АВИАЦИТАТА

Если аппарат и лётчик не готовы к бою, то незачем и вылетать для встречи с немцами, которых такие результаты лишь ободряют. А если истребитель готов, то надо вести бой решительно и упорно.

Е.Крутень "Из приказа №15 по 2-й БАГ, 3 мая 1917 года"

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

08 Ноября
8 ноября 1935 года
Состоялся первый полёт английского истребителя Хоукер «Харрикейн».
8 ноября 1922 г.
Первый полёт многовинтового вертолёта "Омишан №2" состоялся во Франции. Через два года Этьен Омишан установил первый вертолётный рекорд скорости.

АВТОРИЗАЦИЯ



Ведяхин Александр blogs.forbes.ru опубликовал статью про внедрение ИИ в бизнесе.
Энциклопедия Русская авиация в Первой мировой войне - В.П. Куликов
АВИАЦИЯ
Русская авиация в Первой мировой войне - В.П. Куликов Русская авиация в Первой мировой войне - В.П. Куликов

Книга написана на основе скрупулёзного изучения автором документальных источников по авиации времён Первой мировой войны. Это первая фундаментальная монография по данной теме за последние 50 лет. Текст дополняют более 400 иллюстраций, многие из которых публикуются впервые.
От автора
Публикации, посвященные авиации периода Первой мировой войны, касаются главным образом Западного фронта. Они описывают боевую работу авиации Германии, Франции, Англии, Австро-Венгрии, Италии и других стран — участниц войны. Между тем читателям сравнительно мало известно о действиях военной авиации в России до 1917 г. Работы, посвященные этой теме, немногочисленны: это книга П.Д. Дузя «История авиации и воздухоплавания в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.)», написанная более полувека тому назад, и отдельные статьи в журналах. Надеюсь, что предлагаемая читателю история русского Военного воздушного флота и его боевого применения поможет заполнить пробел в этой области отечественной истории.
В советское время тема Первой мировой войны вообще и русской авиации в частности считалась непопулярной, и ей уделялось мало внимания. Особенно заметно это при сравнении с бесчисленными публикациями, посвященными советской авиации периода Великой Отечественной войны. Дело в том, что Первая мировая, согласно официальной версии, была войной империалистической, войной, которую вела царская Россия и против которой так настойчиво боролись большевики. Многие имена героев воздушной войны (Козаков, Смирнов, Янченко и др.) были незаслуженно преданы забвению, так как в годы Гражданской войны они предпочли остаться верными присяге и встали в ряды Белой армии.
Автор более 15 лет работал в военно-исторических архивах и музеях СССР и России, собрал большое количество документального и иллюстративного материала и изложил его в виде книги, которую предлагает на суд читателя. Боевые действия армейской, тяжелобомбардировочной и истребительной авиации подробно изложены в соответствующих главах и разделах. Дана краткая характеристика самоотверженной работы военных лётчиков, лётчиков-наблюдателей, воздухоплавателей. Трагические эпизоды неравной борьбы в воздухе, героизм и мужество русских авиаторов неоднократно отмечены в цитируемых документах и приказах военного командования. Специальная глава посвящена действиям морской авиации Черноморского и Балтийского флотов, включая боевую работу воздухоплавателей, морских лётчиков и корабельных самолётов. Впервые освещены вопросы подготовки кадров для авиации и воздухоплавания в годы войны. Отдельный раздел рассказывает о развитии русской авиационной промышленности и поставках зарубежного авиационного имущества. Заключительные главы посвящены боевым действиям зенитной артиллерии и помощи авиационной науки фронту.
Текст дополняют справочные данные в виде таблиц и приложений. Книга содержит большое число фотографий, многие из которых публикуются впервые. Все даты приведены по старому стилю.
Автор благодарит за предоставление фотоматериалов Г.Ф. Петрова, М.А. Маслова, Д.А. Соболева, Т. Копаньски (Польша), Г. Отто (Германия). Особую благодарность хотелось бы выразить Генеральному директору ООО «Русавиа» С.Н. Баранову за поддержку в издании этой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздухоплавание и авиация в России находились на стадии становления, когда началась Первая мировая война. Тем не менее страна вступила в войну с самым мощным воздушным флотом среди воюющих держав, имея на вооружении более 200 пилотов и самолётов. В то же время возможности русской авиационной промышленности были весьма ограничены, что стало очевидным в ходе военных действий. Техническое отставание русской авиации быстро проявилось в остром дефиците самолётов и моторов.
Несмотря на тяжёлые условия, в которых находилась наша авиация в течение всей войны, она оказывала значительное влияние на боевые операции на Восточном фронте. Русские пилоты успешно разработали тактику воздушного боя. Впервые в мире они применили таран в воздушном бою. Истребители и бомбардировщики удачно проводили полёты в составе группы, вели дальние разведки вражеских тылов. Успех многих широкомасштабных военных операций был связан с активным участием разведывательной авиации в подготовительный период и во время проведения боевых действий. Совместная работа авиации и артиллерии способствовала успеху во многих боях. Россия стала первой страной, где уже в начале войны начала развиваться и широко применяться на практике тяжелобомбардировочная авиация. Полёты экипажей воздушных кораблей «Илья Муромец» добавили немало славных страниц в историю военной авиации. Морские лётчики активно участвовали в боевых операциях на Балтийском и Чёрном морях.
Русское военное воздухоплавание в начале войны использовалось для разведки и бомбардировки, эту работу выполняли с помощью дирижаблей. Позднее работа русских воздухоплавателей состояла в воздушной корректировке артиллерийского огня и наблюдении за полем боя с помощью привязных аэростатов. Около десяти военных и частных школ готовили кадры для авиации и воздухоплавания. Из-за больших потерь в авиационных отрядах действующей армии лётный персонал во время войны обновлялся дважды.
Русская авиационная промышленность, которая к 1917 г. насчитывала 16 самолётостроительных заводов, в большой степени зависела от иностранного капитала. Большинство самолётов строилось по французской лицензии, производство моторов полностью зависело от заграничных поставок. Но творческая мысль не стояла на месте. Инженеры И.И. Сикорский, Д.П. Григорович, В.Н. Хиони, В.А. Лебедев и другие разработали и внедрили в производство оригинальные конструкции, такие как первый в мире четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», летающие лодки М-5 и М-9, разведчики «Анатра», истребитель С-16.

Авиация на Западном фронте отличалась более интенсивной боевой работой, превосходя количеством и качеством авиацию Восточного фронта. Летом 1917 г. мощность авиационных средств русской армии составляла один самолёт на 0,5 км фронта; на Западном фронте эти показатели были в десятки раз выше. Несовершенство и недостаток авиационной техники компенсировались беззаветной храбростью, мужеством и умением русских пилотов. После февраля 1917 г. на фоне развала армии, всеобщего хаоса на фронте и в тылу авиационные части оставались до конца верны присяге, выполняя задания командования вплоть до полного окончания войны на Восточном фронте.

 


В.П. Куликов
Куликов В.П. Русская авиация в Первой мировой войне. - М.: Русское авиац. о-во (РУСАВИА), 2014. - 320 с: ил. - ISBN 978-5-900078-77-9




Скачать


Содержание



От издательства - 3
От автора - 4
Глава 1. АВИАЦИЯ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ РОССИИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ - 5
Глава 2. ТЯЖЁЛАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ - 24
Глава 3. БОЕВАЯ РАБОТА АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ - 41
Глава 4. ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ - 93
Глава 5. МОРСКАЯ АВИАЦИЯ - 153
Глава 6. БОЕВАЯ РАБОТА ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ - 175
Глава 7. КАДРЫ ДЛЯ АВИАЦИИ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ - 189
Глава 8. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 218
Глава 9. ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ - 280
Глава 10. АВИАЦИОННАЯ НАУКА В ГОДЫ ВОЙНЫ - 294
Приложение. Самолёты российской армии и флота (цветные боковые проекции) - 301


Комментарии


Источники


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты