Старые новости
Северный перелёт лётчика Кальвица E-mail
07.06.2013 16:48

Целью перелета являлось выяснение условий организации воздушного обслуживания пушно-заготовительных организаций на крайнем севере Союза.

Для выполнения рейса был выделен поплавковый самолет Юнкерс W33, с мотором L5, под управлением т. Кальвица, механика т. Леонгардт с пассажиром—представителем Наркомторга т. Красинским. Для обеспечения полета горючим служили базы, заготовленные для незаконченной экспедиции самолета «Советский Север» в 1928 г.: мыс Северный, Средне-Колымск, Кичиляк (Ляховские острова) и Булун (устье р. Лены).

Юнкерс W-33Маршрут перелета и намечался через эти базы, плюс остановки в новых факториях: на реке Индигирке (Русское Устье) и на Яне (Казачье). Самолет был перевезен из Иркутска во Владивосток- по железной дороге и там 30 июня перегружен на пароход «Лозовский».

24 июля самолет был выгружен на берег в бухте Лаврентия и собран; на другой день, после неудачной попытки подняться и разгрузки самолета от всего лишнего имущества (часть продуктов, спасательная лодка, теплые вещи) самолет вылетел в с. Уэлен. Сильный туман над морем заставил вернуться через 25 минут по взлете.

2G июля попытка была повторена, самолет долетел до мыса Дежнева (в 8 км от цели) и к вечеру прибыл на место, где и сел в лагуне, т. к. море было забито льдом.

На другой день т. Кальвица вылетел дальше и совершил посадку у мыса Сердце Камень.

29 июля льды стали надвигаться на самолет, грозя опрокинуть и раздавить его. Несмотря на исключительно сильный туман, был совершен полет для поисков участка чистого от льдов моря.

29-го летчики вылетели дальше, но снова сели из-за тумана у мыса Джикрельтон. Через два часа они вылетели, снова попали в туман, принуждены были заночевать и здесь заметили, что винт самолета немного деформировался.

30-го при ясной погоде самолет прибыл к мысу Северному, где сел среди отдельных глыб льда.

В 17 ч. в этот же день летчики вылетели на о-в Врангеля, куда прибыли через 1 ч. 50 м. и сели на лагуне в бухте Роджерса. Здесь они только переночевали и на другой день, не произведя полета вокруг острова, из-за сомнения в моторе (в целях экономии его работы), полетели в направлении NE между мысом Гаваи и Уеринг, а затем вернулись на мыс Северный. Во время полета на о-в и обратно к мысу Северному все море было забито льдом.

1 августа, после ряда неудачных, из-за льда, попыток взлететь, полетели, но через 1 ч. 35 м, пути сели из-за тумана между мысом Якан и Биллингс на открытом берегу. Второго августа пробовали лететь дальше, но через 8 минут сели из-за густого тумана. В этот день летчики .видели прошедший на восток пароход «Колыму», но он не заметил их. Немного погодя они взлетели снова, но снова через 1 ч. 45 м. сели из-за тумана на западном берегу мыса Шелагский в бухте Чаун. Несколько дней стоял сильный туман. В ночь с 3 на 4 прошел шторм до 20 м/сек. В ночь на 6—7 августа ветром нагнало много льда и днем, расчистив с помощью чукчей прибрежную полосу, в 18 ч. 20 м. вылетели и через 3 часа прилетели в поселок Шалаурово у маяка Лаптева, против о-ва Сухарного, где была бензиновая база. Здесь добавили бензина (которого оставалось 8— 10 л) и 8 августа прилетели в Нижне-Колымск.

В этот же день в 11 ч. 30 м. при сильном дожде прилетели в Средне-Колымск и договорились с местным Госторгом о переброске горючего для дальнейшего полета шхуной на о-в Крестовский.

10 августа самолет вернулся в Нижне-Колымск и через день продолжал полет на о-в Крестовский, где летчики узнали, что шхуна из-за льдов очевидно вернулась обратно, на о-в не пришла..

Пришлось снова вернуться в Шалаурово, где встретили и шхуну, шедшую обратно окружным путем.

12 августа, прибавив бензина и с трудом запустив мотор, вылетели на Ляховские о-ва.

Дойдя до острова Крестовского, самолет попал в сильный дождь, и так как видимость сильно ухудшилась, то через 3 часа сел в устье реки Б. Алазен.

13 августа, несмотря на туман, летчики решили идти дальше, но из-за отсутствия компрессии мотор запустить не удалось. Было решено перебрать мотор.

15-го мотор был в порядке, но река Алазея обмелела и самолет оказался стоящим на берегу. С большим трудом с помощью ламутов, на полном газу, самолет «прыгнул» в воду и с риском для жизни летчика, лавируя среди отмелей, в 21 ч. 40 м. поднялся.

В 22 ч. 40 м. самолет прибыл в поселок Русское устье и здесь летчики переночевали. 16-го они прибыли на о-в ближний Ляховский на рацию мыса Титока. Лишь 18 августа удалось вылететь в Кичиляк и, забрав там бензину, отправиться в трудный перелет через пролив Лаптева.

Туман заставил летчиков спуститься для ориентировки у дельты реки Яны, где они узнали у рыбаков, что находятся около притока Самандан. Через 5—10 мин. они прибыли в селение Казачье. После обеда, провозившись часа четыре с запуском мотора, они вылетели в Булун и прибыли в этот город, пробыв в воздухе 3 ч. 40 м.

К этому времени экспедицией было пройдено уже около 5 000 км, причем самые трудные этапы были позади.

Оставалось лишь пройти реку Лену, что, после полетов в диких безлюдных местах прибрежий Сибири, являлось простой задачей.

Однако по причинам, от экипажа самолета независящим, перелет все же закончен не был. Мотор уже в Булуне стал работать хуже и внушал серьезные опасения. Поэтому было решено его детально опробовать и просмотреть.

20 августа в 6 ч. 50 м., сбросив из-за штиля 60 кг бензина—взлетели. Минут через 5 после взлета на высоте 300 м мотор так сильно стало трясти, что дрожали все приборы, а компасная катушка стала вертеться. Сбавив газ, стали планировать. На малых оборотах тряска прекратилась, стали снова подниматься, но едва довели обороты то 1 300, как тряска снова усилилась.

Решили садиться и, постепенно планируя, дотянули до с. Говорово, где и сели у рыбачьей стоянки.

При осмотре обнаружилось, что винт свободно болтается вместе со втулкой. Подтянули втулку, подрегулировали винт и запустили мотор, но уже на 600 оборотов снова появилась тряска.

Едва были прибавлены обороты, как винт сорвался и полетел в воду; самолет стало быстро сносить течением. Пытались поймать винт, но безуспешно.

При осмотре оказалось, что лопнул коленчатый вал, и таким образом мотор вышел из строя. Однако основная задача экспедиции была уже выполнена.

Вестник Воздушного Флота


И что-то ведь толкало людей в те далекие времена на поиск неизведанного. Насколько сильна была в характерах людей жажда приключений и открытий! Никто не мешал, им, к примеру, купить билеты в концертный зал чайковского или на другое мероприятие и спокойно провести свое время в кругу семьи. Вместо спокойного отдыха они выбирали жизнь, полную лишений и приключений.

 
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты