АВИАЦИТАТА
Полезно еще делать атаки, обозначая стремление таранить, это часто способствует посадке на нашей территории. Это бывало и в русской истребительной практике...
Е.Крутень «Воздушный бой», 1916 г.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
06 Ноября
6 ноября 1931 г. На центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве открыт первый в СССР аэровокзал Гражданского воздушного флота.
|
Энциклопедия АВИАТОРЫ Иностранные летчики и летчики-наблюдатели BERTHOLD, Rudolf (Бертхольд, Рудольф)
|
|
АВИАЦИЯ
Категории: Немецкие летчики-асы, Железный крест, Рыцарский крест, Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов, «Pour le Mérite», FFA 23, КЕК Vaux, Jasta 4, Jasta 14, Jasta 18, JG II
BERTHOLD, Rudolf (Бертхольд, Рудольф) |
|
Звание: Гауптман FFA 23, КЕК Vaux, Jasta 4,14,18, JG II
Даты жизни: 24.03.1891 - 15.03.1920
Страна: Германия
|
Биографическая справка:
Рудольф Бертхольд родился 24 марта 1891 г. в Диттерсвинде под Бамбергом, в Северной Баварии. После окончания гимназии в Бамберге в 1910 г. вступил в 3-й Бранденбургский пехотный полк № 20. 30 января 1912 г. получил звание лейтенанта. 26 сентября 1913 г. получил сертификат пилота № 538. С начала Первой мировой войны летал в качестве наблюдателя на разведчиках Halberstadt, а позднее на DFW в составе FFA 23, где получил Железный крест 1-го и 2-го класса. После перешел на одноместные Fokker'ы. В 1916 г. воевал в составе КЕК Vaux. В апреле 1916 г. имел на своем счету уже пять побед. 25 апреля тяжело пострадал по время аварии на аэродроме в Во, пилотируя Pfalz Е IV (Е803/15). Эта травма стала первой в целой череде ранений, полученных в течение войны. В августе 1916 г. из своего КЕК сформировал Jasta 4, командиром которой стал Ганс Буддекке. 14 октября 1916 г. стал командиром Jasta 14, занимая эту должность до мая следующего года, когда был сбит британским истребителем. При этом получил тяжелые ранения - повреждение черепа, перелом носа, тазобедренной кости и бедра. 12 августа 1917 г. Бертхольд принял командование над Jasta 18. На этом посту находился до 10 октября, когда он был в очередной раз ранен, на этот раз пуля раздробила ему правое плечо. С марта 1918 г. командовал Jagdgeschwader II. На этой должности немецкий ас оставался до 10 августа, когда его самолет после столкновения с 44-й по счету жертвой врезался в дом. В JG II Бертольд часто летал на Pfalz'e D.III, предпочитая его истребителю Albatros D.V. Позднее он водил в бой Fokker D.VII. Был награжден в феврале 1916 г. баварским орденом Военных заслуг 4-й степени, 8 апреля - Рыцарским крестом саксонского военного ордена Св. Генриха, 27 августа — Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами и 12 октября - орденом «Pour le Mérite». 4 ноября 1917 г. получил звание гауптмана.
