АВИАЦИТАТА

С устройством первого металлического аэростата, имеющего веретенообразную форму, легко рассекающую воздух, начнётся для воздухоплавания новая эра.
К. Э. Циолковский «О возможности построения металлического аэростата, способного изменять свой объём и даже складываться в плоскость», 30 августа 1890 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 Декабря
15 декабря 1938 г.
Состоялся первый полет истребителя И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова, в результате катастрофы в этом вылете погиб летчик-испытатель Валерий Чкалов.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи «КРАСНЫЙ» ИТАЛЬЯНЕЦ В НЕБЕ ИСПАНИИ
АВИАЦИЯ
«КРАСНЫЙ» ИТАЛЬЯНЕЦ В НЕБЕ ИСПАНИИ


звестно, что во время гражданской войны в Испании 1936-39 гг. правительство Муссолини оказало весомую помощь мятежникам во главе с Франко. Однако мало кто знает, что и в республиканской авиации воевало несколько десятков итальянцев. Наш рассказ посвящен наиболее отличившемуся из них в воздушных боях.
Иосип Кризай родился 13 марта 1911 года в принадлежавшем тогда Австро-Венгрии городе Коприва на Красу (ныне Каприва дель Карсо, Италия) в сербской семье. После окончания Первой мировой войны город перешел к Италии, и все жители автоматически стали гражданами этой страны. Стремившееся к независимости славянское меньшинство опять оказалось в подчиненном положении и к новой власти относилось оппозиционно, тем более, что по соседству возникло собственное федеративное государство - с 1929 г. - Югославия.

красный ас Иосип КризайВ 1929 году семья Кризай переехала в Айдовшину (итальянское название - Айдушина). Здесь наш герой, закончив школу, поступил на курсы неофициальных пилотов итальянских ВВС, которые являлись первой ступенью в подготовке военных авиаторов. До марта 1930 года Иосип занимался там теоретической подготовкой и по итогам экзаменов занял в рейтинге 139 место среди 339 однокурсников. По существовавшим в то время правилам следующий этап обучения Кризай прошел в гражданской летной школе, находившейся неподалеку от Милана, по окончании которой, 12 июля 1930 года, получил гражданскую летную лицензию и первое воинское звание Primo Aviere (летчик). Затем подготовка продолжилась во 2-й истребительной тренировочной эскадрилье на авиабазе Геди около Брешиа, где начинающий пилот овладел навыками управления устаревшими истребителями Ansaldo А.С. 2 и А.С.З. И наконец в августе для завершения военного образования Кризая направили в летную школу в Ла Фубара (провинция Лацио), где он освоил основной истребитель итальянских ВВС Fiat C.R.20 и получил диплом военного летчика. Из характеристики того периода отметим только одну фразу - «любит летать».
После короткого отпуска штабисты определили местом его дальнейшей службы 71-ю эскадрилью 3-го ИАП (71а Squadriglia, 3 Stormo Caccia), которая базировалась в Кампоформидо (около Удине). Летать там пришлось на уже знакомом «Фиате». В октябре Иосипа перевели в 70-ю эскадрилью, расположенную в Брешиа. Командиры высоко отзывались о его способностях, особенно отмечая хорошую технику пилотирования: при очередной аттестации он в этой дисциплине добился 18 баллов из 20 возможных. Вскоре Кризаю присвоили звание сержанта.
16 сентября 1931 года истек срок его контракта, и Кризай оказался перед выбором: продолжить службу или уйти. Молодой пилот выбрал последнее. Существует две версии, объясняющие этот поворот в судьбе перспективного летчика. По одной он просто разочаровался в военной службе, а по другой - контракт не продлило командование из-за славянофильских взглядов Иосипа.
Вернувшись в Айдовшину, он поселился вместе со своей сестрой Марией, но добиться успеха на «гражданке» не смог. В фашистской Италии славянское население часто сталкивалось с дискриминационными проявлениями, вот и Кризай безрезультатно мотался в поисках работы по различным авиакомпаниями летным школам. Подниматься в воздух ему все же удавалось, так как все летчики запаса должны были поддерживать профессиональные навыки в аэроклубах. Пользуясь этим правилом, Иосип периодически летал на легком «Фиате» A.S.1. Тогда у него и родилась шальная мысль - перелететь в соседнюю Югославию. 25 июня 1932 года во время очередного тренировочного полета Кризай пересек границу и приземлился около Любляны, где жила его вторая сестра Станислава. Он сразу обратился к югославским властям с просьбой о политическом убежище, однако был арестован и допрошен компетентными органами, которых интересовало буквально все о ВВС соседней страны. Беглеца отправили подальше от границы в Лесницу (южная Сербия), где некоторое время содержали под арестом.
Официально было объявлено, что Кризай оказался в Югославии из-за «потери ориентации во время учебного вылета», а самолет вскоре вернули прежним владельцам. Однако на итальянцев это впечатления не произвело, и военный трибунал в Удине лишил Иосипа воинского звания. Тем временем югославская полиция выпустила его из-под ареста и отправила в Биолонию. Не знавшему сербского языка Кризаю найти там работу оказалось невозможно, поэтому жил он и получал еду в муниципальной больнице. Лишь осенью 1933 года «невозвращенец» смог приехать к сестре в Любляну, где устроился наработу и наконец-то получил югославский паспорт.
Прошло еще почти два года, прежде чем власти посчитали Кризая достаточно благонадежным и пригласили на службу в ВВС. В августе 1935 года он прошел переучивание на белградском аэродроме и был направлен в подразделение, вооруженное бомбардировщиками Potez. Однако прослужил там недолго, так как командование и личный состав отнеслись к нему настороженно, приняв за итальянского шпиона. Кризаю пришлось вернуться в Любляну. Он снова остался без работы, в течение года освоил несколько профессий, но найти постоянный заработок так и не смог. Тут ему на глаза попалась газета с большой статьей о событиях в Испании, в которой говорилось и о том, что республиканское правительство испытывает острый недостаток в подготовленных пилотах, которым готово выплачивать приличное жалование. Решение ехать на Пиренеи созрело у Иосипа сразу же. Он обратился в штаб ВВС, получил там «добро» и неофициальный статус секретного военного наблюдателя. Это позволило быстро оформить загранпаспорт и в конце августа года отправиться в Париж. После безуспешной попытки попасть в Испанию с помощью посла этой страны во Франции Кризай вышел на некого Ферри, занимавшегося вербовкой персонала для республиканских ВВС. Представившись летчиком-истребителем, Иосип вскоре подписал контракт с испанским правительством сроком на три месяца, по которому ему полагалось ежемесячно выплачивать по 3000 французских франков. 1936
самолет Иосипа
27 августа Кризай получил 1000 франков аванса и отправился в Тулузу, а затем на пассажирском самолете - в Барселону. Там он получил направление на аэродром Барахас в интернациональную эскадру «Эспанья», возглавляемую французским писателем Андрэ Мальро. Истребительной группой этой части командовал капитан французских ВВС Абель Гиде, под непосредственное начало которого и попал Кризай, получивший в распоряжение «Ньюпор» 52.
Как и другие летчики эскадры, он жил в роскошном мадридском отеле «Гран Виа», но позже перебрался в менее дорогой «Флорида».
 
В начале сентября Кризай освоил двухмоторный «Потэз-540» и возглавил сформированный из итальянцев экипаж, в который вошли еще четверо его бывших соотечественников, включая бомбардира Джордано Виеззоли и стрелка Цезаре Рода. Они участвовали во многих операциях, в том числе и налетах на крепость Альказар в Толедо. Во время одного вылета Кризаю с сотоварищи пришлось выдержать бой с парой «Хейнкелей». Во многом благодаря мастерству командира экипаж избежал гибели, хотя после посадки механики насчитали в самолете несколько десятков пулевых пробоин.
Вылеты на бомбардировку чередовались у Кризая с работой истребителя, причем основной задачей было прикрытие «Потэзов». Его первые бои прошли над Сигуензой, Толедо и Талаверой. За эти вылеты Иосип от своих друзей получил прозвище «ас». Сам он всегда говорил о трех воздушных победах, что гарантировало по 15000 песет премиальных за каждую. Однако документально подтвердить или опровергнуть эти утверждения сегодня не представляется возможным. А вот то, что Кризай дважды терпел поражения в воздушных схватках, известно точно. Впервые это случилось 11 сентября над Талаверой. Он на «Ньюпоре» вместе с другим летчиком, пилотировавшим Dewoitine D.371, вступили в бой с парой «Фиатов» итальянского авиационного корпуса, которыми управляли его бывшие «однокашники» по курсам в Айдусине лейтенант Франчески и сержант Магистрини. Класс кадровых военных летчиков оказался значительно выше, и самолет Кризая был подбит в самом начале боя, однако Иосипу удалось совершить благополучную вынужденную посадку.
Быстро освоив «Девуатин-371», Кризай стал вылетать на боевые задания на этом истребителе, но 14 октября военная удача вновь изменила ему. Над Сайта Круз де Ратамар его снова сбил Магистрини! Кризай смог выпрыгнуть с парашютом из пылающего самолета, но его ступни и лицо успели сильно обгореть, а во время приземления он к тому же получил три перелома. Ветер отнес летчика на территорию, контролированную националистами. Превозмогая боль, Кризай попытался выбраться к своим, но через сутки его состояние стало критическим, и он сдался мятежникам.
Иосипа поместили в госпиталь Талаверы. Тут нашлось много желающих посмотреть на попавшего в плен итальянца, который сражался за Республику. В Испании воевала почти целая эскадрилья его бывших сослуживцев, которые также пытались навестить отступника и «разобраться» с ним, но охрана не допустила самосуда. Когда Кризай несколько окреп, его перевели в тюрьму, расположенную в Саламанке. Вскоре в Париже и Белграде появились статьи, в которых подробно описывалось, как «храброго югославского летчика» захватили «злобные» мятежники и после чудовищных пыток казнили. В действительности 20 июля 1937 года в результате очередного обмена пленными, организованного Красным Крестом, Иосип оказался на свободе.
Побывав в Югославии, он уже в октябре вернулся в Испанию. К тому времени деятельность эскадры «Эспанья» была свернута, и Кризая определили в 71-ю группу, занимавшуюся патрулированием побережья недалеко от Валенсии. Вскоре он возглавил 1-ю эскадрилью группы, которая летала, в основном, на знакомых ему «Девуатинах». Чаще всего он поднимался в воздух на машине с несчастливым номером «13», однако без каких-либо неприятностей долетал до апреля 1938 года, когда окончательно покинул Пиренеи.

Вернувшись в Югославию, Кризай жил сначала у сестры и только в сентябре 1938 года переехал в Земун (Сербия), где получил работу на авиастроительном заводе. В следующем году он продолжил летную карьеру в столичном аэроклубе «Поланка». Тут он встретил и свою будущую жену Ерену Крупскую. Когда в апреле 1941 года германо-итальянские войска вторглись в Югославию, Кризай не ушел в партизаны, сославшись на последствия ранения в Испании. Он благополучно пережил оккупацию и, когда в октябре 1944 года Белград освободили советские войска, одним из первых записался в воссоздаваемые ВВС Югославии. Освоение новой техники растянулось до конца войны, и за этот период Иосип успел полетать на истребителе Як-3 иштурмовике Ил-2.
После войны Кризай сделал блестящую карьеру, быстро дослужившись до звания капитана. Летать ему пришлось на знакомых машинах советского производства - прежде всего на Як-3. Время было весьма не спокойное, например, летчикам «Яков» неоднократно приходилось подниматься на перехват американских самолетов, залетавших в воздушное пространство Югославии. За 1947-48 гг. пилотам 254-го ИАП, в котором служил Кризай, удавалось
дважды принудить к посадке С-47, причем в одном случае американский транспортник разбился. К сожалению, остается неизвестным, принимал ли участие Иосип в этих инцидентах.

Жизнь Кризая оборвалась 6 октября 1948 года. Ему предстояло перегнать Як-3 из Любляны на соседний аэродром, он взлетел, но к месту назначения не прибыл. После нескольких дней напряженных поисков обломки разбившегося истребителя были обнаружены в горах недалеко от Иллирска Бистрица. Расследовавшая катастрофу комиссия посчитала, что ее причиной стал «человеческий фактор».
Позже на месте гибели Иосипа Кризая был сооружен памятник, который и сейчас служит напоминанием о непростой судьбе отчаянного летчика.

Список использованной литературы:
  • Шингарев С. «Чатос идут в атаку». – Москва, 1971
  • Predrag Jelic People And Planes Aviation History November 2001
  • Karl Ries and Hans Ring The Legion Condor, 1992
  • Jesus Salas Larrazabal Air War over Spain , 197

© Михаил ЖИРОХОВ, 2003 г.
© Михаил ПРУЦАКОВ, 2003 г.

Проект Retroplan.RU  выражает признательность Михаилу ЖИРОХОВУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы.

Иллюстрации:

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты