Первый литовский самолёт Sopwith 1 1/2 "Strutter".
Затем из состава дивизиона выделили 12-й истротряд, придав его Интернациональной
дивизии, воевавшей под Вильно. Здесь он приступил к боевой работе.
В первом же вылете один из самолётов отряда был потерян. 14 февраля во время разведки
вдоль Немана из-за поломки мотора совершил вынужденную посадку "Сопвич" пилота Соболева
и летнаба Стефанова. Хотя аэроплан приземлился на своей территории, приключения
экипажа на этом не кончились. Лётчиков арестовали красноармейцы и, не слушая никаких
доводов, отвезли под конвоем в штаб, расположенный в 50 верстах от места посадки. А на
другой день литовцы перешли в наступление и захватили брошенную машину.
М.Хайрулин, В.Кондратьев. Военлёты погибшей империи.-М.: Эксмо, Яуза, 2008. стр.298.
5 февраля 1919 г. Глазами очевидца.
Замечаем среди снегов группу тёмных фигур. Раccредоточившись подъезжаем поближе. Наша
пехота! Они обступили никогда с близи не виданный, появлявшийся лишь на газетных
картинках аэроплан. Несёмся поближе и очень удивляемся. Всё так интересно! У аэроплана
большие плоскости связанные тонкими проволоками. На его носу желтеет пропеллер. Краснеет
знак - пятиконечная звезда. Аэроплан большевиков!
- А где летевшие? - спрашиваем.
- Они уже далеко... - смеются пехотинцы. И поясняют, что слышали от деревенских.
Аэроплан приземлился на заснеженных полях. Тихо, как птица, совсем не гудел. Вылезшие
двое мужчин ругались, что у них нет больше ни капли бензина. Они реквизировали в деревне
лошадь с санями и понеслись через поля на восток.
Leonardas Peseckas.Karo lakūno pasakojimai. Plieno Sparnai. Lietuvos technikos muziejus.
Kaunas. 1992. 9 p.
Долгое время самолёт служил будущим авиаторам только "наглядным пособием".
Но в 1922 г. механики его отремонтировали. И, хотя было признано, что военной
авиации он не пригоден, иногда, на нём летал лётчик капитан Пранас Хикса, а
позднее и другие...
Осень 1928 г.
Гостивший латвийский военный атташе, бывший лётчик, увидев "самолёт своей
юности", попросил разрешения немного на нём полетать. Но вначале
лётчику Л.Пясяцкасу вместе с летнабом было поручено испытать его в воздухе.
Однако поднявшись на полукилометровую высоту произошёл взрыв в двигателе и
самолёт загорелся.
Не выдержав жары и дыма, Л. Пяцяцкас вскоре выбрался на правое крыло.
К. Шимкус также забрался на левое крыло. В то время Не было никаких парашютов.
Л. Пясяцкас, балансируя весом своего тела, понемногу начал управлять самолетом и
приземлился на аэродроме . Оба выжили, хотя и несколько обгорели.
A.Liekis Lietuvos karo aviacija (1919-1940).171 psl.
https://lam.limis.lt/paieska/perziura/-/exhibit/mediaObjectPreview/80000009696613/80000011211594?_exhibitPreviewportlet_WAR_limiskportlet_backUrl=%2Fpaieska%2Fperziura%2F-%2Fexhibit%2Fpreview%2F80000009696613%3Fs_id%3DyA7jdNMNH58zUz4v%26s_ind%3D1832%
26valuable_type%3DEKSPONATAS
https://lam.limis.lt/paieska/perziura/-/exhibit/mediaObjectPreview/80000006053021/80000006244916?_exhibitPreviewportlet_WAR_limiskportlet_backUrl=%2Fpaieska%2Fperziura%2F-%2Fexhibit%2Fpreview%2F80000006053021%3Fs_id%3DyA7jdNMNH58zUz4v%26s_ind%3D1730%
26valuable_type%3DEKSPONATAS
Горит чудом совершивший посадку "Сопвич". 21 сентября 1928 г.