АВИАЦИТАТА

Тихо... появляется воздушный пират над беззащитным городом ночью, спокойно и уверенно сбрасывает свои смертоносные разрушительные бомбы и также незаметно и безмолвно исчезает...

Я.Златогоров "Как летают ночью". Журнал "Вокруг света" №30, 31.07.1916 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 Декабря
11 декабря 1913 г.
Состоялся первый полёт первого в мире тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Карташев А.В., Фирсов Р.А. В Небе двух империй
АВИАЦИЯ
Карташев А.В., Фирсов Р.А. В Небе двух империй Карташев А.В., Фирсов Р.А. В Небе двух империй

В монографии изложены события, связанные с обучением русских военных летчиков в Англии в 1917 году, в ходе Первой мировой войны, и судьбы выпускников английских летных школ. Показана необходимость внедрения опыта союзников в учебное дело и практику боевой работы авиационных экипажей и подразделений.

В книге широко представлены фотодокументы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Национального архива Великобритании, Музея Королевских ВВС Великобритании, Ставропольского государственного музея-заповедника, Ставропольского краевого дворца детского творчества, Национального архива Республики Татарстан, семейных архивов бывших летчиков, обучавшихся в Англии, а также личных архивов историков и любителей авиации.

Всего в исследовании приводится около 200 черно-белых и 50 цветных (на вклейках) фотографий.

Книга будет интересна специалистам и любителям истории авиации, военной истории и прошлого нашей страны, ее взаимоотношений с Великобританией.

К читателю

2014-й год в отношениях России и Великобритании объявлен российско-британским перекрестным годом культуры. Одновременно обе державы отмечают памятную дату — столетие начала Первой мировой войны, в которой они выступали в качестве политических и военных союзников.

Волею судьбы два автора-историка — жители России и Великобритании — объединили свои усилия в исследовании взаимоотношений двух государств на заключительном этапе войны, рассмотрев вопрос оказания помощи Британской империей Военному Воздушному Флоту России в подготовке летных кадров.

Книга, которую читатель держит в руках, является плодом многолетней работы по собиранию и изучению фактов нашей общей истории. Авторам удалось найти следы событий почти столетней давности в государственных, ведомственных и семейных архивах, библиотеках, музеях, в частных коллекциях.

Несомненно, интерес у читателя вызовут письменные воспоминания самих летчиков о периоде учебы в английских летных школах и мнения инструкторов Королевского авиационного корпуса о русских военных чинах, проходивших летное обучение в Англии в 1917 году.

И, конечно, никого не оставят равнодушным трагические судьбы большинства выпускников, вернувшихся в Россию и воевавших в Гражданской войне по обе стороны линии фронта, прошедших сталинские лагеря и погибших как «враги народа» в застенках НКВД. Книга «В небе двух империй» — символический памятник всем этим людям.

Выражаю уверенность в том, что книга заставит задуматься молодое поколение о таких понятиях, как долг, честь, любовь к родине, союзничество и многих других. Хотелось бы надеяться, что раскрытие темы подготовки русских летчиков в Англии будет способствовать дальнейшему укреплению научных и культурных связей между Россией и Великобританией, положит начало новым творческим проектам по истории авиации двух стран.

Начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами Российской Федерации

Игорь Макушев

Введение

Обложка книги Карташева и Фирсова XX век хранит в своих анналах немало важных исторических событий из жизни двух великих держав современности Великобритании и России. Многие хорошо изучены: о них написаны книги, диссертации, статьи, сняты фильмы. В ходе двадцатого столетия оба государства приняли участие как союзники в двух мировых войнах, находились в состоянии конфронтации в период иностранной интервенции в России и в ходе холодной войны. С распадом СССР начался новый этап российско-английского партнерства.

Подобная неровность во взаимоотношениях хорошо объясняется известными словами премьер-министра Британской империи виконта Генри Джона Темпла Пальмерстона, произнесенными в английской палате общин 1 марта 1858 г.: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг —защищать эти интересы».

Однако сейчас нам хочется вернуться почти на 100 лет назад и рассказать о событиях, которые объединяли две могущественные державы, но не нашли у историков должного внимания и освещения.

1917 год. Оба государства уже несколько лет безуспешно участвуют в кровопролитной борьбе за передел мира. Все силы ослабленной войной и политическими неурядицами России направлены на скорое и победоносное завершение затянувшейся военной кампании. Мобилизованы все промышленные и людские ресурсы. Однако молодой, активно развивающийся Военно-воздушный флот остро нуждается в подготовленных авиационных специалистах. И одна из главных проблем в деле обучения — острая нехватка хорошо обученных летчиков-инструкторов.

В связи с этим взоры русского командования направляются в первую очередь на союзные Англию и Францию — страны, где подготовка пилотов в то время находилась на более высоком уровне и имелась необходимая материальная база. Сюда-то, в соответствии с ранее принятыми договоренностями, и направляются на учебу около 250 русских офицеров и нижних чинов.

К чести советских и российских исследователей следует отметить, что данный факт не ускользнул от их пытливых взоров. Ранее других вопрос подготовки русских летчиков в Англии и Франции затронул ученый в области авиастроения, автор монографии «История воздухоплавания и авиации в России» академик РАЕН П. Д. Дузь. В частности, он сообщил советскому читателю о том, что в начале 1916 года царское правительство заключило соглашение с союзниками о подготовке летных кадров в этих странах, которое затем было реализовано на практике.

В монографии известного историка авиации, академика Академии наук авиации и воздухоплавания, старшего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН А. А. Демина «Ходынка: взлетная полоса русской авиации» дается краткий анализ выпускных аттестаций некоторых выпускников английских школ. Далее читаем такие строки: «Точные сроки обучения летчиков в Англии не установлены, неизвестно также, кто из них успел вернуться в Россию накануне гражданской войны и в каком качестве... Неясно, в какие части направили вернувшихся из Англии летчиков, но это как раз и не имеет большого значения. Номера авиаотрядов были различными, а новый адрес у большинства был один: Москва, Ходынка».

Не могли не коснуться данной темы авторы диссертационных исследований в области истории авиации. Так, профессор В. М. Зарецкий, раскрывая проблему строительства Воздушного флота России в период Первой мировой войны, также уделил вопросу обучения русских летчиков за границей определенное внимание. В.Л. Герасимов, детально занимавшийся решением научной задачи зарождения морской авиации, среди прочих вопросов показал основы подготовки авиационных кадров для российского военно-морского флота3.

Авторы, посвятившие свои работы периоду Гражданской войны, неоднократно упоминали выпускников английских летных школ, рассказывали об их подвигах и скитаниях в расколотом небе бывшей Российской империи. Особо стоит отметить Марата Хайрулина и Вячеслава Кондратьева, перу которых принадлежит книга «Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне». Здесь мы нашли много знакомых имен — Николая Вельмана, Василия Кузьмина, Ивана Нусберга, Георгия Артамонова, Петра Ахромеева и других. Те же имена порой встречались в диссертации Ю. П. Доронина, разработанной по теме «Воздушный флот белых армий России в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)».

В рассказе X. С. Петросянца о советском авиаторе Арменаке Саркисове мы с радостью обнаружили упоминания об учебе в Англии и его однокурсниках - Михаиле Тарачкове, Петре Захарченко, Иване Егорове и других товарищах.

Тем не менее, ни в одном из приведенных исследований, мы не увидели полной и целостной картины событий, связанных с поездкой русских солдат и офицеров для учебы на Запад. Это и стало побудительным мотивом для того, чтобы сесть за письменный стол и компьютер.