Кильское восстание матросов в 1918 г., ноябрьская революция, отречение от трона Вильгельма II глубоко потрясли Бертхольда, который был ярым приверженцем кайзера. С разрешения правительства он организовал добровольческий корпус - Фрайкор с центром в Бад Киссингене. Фрайкор получал вооружение, обмундирование и питание из государственных средств. Но уже в сентября поступило распоряжение распустить корпус. Бертхольд проигнорировал приказ и переместился вместе с Фрайкором в Кенигсберг. Там корпус участвовал в боях в балтийских странах, получив в связи с этим название «Балтикумер». В начале 1920 года корпус был переведен под Гамбург для поддержки политики правительства Веймарской республики по преодолению последствий войны. Бертхольд не подчинился приказу об освобождении его от службы. Он стал активно действовать в националистки настроенных военных кругах, ставя своей целью установление военной диктатуры. 13 марта 1920 г. начался капповский путч против правительства Веймарской республики. Хотя Бертхольд считал путч преждевременным, он решил сдержать данное им обещание и поддержать путчистов. Однако это оказалось непростым делом, поскольку железнодорожники отказывались предоставить состав для перемещения Фрайкора в Альтону, один из районов Гамбурга. Только на следующий день, после угроз в адрес железнодорожников, Фрайкор получил в свое распоряжение состав. Первой целью стал Харбург, также один из районов Гамбурга, где под арестом находились около 900 военных, симпатизирующих путчистам. Бертхольд собирался освободить их и удалить всех военных, преданных правительству. В Харбурге «Балтикумер» были вынуждены расквартироваться в одной из школ. Во время переговоров Бертхольду было предложено двигаться с Фрайкором в Берлин. Бертхольд отказался, что привело к обострению обстановки. Школа, в которой находился Фрайкор, была окружена, и Бертхольд дал команду открыть предупредительный огонь поверх голов. Началась перестрелка, результатом которой стало окружение и постоянный обстрел школы. Бертольд был вынужден пойти на переговоры о капитуляции. Во время переговоров «Балтикумер» снова открыл огонь, нарушив договоренность о перемирии. Это сильно накалило обстановку. Бертхольд попытался бежать, но был пойман. Разъяренная толпа накинулась на него, застрелив, в конечном итоге, из его же пистолета, который он достал для своей защиты. Похоронен на кладбище Invalidenfriedhof в Берлине. Надгробие в виде бронзовой плиты исчезло в 1945 г. Сегодня на его месте лежит новый надгробный камень. |
|
Победы:
№ п/п | Дата | Тип сбитого самолета | Номер и воинская часть противника
| Район падения | Время | Авиачасть победителя | 1
| 02.02.1916
| Voisin
| | Шон
| | Kek A
| 2 | 05.02.1916
| BE 2c
| | Ирль
| | 3 | 13.03.1916
| BE 2c
| 4151, 8 Sqdn
| С Камбре
| | 4 | 01.04.1916
| Farman
| | Лион
| | 5
| 11.04.1916
| BE 2c
| 2097, 9 Sqdn
| Ю Морепа
| | 6
| 24.08.1916
| Nieuport
| | Перонн
| | 7
| 17.09.1916
| Martinside G 100
| 7286, 27 Sqdn
| Камбре
| | Jasta 4
| -
| 22.09.1916
| BE 12 н/п
| | Бертенкур
| | -
| 24.09.1916
| Nieruport н/п
| 6544, 19 Sqdn
| Ранкур
| | 8
| 26.09.1916
| BE 12
| 19 Sqdn
| Бертенкур
| 13:15
| 9
| 24.03.1917
| Farman
| Esc F.7
| Эзи-Вайи
| | Jasta 14
| 10
| 06.04.1917
| Caudron
| 1559, Esc F.35
| Мальвель
| 13:15
| 11
| 11.04.1917
| Spad
| Spa 73
| Карбене
| 11:45
| 12
| 14.04.1917
| Spad
| | Буа-де-Бо-Мавэ
| 12:00
| 13
| 21.08.1917
| Martinside G 100
| 27 Sqdn
| Диксмюд
| 08:17
| Jasta 18
| 14
| 04.09.1917
| RE 8
| 7 Sqdn
| С Ипра
| 08:25
| 15
| 04.09.1917
| RE 8
| 9 Sqdn
| Сен-Жан
| 17:00
| 16
| 05.09.1917
| DH 4
| A7530, 55 Sqdn
| Тилт
| 15:28
| 17
| 15.09.1917
| DH 4
| A7531, 55 Sqdn
| оз. Зиллебеке
| 14:10 | 18
| 16.09.1917
| RE 8
| 6 Sqdn
| З Беселаре
| 18:00
| 19
| 16.09.1917
| RE 8
| 4 Sqdn
| Зоннебеке
| 18:25
| 20
| 19.09.1917
| RE 8
| | Беселаре
| 10:00
| 21
| 20.09.1917
| Spad
| | в оз. Зиллебеке
| 11:30
| 22
| 21.09.1917
| Spad
| 19 Sqdn
| З Минена
| 09:50
| 23
| 22.09.1917
| Bristol F2b
| A7205, 22 Sqdn
| оз. Зиллебеке
| 09:00
| 24
| 25.09.1917
| Spad
| B3520, 19 Sqdn
| | 16:30
| 25
| 26.09.1917
| Camel
| B2358, 70 Sqdn
| Беселаре
| 12:00
| 26
| 28.09.1917
| DH 5
| A9211, 32 Sqdn *
| Холлебеке
| 12:30
| 27
| 30.09.1917
| Pup
| 66 Sqdn
| Дёльмон
| 11:50
| 28
| 02.10.1917
| DH 4
| 57 Sqdn
| Рулер
| 13:30
| 29
| 28.05.1918
| Nieuport 27
| | Суассон
| 11:30
| Jagdgeschwader II
| 30
| 29.05.1918
| Spad XIII
| | | 18:30
| 31
| 29.05.1918
| Breguet XIV
| | | 18:40
| 32
| 05.06.1918
| DH 9
| 205 Sqdn
| С Сен-Жюста
| | 33
| 11.06.1918
| франц. самолет
| | | | 34
| 12.06.1918
| Spad 2
| | | | 35
| 18.06.1918
| SE 5a
| C1123, 84 Sqdn
| Виллер-Бретонне
| | 36
| 18.06.1918
| SE 5a
| D259, 84 Sqdn
| Виллер-Бретонне
| | 37
| 27.06.1918
| Bristol F2b
| 48 Sqdn
| Виллер-Бретонне
| | 38
| 19.07.1918
| Spad
| | | | 39
| 20.07.1918
| Spad 2
| | | | 40
| 01.08.1918
| AR 2
| | Фер-ан-Тарденуа
| | 41
| 09.08.1918
| Sopwith
| | Трико
| | 42
| 09.08.1918
| Sopwith 2
| | Бокур
| | 43
| 10,08,1918
| DH 4
| | Ликур
| | 44
| 10.08.1918
| DH 4
| | Абленкур
| | Примечание: Флайт-коммандер (капитан морской авиации) А. Т. Лойд, 6 побед.
Интересные факты и легенды:
Относился к так называемым «Старым орлам» («Аlte Adler»). Так называли летчиков, сдавших летные экзамены до начала Первой мировой войны. Всего их было 817 мужчин и женщин.
Несмотря на многочисленные ранения, Бертольд никогда подолгу не отсутствовал в строю. Он был знаменит тем, что возвращался в свои авиачасти еще до того, как его раны окончательно заживут.
При нацистском режиме появилось много публикаций на тему гибели Рудольфа Бертольда. Многие из них не имели ничего общего с реальностью. В них шла речь об «озверевших бабах», которые перерезали ему горло, а то и вовсе об отрубленной голове. И после 1945 г. было много спекуляций на тему «линчевания гауптмана Бертольда». До сегодняшнего дня популярна легенда, что он был задушен ленточкой собственного ордена «Pour le Merite».
Эмблемой аса на самолетах был крылатый меч на красно-синем фюзеляже (красный от носа до кабины, синий — от кабины до хвоста).
Источники:
- Фрэнкс Н., Бейли Ф., Гест Р. Германские асы Первой мировой войны 1914-1918. Статистика побед и поражений. Справочник (пер. с англ. А. Жукова). - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.: ил. ISBN 5-699-146067
- The Aces and Fighter Units of the German Air Service, Naval Air Service and Flanders Marine Corps 1914-1918 by Norman L. R. Franks, Frank W. Bailey, Russell Guest; Grub Street the Basement, 1994
- Сайт "Frontflieger"
- Сайт "Flieger-Album"
|
|
|