Братья Анри и Морис Фарманы основали свою фирму еще в 1908 г. и с тех пор самостоятельно занимались проектированием и производством самолетов. Причем Анри (серия самолетов обозначалась F или HF) тяготел к использованию на своих машинах ротативных двигателей, а Морис (серия MF) — стационарных. Различия в конструктивных подходах ощущались в способе крепления гондолы и конфигурации хвостового оперения. В 1912 г. Анри Фарман разработал разведывательный самолет F.15, представлявший собой двухместный полутораплан смешанной конструкции с толкающим воздушным винтом. Хвостовая ферма изготавливалась из стальных труб, двухместная гондола установлена на нижнем крыле. Самолет оснащался ротативным двигателем Гном или стационарным Сальмсон «Кан-тон-Уннэ». В 1913 г. Фарман F.15 был принят на вооружение французских ВВС. Самолеты широко применялись (в том числе в английских, итальянских, румынских, российских и бельгийских ВВС) на фронтах первой мировой войны до лета 1915 г., а позже — в учебных подразделениях. Вооружение не предусматривалось, хотя в эскадрильях иногда ставили шкворневый пулемет «Льюис». Варианты: F.16, MF.20 и F.22 отличались площадью крыльев и некоторыми несущественными конструктивными и технологическими модификациями. Фарман MF.20 стали поступать на фронт в начале 1914 г. Они имели другую гондолу экипажа и хвостовое оперение с «плавающим» рулем поворота. Гондола была обшита алюминиевыми панелями. В качестве силовой установки использовался ротативный двигатель Гном (100 л. с), замененный вскоре на Сальмсон «Кантон-Уннэ» (150 л. с). Кроме того, на MF.20 ставились двигатели Рено (160 л. с). Этими самолетами были оснащены три эскадрильи во Франции и одна в Африке, а также многие авиационные школы. Фарман F.22 не имел противокапотажной лыжи, a F.25H был морским разведчиком с поплавковым шасси. Некоторые типы выпускались по лицензии в России на заводах Щетинина, Лебедева и «Дукс» (около 500 машин разных вариантов). В гражданскую войну применялись как разведчики. Фарман F.27 был создан на базе F.22 и отличался увеличенным размахом нижнего крыла, а также установленной четырехколесной тележкой шасси. Летчик сидел впереди. Самолет был оснащен двигателем Сальмсон (150 л. с). Произведено 100 машин во Франции и 50 в России, Все характеристики значительно возросли. Однако к моменту появления на фронте F.27 уже не мог считаться хорошим самолетом изза плохой маневренности, к тому же были нарекания и на прочность бипланной коробки. Применялись на второстепенных фронтах, в том числе и англичанами. В 1914 г. Морисом Фарманом был разработан многостоечный двухместный биплан смешанной конструкции MF.11 с двигателем Де Дион (100 л. с.) и толкающим воздушным винтом (вскоре был установлен новый двигатель водяного охлаждения Рено мощностью 130 л. с.). Имел прозвище «Короткорогий», которое получил за укороченные противокапотажные лыжи. Его довоенный предшественник MF.7 был оснащен сильно выступающими лыжами, за что был прозван «Длиннорогий». Самолеты этого типа совершили первый ночной налет (21.12.1914) на германские артиллерийские позиции. До 1917 г. Фарман MF.11 широко применялся на фронтах (кроме русского). По лицензии строился в Италии в компании «Помилио» с двигателем Фиат АЛО. Самолет использовался англичанами на южных фронтах. В 1915 г. Морисом был создан самолет MF.40, имевший доработанную конструкцию гондолы, в которой можно было установить турельный пулемет «Гочкисс» или «Льюис». |