Но это произошло позже. Работа над будущей книгой, о которой мы, авторы, еще не мечтали, начиналась более прагматично. Упомянутые летчики попали в поле нашего зрения в связи с неожиданной находкой материалов о русских кадетах в Лондонском музее Авиации. Тема «Русский авиационный корпус» на Форуме Поисковых Движений была создана Романом Фирсовым в августе 2011-го. Ровно через год, на выставке «Крылья Родины», открытой в Ставропольском краеведческом музее-заповеднике к 100-летию ВВС по инициативе Андрея Карташева, появился уникальный экспонат — альбом с дореволюционными фотографиями, сделанными Флавианом Комиссаровым своим собственным фотоаппаратом. Основная часть этих снимков связана с периодом его учебы в Англии. Эти находки и соединили авторов.

На информацию, размещенную на форуме, откликнулись родственники бывших учеников-летчиков Юрия Ладвеза, Оскара Визеля, Арнольда Ундера, того же Флавиана Комиссарова, заведующего обучением полетами штабс-капитана Порфирия Вяткина, английского летчика-инструктора лейтенанта Герарда Кратчлей. Начался активный обмен информацией с «поисковиками» Литвы, Эстонии, Польши. Копилка под названием «Русский авиационный корпус» пополнялась копиями личных фотографий, документов, опубликованных ранее статей, воспоминаний и мемуаров, на страницах которых фигурировали уже известные нам персоналии. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются воспоминания Пранаса Хнксы об учебе в Англии, хранящиеся в Литовском музее авиации и Литовской национальной библиотеке имени М. Мажвидаса. По-человечески трогательными стали для нас строки из мемуаров легендарного советского летчика Михаила Громова о Николае Анчутине.

Подарком судьбы стала возможность общения с внучатой племянницей Евгения Гвайты Юлией Ивантер. Ее семейный архив донес до нас подробности жизненного пути выдающегося советского летчика и его образ в виде копий уникальных фотодокументов.

Дальнейшие изыскания привели нас в стены Национального Архива Великобритании, Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного военного архива (РГВА), где удалось лично прикоснуться к пожелтевшим, порой истлевшим, страницам с выцветшими текстами на русском и английском языках. В лондонском архиве имеется фонд Королевских ВВС Великобритании, в котором отведено место делу под названием: «Визит русских офицеров и солдат в Англию для обучения полетам». В РГВИА отыскались выпускные характеристики на большинство прошедших курс подготовки в Англии, о которых писал в своей книге А. А. Дёмин. Материалы Гатчинской военной авиационной школы и Запасного авиационного батальона содержат информацию об отправке русских военнослужащих в командировку и возвращении их из-за границы. В РГВА в документах Гатчинской и Московской авиашкол за 1918 год обнаружились знакомые фамилии, принадлежавшие выпускникам, служившим впоследствии в этих учебных заведениях.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранились списки учащихся авиационных курсов при Петроградском политехническом институте. В их числе были найдены имена тех, чей путь в авиацию прошел через этот этап подготовки.

В Российском государственном архиве Военно-морского флота в Петербурге за несколько лет до начала работы по нашей теме были сделаны интересные выписки, пригодившиеся еще раз. Они касаются деятельности одного из бывших кадетов — Фёдора Цветкова на должности начальника Нижегородской школы морской авиации.

Отыскались личные дела отдельных бывших «английских» летчиков в Государственном архиве Российской Федерации, государственных архивах Волгоградской области и Ставропольского края, Национальном архиве Республики Татарстан, откуда мы получили информацию, пролившую свет на факты биографий Виктора Бельца, Василия Копылова, Федора Кочкарева, Флавиана Комиссарова, Антона Пионтковского.

Низкий поклон добросовестным хранителям бесценной информации обеих стран!

Полными трагизма оказались найденные нами строки в книгах памяти жертв политических репрессий. Среди погибших в конце 30-х оказались многие бывшие кадеты-однокурсники.

Богатую пищу для нашей книги дали сайты Минобороны России «Подвиг народа» и «ОБД Мемориал». Мы узнали о гибели в 1942 году командира бомбардировочного авиаполка полковника Батурина, о пропавшем без вести под Ленинградом красноармейце Попенове, о пленении интенданта 3-го ранга Кочкарева, о боевом пути и наградах подполковников Березина, Гвайты, старшего лейтенанта Комиссарова и других.

Подлинную картину событий мы смогли пополнить, ознакомившись со старой периодикой. На страницах газеты Королевского аэроклуба под названием «Flight» нас потрясли подробности гибели кадетов Новикова, Смирнова, Виноградова и общие сведения об аварийности у англичан. В Российской государственной библиотеке со страниц «Вестника Воздушного Флота» удалось выудить информацию о подвигах и буднях наших героев, о гибели некоторых из них, о пропавших без вести и перелетевших в стан белогвардейцев. Здесь же пред нами предстали первые публикации Евгения Гвайты и Фадея Лопухи, делившихся своим опытом летной работы и обучения полетам.

Как видит уважаемый читатель, эта книга стала плодом кропотливого и добросовестного труда многих людей — ученых, поисковиков, сотрудников архивов, библиотек, музеев, разбросанных на постсоветском пространстве и за его пределами. Надеемся, что и наша непосредственная работа не разочарует вас, и будет интересна, а может быть, и полезна кому-то для дальнейших исследований или в практической работе по патриотическому воспитанию молодежи.

Заключение

История, рассказанная на страницах этой книги, соткана из множества нитей людских судеб и событий, переплетенных в единую картину, отражающую небольшой частный фрагмент полотна под названием «Летопись российской авиации».
Может показаться странным, но причины появления русских авиаторов на берегах Туманного Альбиона восходят к российской ментальности. Однажды научившись летать у Франции (в 1910 г.), Россия могла бы ставить молодых авиаторов на крыло самостоятельно. Но нет. Учиться дальше искусству летать и воевать в небе в быстро меняющейся обстановке самостоятельно не получилось. На Западе, как водится, все меняется быстрей, чем у нас. И в 1917 году российский воздушный флот второй раз пошел за иностранным опытом, теперь уже в Англию, которая в вопросе подготовки авиаторов в 1910 году еще рядом не стояла ни с Францией, ни с Россией.

Молодые, отчаянные головы — понюхавшие порох воины и вчерашние гимназисты — вышли из строя на шаг вперед, чтобы снова стать опорой молодому воздушному флоту России.

Жернова летной профессии и превратности судьбы не щадили никого: перед небом были равны все — и отпрыски известных дворянских фамилий, и прилежные к учебе простые крестьянские парни. При жестком отборе на родине почти треть русских кадетов не смогли стать летчиками за рубежом: кто-то навечно остался лежать в чужой земле, кто-то потерял здоровье, а кому-то просто не суждено было освоить эту профессию изначально.

Возможности союзников тоже были не безграничны. Не хватало опытных инструкторов и современной авиационной техники, которая в первую очередь поступала на фронт. Не было в достатке и свободных мест в школах для освоения русскими высшего пилотажа. Да и к новой системе подготовки летчиков, ставшей известной во всем мире, англичане пришли, когда русские кадеты уже летали самостоятельно.

К сожалению, а может и к счастью, подготовленные в далеком английском небе «воздушные казаки» не исправили ситуацию с кадрами в русском Воздушном флоте, который той — старой России вскоре вообще стал не нужен: она сама просто исчезла, молодая же советская республика досрочно вышла из Первой мировой...

Вся эта история с обучением русских в Англии могла бы и не привлечь внимания авторов, если бы не активное участие бывших «англичан» в Гражданской войне в России на стороне и красных, и белых. Вчерашние друзья, однокашники воевали в небе бывшей Российской империи друг против друга. Естественный отбор в ходе войны проредил строй бывших русских кадетов, остатки которых судьба разбросала не только по необъятным просторам одной шестой части суши, но и по всему миру.

Казалось бы, здесь можно было поставить точку. Однако еще вчера так необходимые Рабоче-крестьянской армии авиационные специалисты попали в мясорубку сталинских репрессий. Врагами народа стали не только бывшие белогвардейцы, но и те, кто верой и правдой сражался в воздухе за советскую власть. Несмотря на последующие заслуги, контакт с представителями буржуазного мира в 1917 году для многих из них сыграл роковую роль.

К Великой Отечественной войне в строю бывших «англичан» оставались единицы. За редким исключением, никто из них уже не бороздил просторы пятого океана. Тем не менее, некоторым из них посчастливилось пройти нею войну, встретить День Победы, увидеть хрущевские сокращения авиации, застать эру космонавтики и пожить в эпоху «развитого социализма».

Последние из них уходили из жизни, можно сказать, в безвестности для общества. Кому в Советском Союзе была интересна вся эта старая «английская» история, о которой никто никогда и нигде публично не говорил и не писал? Только очень близкие люди знали о ней и хранили в своих семейных архивах немногие реликвии, напоминавшие о периоде учебы их предков искусству летать на аппаратах тяжелее воздуха в далекой Британии в непостижимо древнем тысяча девятьсот семнадцатом году.

Лишь в наши дни, пусть пока на местном уровне, вновь зазвучали забытые имена. В Каунасе на доме, где жил Пранас Хикса, в 2012 году была открыта мемориальная доска. Его память также была увековечена и на территории аэродрома-музея неподалеку от Каунаса. В Ставрополе в краеведческом музее на выставке к 100-летию ВВС России в центре внимания посетителей оказался материал о Флавиане Комиссарове, а в краевом дворце детского творчества прошел круглый стол, посвященный 115-летию со дня его рождения. К этому времени не смогли больше лежать мертвым грузом фотографии и выпускные документы русских авиаторов, хранившиеся в Национальном архиве Великобритании и Музее Королевских ВВС. «Заговорили» и памятники русским кадетам на кладбищах близ Лондона.

Пусть эта книга тоже станет символическим продолжением жизни замечательных людей, посвятивших себя одной из самых гордых и мужественных профессий в мире — профессии военного летчика.


В небе двух империй: Монография / А. В. Карташев, Р. А. Фирсов. - М.: Издательский центр «Мой учебник», 2014,- 264, [24] отд. л. ил. ISBN 978-5-98736-060-6


Иллюстрации:



Скачать


Содержание


ОГЛАВЛЕНИЕ
К ЧИТАТЕЛЮ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДЫСТОРИЯ
ФРАНЦИЯ ИЛИ АНГЛИЯ?
ПО ВОЛЕ СЛУЧАЯ И СУДЬБЫ
АНГЛИЯ ВСТРЕЧАЕТ
«ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ, ВЕЧЕРОМ»
«МЫ ЛЕТАЛИ ПОД БОГОМ»
« ВОЗЛЕ САМОГО РАЯ»
«КОГДА МЫ УЧИЛИ РУССКИХ ЛЕТАТЬ»
КРАСНОЕ И БЕЛОЕ
ПО КОМ ЗВОНИЛ КОЛОКОЛ
«МЫ СТАЛИ НЕБОМ, СТАЛИ ОБЛАКАМИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список иллюстраций
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Russian course № 1.
2. Сведения о кадетах Русского авиационного корпуса, получивших сертификаты пилотов Международной Авиационной Федерации в Англии
3. Аттестации летчиков, обучавшихся полетам в Англии
4. Базирование авиационных эскадрилий Королевского авиационного корпуса в Англии, 1918 г.
5. Приказ по Запасному авиационному батальону
6. Сводный список русских офицеров и нижних чинов, проходивших обучениев Англии в 1917 г.
Благодарности

Комментарии


Источники


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты