АВИАЦИТАТА
9 ноября текущего года, на Гатчинском аэродроме при авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы были произведены первые в России опыты телеграфирования без проводов с аэроплана, давшие весьма благоприятные результаты...
Вестник воздухоплавания №20, 1911 г.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
07 Декабря
На данное число памятные даты отсутствуют
|
Энциклопедия Дирижабль «ГИГАНТ»
|
|
АВИАЦИЯ
Категории: русский дирижабль, Кованько, Сыромятников, Шабский, Балтийский завод, Липпинг, Черномор, Сализи, Гатчина, Сикорский, Илья Муромец
|
Страна: Российская империя
Производитель: Балтийский завод
Конструктор: А.М. Кованько (по другим данным - Н. П. Сыромятников) и А. Шабский
Первый полет: 10 февраля 1915 г.
Тип: полужесткий
|
Модификации:
в 1915 году
Описание:
В 1912 году Балтийский завод приступил к изготовлению дирижабля «Гигант» по проекту инженеров А. Кованько и А. Шабского. По своим размерам аэростат превосходил все ранее созданные российские образцы, а оригинальные конструктивные особенности «Гиганта» и его летные характеристики выдвигали его на ведущие позиции в дирижаблестроении. По ряду причин постройка корабля затянулась, и вместо весны 1914 год дирижабль был сдан годом позже.
«Гигант» представлял собой полужесткий аппарат, гондола которого образовывала единое целое с оболочкой. Оболочка дирижабля, выполненная из шёлковой прорезиненной материи, скрывала три баллонета. Воздух в них нагнетался вентиляторами, приводимыми в движение специальными бензиновыми двигателями. Жёсткая килевая ферма была изготовлена из цельнотянутых стальных труб и располагалась в нижней части оболочки. С килевой фермой жёстко соединялась длинная гондола, также изготовленная из стальных труб. Для снижения лобового сопротивления четыре двигателя дирижабля поместили в специальные гондолы. Собственно говоря, размещение данных двигателей и стало краеугольным камнем в судьбе русского «Гиганта». Так как «Гигант» не мог достигнуть требуемой высоты полёта, то два задних двигателя с гондолами сняли, а два других сместили ближе к центру тяжести. Некоторые источники прямо указывают на инициатора подобных неосмысленных переделок, совершённых вопреки проекту: штабс-капитана Липпинга, назначенного позже командиром отряда «Черноморов».
Для сборки корабля и заправки его водородом военное министерство выделило большой эллинг в Сализи (местечко близ Гатчины под Петроградом). Но уже первый полёт на аэростате, совершённый 10 февраля 1915 года, стал и последним. Каркас дирижабля в первом же полете, не выдержав нагрузки смещённых к центру двигателей, прогнулся в средней части. Один из пропеллеров ударил по тросовой расчалке, аэростат сложился пополам и плавно опустился на лес.
После этой аварии потребовалось полностью переделать дирижабль, модификация была завершена лишь к концу 1915 года. Но испытания нового «Гиганта» так и не состоялись. Великий князь Александр Михайлович, шеф Главного военно-технического управления, под различными предлогами отказывал в выделении водорода для заполнения оболочки аэростата. В действительности же основания для отказов были несколько другими. Во-первых, воздухоплавательные роты действующей армии испытывали недостаток в газе для змейковых аэростатов. Во-вторых, характеристики «Гиганта» к тому времени уже уступали боевым данным иностранных аэростатов. И самое главное — первая мировая война положила конец спору между дирижаблями и самолетами за место в воздухе.
Еще в начале 1914 года четырехмоторный самолет конструкции инженера И. Сикорского «Илья Муромец» поднял 1280 кг полезной нагрузки и продержался в воздухе 5 часов на максимальной высоте 2000 м. Скорость полета составила 100 км/ч. Бесспорные ранее преимущества дирижаблей теперь оказались под сомнением. Кроме того, дирижабль аэростат с появлением пулемета, стрелявшего через винт, стал легкой добычей зарождающейся истребительной авиации: вскоре для защиты воздушных гигантов приходилось поднимать в воздух самолеты-истребители. Самолеты прикрытия не могли эффективно защитить дирижабль аэростат от огня зенитной артиллерии. Вскоре «Гигант» был признан негодным для боевых действий. Оболочка аэростата была использована для постройки сферических аэростатов, а трубы каркаса — для самолетов. |
|
Технические характеристики:
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| Название
| «Гигант» | Длина, м.
| 114 | Объем, м3.
| 20500 | Диаметр максимальный, м.
| 17 | Двигатель
| | мощность, кВт/л.с
| 4 х 215 | Винты, кол-во/диаметр, м
| 4/ -
| Число и объем баллонетов, м3
| 3 х 1800 | Полезная нагрузка, кг.
| 9000 | Максимальное кол-во пассажиров
| | Максимальная скорость, км/ч
| 58 | Потолок, м.
| 2500 | Продолжительность полета максимальная, ч.
| 20 | Вооружение
| |
Источники: Арие М.Я. Дирижабли - Киев: Наук. думка, 1986. Дирижабли на войне / Сост. В. А. Обухович, С. П. Кульбака. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT» - 496 с. ISBN 985-13-0153-1, 5-17-001637-9
|
|
|