| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Один день из жизни российского императора Николая II. Смотр войск в Красном Селе. |
Марат Хайрулин, г. Москва. Ровно сто лет исполняется событию, в котором принимали участие российский царь Николай II и молодая военная авиация нашего государства. Сохранились немногие факты и даже фотографии, посвящённые этому событию. Двадцать пятого июля (7 августа по новому стилю) 1913 года в Красном Селе состоялся смотр войск Санкт-Петербургского военного округа, как тогда писали в "Высочайшем присутствии". Император Николай II очень кратко зафиксировал этот день в своём дневнике: "25-го июля. Четверг. В 9 1/2 поехал в Красное Село на общий парад. Войска проходили отлично и спокойно. ... Около 4 час. отправился на военное поле и подробно осмотрел новый большой аэроплан Сикорского". "Большим аэропланом Сикорского" без сомнений был четырёхмоторный биплан конструкции И. И. Сикорского "Русский Витязь", построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Фото 1. Сикорский и свита царя наблюдает как Николай Романов забирается на балкон "Русского Витязя". 25 июля 1913 года.
Фото 2. На балконе "Русского Витязя" конструктор И. И. Сикорский и царь Николай II. 25 июля 1913 года. Первоначально аэроплан носил наименование «Гранд» и был двухмоторным. Его первый полёт состоялся 27 апреля 1913 года на Корпусном аэродроме. Убедившись, что размещение двигателей по обе стороны фюзеляжа не вызывает проблем в управлении самолётом, конструктор переделал аппарат в четырёхмоторный, установив ещё два двигателя «Аргус» за имеющимися. Вновь установленные двигатели получили толкающие винты. Потом, из патриотических соображений, усилившихся с приближением 300-летия дома Романовых, отказались от звучного иностранного названия и «Гранд» стал официально именоваться «Большой Русско-Балтийский». В конце июня 1913 года «Большой» ещё раз сменил название — теперь он был официально переименован в «Русский Витязь». В июле на аэроплане установили четыре двигателя «Аргус» в ряд вдоль передней кромки нижнего крыла. Такая схема стала классической для многомоторных самолётов. Сикорский внёс изменение в конструкцию «Витязя», добавив два дополнительных руля поворота, которые увеличили устойчивость и улучшили управляемость аппаратом в случае остановки одного из двигателей. В июле в Красном Селе традиционно проводился Высочайший смотр Петербургского военного округа и войск гвардии. В нём принимала участие и военная авиация — 1-я авиационная рота. Было принято решение показать царю «Русский Витязь». Рано утром, 25 июля Сикорский перелетел на нём на Красносельский плац. После обеда прибыл Николай II с многочисленной свитой. Его сопровождали военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлинов, начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский и командующий Петербургским военным округом великий князь Николай Николаевич. Царь очень заинтересовался аэропланом, залезал в кабину. Журнал «Армия и Флот» (№ 6 за 1914 год) в заметке «Игорь Иванович Сикорский и его деятельность» отмечал: «25-го июля 1913 года «Русский Витязь» совершил полёт из Петербурга в Красное Село, где в этот день происходил смотр войскам С.-Петербургского военного округа в Высочайшем присутствии. Государь Император подробно осматривал гигантский аэроплан, сопровождаемый И. И. Сикорским, дававшим объяснения. С тех пор в каюте-салоне «Русского Витязя красуется серебряная доска с надписью, свидетельствующей о посещении воздушного корабля Державным Адмиралом будущего великого русского воздушного флота. И. И. Сикорский получил Высочайший подарок». В сентябре 1913 года на Корпусном аэродроме проходил конкурс военных аэропланов. Во время одного из полётов с пролетавшего над аэродромом биплана «Меллер-II» сорвался 80-сильный мотор «Гном» и попал прямо в стоящий на земле «Русский Витязь». Двигатель повредил оба крыла и пробил картер крайнего левого «Аргуса». После кратких консультаций с правлением РБВЗ Сикорский решил не восстанавливать эту машину, которая выполнила свою задачу, дав обильный опытный и исследовательский материал для дальнейших разработок многомоторных самолётов. Как уже отмечалось выше, на общевойсковом смотре войск Санкт-Петербургского военного округа присутствовала также и 1-я авиационная рота в составе 18-го корпусного авиаотряда и авиаотряда Гвардейского корпуса. Сведений об участии в параде остальных авиаотрядов роты не сохранилось. Первая авиарота был представлена монопланами французского производства «Ньюпор-IV», бывшие в то время на вооружении российской военной авиации. Фото 3. Царь со свитой скачет мимо выстроенных аэропланов "Ньюпор-IV" из состава 1-й авиационной роты. Утро 25 июля 1913 года. Журнал «Воздухоплаватель» за 1913 год (№ 8 за август) с гордостью писал в заметке "Высочайший отзыв о деятельности авиационных отрядов": В Высочайшем рескрипте, данном 6 сего августа в Н.-Петергофе, на имя Августейшего Главнокомандующего войск Гвардии и Петербургского военного округа, между прочим, сказано: «Не могу не отметить и прекрасной работы авиационных отрядов, принимающих впервые в настоящем году участие в летних занятиях войск красносельского сбора в виде правильно организованной авиационной части». 1-я Авиационная рота, только в апреле месяце приступившая к формированию, вполне может гордиться, что за такой короткий промежуток времени удостоилась лестной Высочайшей отметки о своей деятельности. Но история этого дня была бы неполной без рассказа об одной трагедии, случившейся за два дня до смотра войск в Красном Селе. Двадцать третьего июля 1913 года военный лётчик 18-го корпусного авиаотряда поручик Георгий Иванович Поликарпов вместе с механиком РБВЗ Дреновым на биплане Сикорский С-6А вылетели с аэродрома 1–й авиароты в Красное Село для участия в полётах при объезде императора Красносельского лагеря. При подходе к Красному Селу, лётчик выключил мотор и стал планировать на Военное поле. Из-за поломки левого добавочного крыла и разрыва материи аэроплан деформировался и рухнул на землю. Авиаторы погибли на месте. Как сообщал «Воздухоплаватель»: «23 июля, в 6 часов 5 минут утра, над церковью Авангардского лагеря показался аэроплан Сикорский 6-б, на котором летел из С.-Петербурга в Красное Село поручик Поликарпов с вольнонаёмным механиком Дреновым…». В дневнике царя гибель авиаторов не нашла отражение: «23-го июля. Вторник. Встал позже обычного; все утро принимал. Гулял 1/4 часа. Завтракали Ирен и Андрей. В 4 ч. поехал в Красное Село. Почет. кар. — моя Эриванская рота. У Дворца депут. крестьян с иконою. В 5 ч. сел на лошадь и только выехал за ворота, полил здоровый ливень. Все промокли моментально, но скоро и просохли. Передал Л.-Гв. Московскому полку мой приз за лучшую стрельбу. Объезд кончился в 6 1/2. После зори приехал в Красное и обедал в саду в палатке. В 9 час. поехал в театр и вернулся в Петергоф в 12.40». Фото 04. Обломки Сикорского С-6Б. 23 июля 1913 года. Похороны Поликарпова и механика Дренова состоялись 25 июля, как раз в день смотра войск округа. В прессе отмечали, что «на выносе тел погибших присутствовали: начальник генерального штаба генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский, начальник воздухоплавательной части генерал-майор М. И. Шишкевич, начальник штаба войск гвардии и Петербургского военного округа свите его величества генерал-майор Гулевич и друг. На гроб Поликарпова было возложено более 30 венков. В том числе — от августейшего главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Оба погибших похоронены в одной могиле в Красносельском военном кладбище». *** Эта групповая фотография на фоне «Русского Витязя» была сделана 25 июля 1913 года на Красносельском плацу. На фото присутствуют авиаторы 1-й авиационной роты, Государь Император Николай II, конструктор «Русского Витязя» Сикорский, военный министр Сухомлинов. 1. Военный лётчик поручик Владивостокского крепостного минного батальона В.В. Ушаков, младший офицер 18-го корпусного авиаотряда. Проект Retroplan.RU выражает искреннюю признательность Марату ХАЙРУЛИНУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы. |
|
|