецкие лётчики, служившие в Литве. После выполнения петель
крылья самолёта деформировались и прогибались. У Александра в
ангаре были сделаны специальные деревянные козлы, на которые он
помещал самолёт крыльями вниз. Под воздействием собственного веса
через какое-то время самолёт восстанавливал свои первоначальные формы.

15 июня 1921 года на недавно отремонтированном немецком самолёте
Halb. CL - IV (бортовой номер 5814) Александр поднялся в воздух,
имея в кабине для лётчика наблюдателя младшего инженера Э.Вацета
(E. Vacetas, Латыш ? род.в Либаве, по др. данным в Риге). Из
воспоминаний подполковника Л.Пясяцкого (L. Peseckas): «Много раз
он говорил, что на Halb. петель делать нельзя, - недостаточна
прочность». Однако, несмотря на это, на самолёте, поднявшемся
примерно на 1000 метров, Александр сделал сначала первую "мёртвую
петлю", а при выполнении второй самолёт перешёл в штопор, стал
неуправляемым и на большой скорости начал падать на землю. На
высоте 300 метров, не выдержав перегрузки,
самолёт начал рассыпаться на части. Из самолёта выпали оба
лётчика, а обломки упали на остатки железных ферм сгоревшего
ранее ангара.
Из воспоминаний аэродромного фотографа В. Жуковского (V.Žukauskas):
«... И вдруг, как облако дыма окутало самолёт. И в одно мгновение
он весь рассыпался в воздухе на отдельные части ... Потом я увидел,
что из разломившегося самолёта выпал один, потом второй лётчик.
Парашютов тогда не было, и они в полном сознании падали на землю
примерно с высоты в 1000 метров. Один из них странно хватался за
воздух руками, а за ними следовали, грустно раскачиваясь, сломанные
части крыльев и фюзеляжа».
Из воспоминаний майора авиации Ё. Микенасa (J. Mikėnas):
«Получается, что самолёт Halb. CL - IV был слишком хрупким.
Капутовский, хорошо владевший тайнами высшего пилотажа, незадолго
до трагедии после полёта в ангаре ремонтировал крылья самолёта,
выпрямляя их. Он все знал, но, несмотря на это, всё равно пошёл
на риск, выполняя фигуры высшего пилотажа».
17 июня прошли торжественные похороны погибших лётчиков в
сопровождении оркестра и большой толпы людей. Гробы с останками
были установлены на фюзеляже самолёта. Во время движения процессии
над Ковной летало несколько самолётов лётчиков, желавших проститься
с погибшими друзьями. Александр Капутовский был похоронен на
Ковенском православном кладбище. Эдуард Вацет похоронен
на лютеранском кладбище.
P.S. Из приказа №37 от 22 июня 1921 г. начальника военной авиации:
«Вольнонаёмного военного лётчика 1-ой эскадрильи Александра
Капутовского и вольнонаёмного младшего инженера механика Эдуарда
Вацета, упавших и разбившихся 15 июня этого года в 19 часов 18
минут с высоты около 1000 метров при испытании в воздухе HALB
CL - IV №5814 после не выхода из выполненной мёртвой петли,
считать погибшими при исполнении служебных обязанностей и
вычеркнуть из списка лиц, служащих в воздушном флоте».


 
Сообщение модератору   Зарегистрированный Зарегистрированный  
 
Последнее редактирование: 04.01.2015 11:47 Редактировал Ponteleimon.
  Для добавления сообщений, Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.
Вверх Ответить

получить последние сообщения прямо на Ваш рабочий стол

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты