АВИАЦИТАТА

Нам, летящим в группе, было странно наблюдать соседние аэропланы, которые, казалось, стояли на месте, словно подвешенные в воздухе. Они передвигались лишь по вертикали, при изменении высоты. Все было оригинально, ново, красиво, приятно...

В.М.Ткачев

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

01 Ноября
1 ноября 1923 г.
Первые всесоюзные соревнования планеристов открылись в Коктебеле.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи Авиация Турции: перелет Стамбул – Каир
АВИАЦИЯ
Категории: авиация Турции
Авиация Турции: перелет Стамбул – Каир

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)
Оригинал статьи размещен на сайте HAVACIYIZ.COM

Чтобы сгладить в памяти горечь от поражения в Балканской войне, а также продемонстрировать возросшую мощь Османской Империи, и поднять престиж турецких авиаторов, который был низок, по сравнению авторитетом французских пилотов, которые работали в Турции, военный министр Энвер-Паша принял решение совершить авиационный перелет звеном из двух самолетов в Каир.

Для полета были отобраны самолет Bleriot с собственным именем «Общество национального развития» («Muavenet-i Milliye») и Deperdussin «Принц Джеляллетдин» («Prens Celaleddin»). На Bleriot должен был лететь пилот капитан Фетхи-бей и в качестве помощника – пилот-наблюдатель старший лейтенант Садык-бей, на Deperdussin – пилот лейтенант Нури-бей и пилот-наблюдатель капитан Исмаил Хаккы-бей.

Депердюссен ''Принц Джеляледдин'', с пилотом Нури и лейтенантом связи Кани

Депердюссен ''Принц Джеляледдин'', с пилотом Нури и лейтенантом связи Кани, который совершил первый беспосадочный перелет Эдирне - Стамбул 24 ноября 1913 года. Фото из книги Турки в истории  авиации

Несмотря на полный авантюризм этого предприятия, наземные службы были хорошо подготовлены, в намеченные промежуточные точки посадки были отправлены авиационный бензин и запасные части. Независимо от сложности аварии, механики на земле способны были отремонтировать любую неисправность. Маршрут полета был проложен следующим образом: вылет из Стамбула – Эскишехир – Афьон – Конья – Улукышла – Адана – Алеппо – Хомс – Бейрут – Дамаск – Иерусалим – Эль-Ариш – Порт-Саид – Каир – Александрия. Дальность перелета составляла 2515 километров и предполагаемое время нахождения в воздухе, без учета посадок в промежуточных точках – 25 часов.

Участники перелета Стамбул-Каир перед отлетом

Участники перелета Стамбул-Каир перед отлетом. Слева-направо: Садык, Исмаил Хаккы, Фетхи и Нури. Аэродром Ешилькёй в Стамбуле 08.02.1914

Вылет состоялся в дождливый день 8 февраля 1914 года после церемонии проводов на аэродроме Ешилькёй в Стамбуле, на которой присутствовали Энвер-Паша, Талят-Паша и Джемаль-Паша (все три руководителя Младотурецкой Турции - прим. пер.).

Церемония проводов в Стамбуле. Руководители Турции и пилоты.
 Заправка бензином Блерио перед вылетом Стамбул-Каир.
 Церемония проводов в Стамбуле. Руководители Турции и пилоты. Заправка бензином Блерио перед вылетом Стамбул-Каир.

Первый самолет долетел до Дамаска. 27 февраля он взлетел и взял курс в направлении на Иерусалим. В окрестностях Тиверенийского озера самолет пилота Фетхи-бея и летчика-наблюдателя Садык-бея врезался в скалу высотой 212 метров над уровнем моря и разбился, оба летчика погибли. Причины аварии достоверно установить не удалось, однако авария могла произойти либо из-за плохой погоды, либо из-за технической неисправности.

Жертвы авиакатастрофы, чья гибель вызвала большой траур на родине, были доставлены в Дамаск, где с почестями похоронены в мавзолее Селяхаддина Эйюби. Военное министерство приняло решение вместо выбывшего экипажа снарядить новый, третий экипаж. 6 марта самолет Bleriot с собственным именем «Эртугрул», ведомый пилотом Салим-беем, с наблюдателем Кемаль-беем, вылетел из Стамбула. Однако этот самолет смог долететь только до Эдремита.

Второй экипаж в составе летчика Нури и наблюдателя Исмаила Хаккы-бея добрался до Яффы. 11 марта пролет был продолжен. Самолет взлетел, но во время набора высоты по непонятным причинам упал в море. Пока к месту падения спешила помощь, пилот Нури-бей утонул, наблюдателя Исмаила Хаккы-бея удалось спасти. Тело погибшего Нури-бея доставили в Дамаск и похоронили вместе с другими жертвами этого перелета.

Мавзолей Селяхаттина Эйюби в Дамаске. Могила трех летчиков-участников перелета Стамбул-Каир в 1914 году
Мавзолей Селяхаттина Эйюби в Дамаске. Могила трех летчиков-участников перелета Стамбул-Каир в 1914 году.

Все же было принято решение продолжить перелет, но уже из Яффы в Каир, и заменить разбитый самолет... На деньги, собранные населением города Эдремита, был приобретен Bleriot, получивший собственное имя «Эдремит». 11 апреля он был погружен на корабль «Саидие» («Saidiye») в Стамбуле и отправлен морем в Бейрут. Там самолет собрали, он совершил несколько испытательных полетов, а затем своим ходом перелетел сначала в Иерусалим, затем – в Эль-Ариш и далее – в Порт-Саид. Во время перелета в Каир были сложные метеоусловия, из-за чего посадка была совершена с большим трудом, однако, как бы ни было, 9 мая 1914 года они приземлились в Каире.

В Каире было совершено несколько демонстрационных полетов, после чего османские пилоты совершили перелет в Александрию. 22 мая в Александрии самолет был погружен на румынское судно «Дачия» («Daçya») и отправлен в Стамбул.

Во время перелета были собраны значительные пожертвования на развитие авиации, в частности, жители Иерусалима, Порт-Саида и Танты собрали сумму, достаточную для приобретения по одному самолету, а в Александрии были собраны средства для приобретения четырех самолетов.

Для увековечивания памяти жертв этого перелета, в апреле 1914 года перед зданием муниципалитета в Фатихе (район Стамбула) был заложен памятник, сооружение которого было завершено в 1916 году.

Памятник жертвам авиационных катастроф на площади Фатих в Стамбуле.
Памятник жертвам авиационных катастроф на площади Фатих в Стамбуле.

Самолеты и летчики, принимавшие участие в перелете Стамбул – Каир (8 февраля – 22 мая 1914 г.):

Тип самолета
Название самолета
Пилот
НаблюдательРезультат участия в перелете
Первый самолет
Bleriot Muavnet-i MilliyeФетхи-бейСадык-бейРазбился 27 февраля 1914 г.
Второй самолет
DeperdussinPrens CelaleddinНури-бейИсмаил Хаккы-бей Нури-бей погиб 11 марта 1914 г.
Третий самолет
BleriotErtuğrul Салим-бей Кемаль-бей 
Четвертый самолет
BleriotEdremit Салим-бейКемаль-бей 

Пилоты:
Лётчик капитан Фетхи-бей
 Лётчик лейтенант Нури-бей
  Лётчик Салим-бей (Илькучан)
Лётчик капитан Фетхи-бей
 Лётчик лейтенант Нури-бей
 Лётчик Салим-бей (Илькучан)

Летчики-наблюдатели:
Лётчик-наблюдатель капитан Садык-бей
 Лётчик-наблюдатель капитан Хаккы-бей
 Лётчик-наблюдатель Кемаль-бей
Лётчик-наблюдатель капитан Садык-бей
  Лётчик-наблюдатель капитан Хаккы-бей
 Лётчик-наблюдатель Кемаль-бей

Маршрут перелета, пункты посадок и расстояние между ними

Стамбул - Эскишехир (220 км.)
Эскишехир - Афьон (129 км.)
Афьон - Конья (280 км.)
Конья - Улукышла (150 км.)
Улукышла - Адана (130 км.)
Адана - Алеппо (200 км.)
Алеппо - Хомс (180 км.)
Хомс - Бейрут (300 км.)
Бейрут - Дамаск (90 км.)
Дамаск - Иерусалим (200 км.)
Иерусалим – Эль-Ариш (150 км.)
Эль-Ариш – Порт-Саид (150 км.)
Порт-Саид - Каир (175 км.)
Каир - Александрия (170 км.)
Общая дальность: 2515 км.

Маршрут самолета Bleriot «Muavnet-i Milliye»

08.02.1914 – вылет из Стамбула вместе в 2-м самолетом
08.02.1914 – Прибытие в Эскишехир
10.02.1914 – Эскишехир – Афьон – Конья
11.02.1914 – Конья – перелет через Торосские горы, посадка в Тарсусе
12.02.1914 – Тарсус – Адана
13.02.1914 – Адана – Алеппо
15.02.1914 – Алеппо – Хомс – Бейрут
19.02.1914 при вылете из Бейрута из-за поломки карбюратора совершил аварийную посадку в районе реки Бейрут, при посадке повредил пропеллер и шасси, был возвращен в Бейрут, где ремонтировался до 24.02.1914.
24.02.1914 – Бейрут – Дамаск, посадка на площади Мердже.
27.02.1914 – Дамаск – Теберийское озеро. В окрестностях Семра Буджак самолет упал и разбился.
28.02.1914 экипаж 1-го самолета был доставлен в Дамаск, где в тот же день похоронен в мавзолее Селяхаттина Эйюби

Маршрут самолета Deperdussin «Prens Celaleddin»

08.02.1914 2-й самолет вылетел из Стамбула, но возвратился из-за неполадок обратно. В тот же день вылетел повторно, но совершил аварийную посадку в н.п. Лефке.
09.02.1914 вылетел из Лефке и приземлился в н.п. Биледжик, откуда вылетел в дер. Пойра, где совершил жесткую посадку.
12.02.1914 совершил перелет из Пойра в Эскишехир.
13.02.1914 не смогли взлететь из Эскишехира прогорела прокладка. Механики Джемаль и Мурат отремонтировали в тот же день самолет.
14.02.1914 – Эскишехир – Болводин (р-н Афьона) - Акшехир
15.02.1914 полет продолжился с посадками: Акшехир – Азизие – Османие – дер. Каракая – Конья.
18.02.1914 самолет вылетел из Коньи, однако из-за ослабления тросов вынужден был сесть в р-не Карамана.
19.02.1914 – Караман – Тарсус
20.02.1914 – Тарсус – Адана
21.02.1914 – Адана – Миссис
22.02.1914 - Миссис – Артак
23.02.1914 - Артак – Алеппо (посадка в районе площади Себиль)
24.02.1914 самолет вылетел из Алеппо и совершил вынужденную посадку из-за дождя в районе дер. Хазм.
26.02.1914 - перелет дер. Хазм – Хама
27.02.1914 - Хама – Хомс - Дамаск 27.02.1914 в Дамаске экипаж второго самолета участвовал в похоронах Фетхи-бея и Садык-бея.
09.03.1914 – Бейрут – Яффа
11.03.1914 взлетел из Яффы для полета в Иерусалим и упал в море в районе Яффы. Нури-бей утонул, Исмала Хаккы-бея удалось спасти.
13.03.1914 тело Нури-бея было отправлено в Дамаск для похорон.
14.03.1914 он был похоронен в месте захоронения экипажа 1-го самолета в мавзолее Селяхаттина Эйюби

Маршрут самолета Bleriot «Ertuğrul»

06.03.1914 – вылет из Стамбула
06.03.1914 – Чанаккале
07.03.1914 – посадка в дер. Халили (аварийная посадка между Эренкёй и Чанаккале)
09.03.1914 – перелет дер. Халили – река Кемер
13.03.1914 потерпел аварию в районе местечка Кючюккюю (р-н г. Эдремит)

Маршрут самолета Bleriot «Edremit»

Самолет приобретен за счет пожертвований, собранных мэром Эдремита Языджизаде Исмаила Хаккы-бея.
07.04.1914 самолет был отгружен из Марселя в Стамбул.
11.04.1914 был кораблем отправлен от пристани Галата (Стамбул) в Бейрут
19.04.1914 прибыл в Бейрут
01.05.1914 перелет Бейрут – Иерусалим
04.05.1914 – Иерусалим – Эль-Ариш (доставил груз почты)
06.05.1914 – перелет Эль-Ариш – Порт-Саид
08.05.1914 – Порт-Саид – аварийная посадка из-за дождя в Телель-Кебир
09.05.1914 – прибыл в Каир (посадка в Гелеополисе)
15.05.1914 – перелет Каир – Танта – Александрия
22.05.1914 погружен в Александрии на борт румынского корабля «Дачия» и отправлен в Стамбул.

Выражаем искреннюю признательность автору статьи Эрджану ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru
 

Источники:
  • Официальный сайт ВВС Турции
  • Фото: tayyareci.com, havaciyiz.com, 

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты