| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Авиация Турции: перелет Стамбул – Каир |
Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция) перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь) Оригинал статьи размещен на сайте HAVACIYIZ.COM Чтобы сгладить в памяти горечь от поражения в Балканской войне, а также продемонстрировать возросшую мощь Османской Империи, и поднять престиж турецких авиаторов, который был низок, по сравнению авторитетом французских пилотов, которые работали в Турции, военный министр Энвер-Паша принял решение совершить авиационный перелет звеном из двух самолетов в Каир. Для полета были отобраны самолет Bleriot с собственным именем «Общество национального развития» («Muavenet-i Milliye») и Deperdussin «Принц Джеляллетдин» («Prens Celaleddin»). На Bleriot должен был лететь пилот капитан Фетхи-бей и в качестве помощника – пилот-наблюдатель старший лейтенант Садык-бей, на Deperdussin – пилот лейтенант Нури-бей и пилот-наблюдатель капитан Исмаил Хаккы-бей. Депердюссен ''Принц Джеляледдин'', с пилотом Нури и лейтенантом связи Кани, который совершил первый беспосадочный перелет Эдирне - Стамбул 24 ноября 1913 года. Фото из книги Турки в истории авиации Несмотря на полный авантюризм этого предприятия, наземные службы были хорошо подготовлены, в намеченные промежуточные точки посадки были отправлены авиационный бензин и запасные части. Независимо от сложности аварии, механики на земле способны были отремонтировать любую неисправность. Маршрут полета был проложен следующим образом: вылет из Стамбула – Эскишехир – Афьон – Конья – Улукышла – Адана – Алеппо – Хомс – Бейрут – Дамаск – Иерусалим – Эль-Ариш – Порт-Саид – Каир – Александрия. Дальность перелета составляла 2515 километров и предполагаемое время нахождения в воздухе, без учета посадок в промежуточных точках – 25 часов. Участники перелета Стамбул-Каир перед отлетом. Слева-направо: Садык, Исмаил Хаккы, Фетхи и Нури. Аэродром Ешилькёй в Стамбуле 08.02.1914 Вылет состоялся в дождливый день 8 февраля 1914 года после церемонии проводов на аэродроме Ешилькёй в Стамбуле, на которой присутствовали Энвер-Паша, Талят-Паша и Джемаль-Паша (все три руководителя Младотурецкой Турции - прим. пер.).
Первый самолет долетел до Дамаска. 27 февраля он взлетел и взял курс в направлении на Иерусалим. В окрестностях Тиверенийского озера самолет пилота Фетхи-бея и летчика-наблюдателя Садык-бея врезался в скалу высотой 212 метров над уровнем моря и разбился, оба летчика погибли. Причины аварии достоверно установить не удалось, однако авария могла произойти либо из-за плохой погоды, либо из-за технической неисправности. Жертвы авиакатастрофы, чья гибель вызвала большой траур на родине, были доставлены в Дамаск, где с почестями похоронены в мавзолее Селяхаддина Эйюби. Военное министерство приняло решение вместо выбывшего экипажа снарядить новый, третий экипаж. 6 марта самолет Bleriot с собственным именем «Эртугрул», ведомый пилотом Салим-беем, с наблюдателем Кемаль-беем, вылетел из Стамбула. Однако этот самолет смог долететь только до Эдремита. Второй экипаж в составе летчика Нури и наблюдателя Исмаила Хаккы-бея добрался до Яффы. 11 марта пролет был продолжен. Самолет взлетел, но во время набора высоты по непонятным причинам упал в море. Пока к месту падения спешила помощь, пилот Нури-бей утонул, наблюдателя Исмаила Хаккы-бея удалось спасти. Тело погибшего Нури-бея доставили в Дамаск и похоронили вместе с другими жертвами этого перелета. Мавзолей Селяхаттина Эйюби в Дамаске. Могила трех летчиков-участников перелета Стамбул-Каир в 1914 году. Все же было принято решение продолжить перелет, но уже из Яффы в Каир, и заменить разбитый самолет... На деньги, собранные населением города Эдремита, был приобретен Bleriot, получивший собственное имя «Эдремит». 11 апреля он был погружен на корабль «Саидие» («Saidiye») в Стамбуле и отправлен морем в Бейрут. Там самолет собрали, он совершил несколько испытательных полетов, а затем своим ходом перелетел сначала в Иерусалим, затем – в Эль-Ариш и далее – в Порт-Саид. Во время перелета в Каир были сложные метеоусловия, из-за чего посадка была совершена с большим трудом, однако, как бы ни было, 9 мая 1914 года они приземлились в Каире. В Каире было совершено несколько демонстрационных полетов, после чего османские пилоты совершили перелет в Александрию. 22 мая в Александрии самолет был погружен на румынское судно «Дачия» («Daçya») и отправлен в Стамбул. Во время перелета были собраны значительные пожертвования на развитие авиации, в частности, жители Иерусалима, Порт-Саида и Танты собрали сумму, достаточную для приобретения по одному самолету, а в Александрии были собраны средства для приобретения четырех самолетов. Для увековечивания памяти жертв этого перелета, в апреле 1914 года перед зданием муниципалитета в Фатихе (район Стамбула) был заложен памятник, сооружение которого было завершено в 1916 году. Памятник жертвам авиационных катастроф на площади Фатих в Стамбуле. Самолеты и летчики, принимавшие участие в перелете Стамбул – Каир (8 февраля – 22 мая 1914 г.):
Пилоты:
Летчики-наблюдатели:
Маршрут перелета, пункты посадок и расстояние между нимиСтамбул - Эскишехир (220 км.)Эскишехир - Афьон (129 км.) Афьон - Конья (280 км.) Конья - Улукышла (150 км.) Улукышла - Адана (130 км.) Адана - Алеппо (200 км.) Алеппо - Хомс (180 км.) Хомс - Бейрут (300 км.) Бейрут - Дамаск (90 км.) Дамаск - Иерусалим (200 км.) Иерусалим – Эль-Ариш (150 км.) Эль-Ариш – Порт-Саид (150 км.) Порт-Саид - Каир (175 км.) Каир - Александрия (170 км.) Общая дальность: 2515 км. Маршрут самолета Bleriot «Muavnet-i Milliye» 08.02.1914 – вылет из Стамбула вместе в 2-м самолетом 08.02.1914 – Прибытие в Эскишехир 10.02.1914 – Эскишехир – Афьон – Конья 11.02.1914 – Конья – перелет через Торосские горы, посадка в Тарсусе 12.02.1914 – Тарсус – Адана 13.02.1914 – Адана – Алеппо 15.02.1914 – Алеппо – Хомс – Бейрут 19.02.1914 при вылете из Бейрута из-за поломки карбюратора совершил аварийную посадку в районе реки Бейрут, при посадке повредил пропеллер и шасси, был возвращен в Бейрут, где ремонтировался до 24.02.1914. 24.02.1914 – Бейрут – Дамаск, посадка на площади Мердже. 27.02.1914 – Дамаск – Теберийское озеро. В окрестностях Семра Буджак самолет упал и разбился. 28.02.1914 экипаж 1-го самолета был доставлен в Дамаск, где в тот же день похоронен в мавзолее Селяхаттина Эйюби Маршрут самолета Deperdussin «Prens Celaleddin» 08.02.1914 2-й самолет вылетел из Стамбула, но возвратился из-за неполадок обратно. В тот же день вылетел повторно, но совершил аварийную посадку в н.п. Лефке. 09.02.1914 вылетел из Лефке и приземлился в н.п. Биледжик, откуда вылетел в дер. Пойра, где совершил жесткую посадку. 12.02.1914 совершил перелет из Пойра в Эскишехир. 13.02.1914 не смогли взлететь из Эскишехира прогорела прокладка. Механики Джемаль и Мурат отремонтировали в тот же день самолет. 14.02.1914 – Эскишехир – Болводин (р-н Афьона) - Акшехир 15.02.1914 полет продолжился с посадками: Акшехир – Азизие – Османие – дер. Каракая – Конья. 18.02.1914 самолет вылетел из Коньи, однако из-за ослабления тросов вынужден был сесть в р-не Карамана. 19.02.1914 – Караман – Тарсус 20.02.1914 – Тарсус – Адана 21.02.1914 – Адана – Миссис 22.02.1914 - Миссис – Артак 23.02.1914 - Артак – Алеппо (посадка в районе площади Себиль) 24.02.1914 самолет вылетел из Алеппо и совершил вынужденную посадку из-за дождя в районе дер. Хазм. 26.02.1914 - перелет дер. Хазм – Хама 27.02.1914 - Хама – Хомс - Дамаск 27.02.1914 в Дамаске экипаж второго самолета участвовал в похоронах Фетхи-бея и Садык-бея. 09.03.1914 – Бейрут – Яффа 11.03.1914 взлетел из Яффы для полета в Иерусалим и упал в море в районе Яффы. Нури-бей утонул, Исмала Хаккы-бея удалось спасти. 13.03.1914 тело Нури-бея было отправлено в Дамаск для похорон. 14.03.1914 он был похоронен в месте захоронения экипажа 1-го самолета в мавзолее Селяхаттина Эйюби Маршрут самолета Bleriot «Ertuğrul» 06.03.1914 – вылет из Стамбула 06.03.1914 – Чанаккале 07.03.1914 – посадка в дер. Халили (аварийная посадка между Эренкёй и Чанаккале) 09.03.1914 – перелет дер. Халили – река Кемер 13.03.1914 потерпел аварию в районе местечка Кючюккюю (р-н г. Эдремит) Маршрут самолета Bleriot «Edremit» Самолет приобретен за счет пожертвований, собранных мэром Эдремита Языджизаде Исмаила Хаккы-бея. 07.04.1914 самолет был отгружен из Марселя в Стамбул. 11.04.1914 был кораблем отправлен от пристани Галата (Стамбул) в Бейрут 19.04.1914 прибыл в Бейрут 01.05.1914 перелет Бейрут – Иерусалим 04.05.1914 – Иерусалим – Эль-Ариш (доставил груз почты) 06.05.1914 – перелет Эль-Ариш – Порт-Саид 08.05.1914 – Порт-Саид – аварийная посадка из-за дождя в Телель-Кебир 09.05.1914 – прибыл в Каир (посадка в Гелеополисе) 15.05.1914 – перелет Каир – Танта – Александрия 22.05.1914 погружен в Александрии на борт румынского корабля «Дачия» и отправлен в Стамбул. Выражаем искреннюю признательность автору статьи Эрджану ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru Источники:
|
|
|