АВИАЦИТАТА

Нет никаких оснований для пылких надежд и позитивных заявлений относительно безопасного и успешного использования дирижабля или летательного аппарата, или обоих, для коммерческих перевозок или в качестве орудия войны.
Контр-адмирал Джорж Мелвил (George Melville), главный инженер USN.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 Апреля
27 апреля 1918 г.
Сформирована авиация Балтийского флота (Воздушная бригада особого назначения)
27 апреля 1911 г.
Состоялся первый полет самолета "Фарман IV", построенного в мастерских морского батальона в Одессе. Это событие стало днем образования предприятия "Одессаавиаремсервис.
27 апреля 1913 г.
Состоялся первый полёт биплана "Гранд Балтийский" И.И.Сикорского на двух работающих двигателях (передних и тандемных установках).

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ БАШКО Иосиф Станиславович - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»
АВИАЦИЯ
БАШКО Иосиф Станиславович - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»
БАШКО Иосиф Станиславович - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»
Звание: Полковник
Даты жизни: 27.12.1888 г. - 31.05.1946 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Иосиф Станиславович Башко родился 27 декабря 1888 года в деревне Кастир Яшмуйжской волости Двинского уезда Витебской губернии. Окончил Белостокское реальное училище в 1908 году.

С 08.09.1908 г. по 06.08.1910 г. обучался во Владимирском военном училище.
06.08.1910 г. выпущен в 13-й саперный батальон.
08.09.1910 г.  прибыл  к батальону,  назначен во 2-ю роту. 
С 01.01.1911 г.  по 06.10.1911  г. - хозяин офицерского собрания.
С 01.09.1911 г. по 06.10.1911 г. - исполнял дела делопроизводителя по хозяйственной части.
С 09.10.1911 г. по 01.09.1912 г. обучался в Офицерской воздухоплавательной школе.
28.09.1912 г. назначен на службу в 7-ю воздухоплавательную роту.
С 03.10.1912 г. - обучающий офицер воздухоплавательного класса.
С 10.10.1912 г. по 21.03.1913 г. - заведующий офицерской библиотекой.
11.11.1912 г. переведен в 7-ю воздухоплавательную роту.
26.03.1913 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
03.08.1913 г. переведен в 4-ю воздухоплавательную роту.
С 10.08. по 01.11.1913 г. обучался в Авиационном отделе.
19.12.1913 г. прикомандирован сроком на один год к постоянному составу школы.
С 19.12.1913 г. по 15.01.1914 г. - младший офицер 2-й роты.
С 08.01. по 28.02.1914 г. - временно заведующий воздухоплавательным и механическим классами.
С 28.03.1914 г. по 25.04.1914 г. — и.д. адъютанта батальона.
30.03.1914 г. переведен в Ковенскую крепостную воздухоплавательную роту.
С 19.04.1914 г. - помощник командира управляемого аэростата «Ястреб».
С 25.04.1914 г. - младший офицер 1-й роты.
18.07.1914 г. прикомандирован к  13-й воздухоплавательной роте.
С 18.07. по 08.10.1914 г. - начальник сигнальной станции.
08.09.1914 г. переведен в 13-ю воздухоплавательную роту.
08.10.1914 г. прикомандирован к Эскадре воздушных кораблей для назначения в одну из команд аэропланов «Илья Муромец».
С 14.10.1914 г. - помощник командира воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
09.12.1914 г. отправлен с командой корабля на театр военных действий.
С 13.12.1914 г. по 11.05.1915 г. находился в составе Эскадры воздушных кораблей в Яблонне, действуя на фронте 1-й и 2-й армий.
С 27.03.1915 г. - временно командующий воздушным кораблем «Илья Муромец-Киевский».
11.05.1915 г. с экипажем воздушного корабля командирован на боевую базу в г. Львов. Совершил перелет Яблонна-Львов.
С 11.05. по 11.07.1915 г. находился на фронте 3-й армии.
С 28.05.1915 г. - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
05.07.1915 г. во время совершения боевого вылета был атакован тремя немецкими истребителями. Получил ранения «в область правого виска, правое ухо и правое колено»
11.07.1915 г. эвакуирован для лечения в г. Петроград.
30.07.1915 г. прибыл по выздоровлению.
30.09.1915 г. командирован на боевую базу в Зегевольд.
С 30.09. по 08.10.1915 г. участвовал в операциях на фронте 12-й армии.
14.12.1915 г. вошел в состав 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей.
С 17.12.1915 г. по 23.04.1916 г. действовал на фронте 7-й армии.
С 04.04.1916 г. - начальник 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей.
08.04.1916 г. при взлете в м. Колодзиевка потерпел аварию и получил при ударе воздушного корабля об землю «сотрясение мозга, сильные ушибы ребер и правой стороны груди».
С 14.06.1916 г. по 06.04.1917 г. участвовал в составе своего боевого отряда в операциях на Западном фронте.
19.07.1917 г. при производстве бомбометания в районе Васильковцев был атакован неприятельскими истребителями, выдержал долгий и тяжелый бой, после чего возвратился на боевую базу на двух моторах.

В январе 1918 г. общим собранием чинов 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей был утвержден в должности начальника боевого отряда, и одновременно избран командиром воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».   
20.02.1918 г.  совершил перелет Станьково-Бобруйск.
21.02.1918 г. во время бегства частей русских армий Западного фронта, ввиду порчи одного из моторов воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский», был вынужден совершить посадку в расположении 1-го Польского корпуса генерала И.Р. Довбор-Мусницкого.
23.05.1918 г., во время разоружения частей 1-го Польского корпуса германскими войсками, прорвавшими фронт, не желая сдаваться в плен, вылетел из г. Бобруйска на неисправном самолете. После пяти часов полета потерпел аварию у с. Желанье Желаньинской волости Юхновского уезда Смоленской губернии. При падении получил общую контузию всего тела, ушибы шеи, ног и спины. Был арестован «Юхновским совдепом по подозрению в шпионаже».
01.06.1918 г. «препровожден под конвоем» в Москву. В начале июля освобожден, «как офицер, имеющий рабоче-крестьянское происхождение».
С 08.07.1918 г. - командующий Северной группой воздушных кораблей.
02.09.1918 г. прибыл к месту стоянки эшелонов Северной группы воздушных кораблей и приступил к формированию «Красной эскадры».
В ноябре 1918 г., в составе Авиационной группы воздушных кораблей РККВВФ, отправлен на фронт.
25.11.1918 г. назначен летчиком-инструктором, с оставлением в прежней должности.
19.02.1919 г. сдал должность начальника Авиационной группы.
29.04.1919 г. Авиационная группа воздушных кораблей РККВВФ переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья-Муромец».
28.08.1919 г. назначен начальником отряда из двух воздушных кораблей на Южном фронте.
С 02.10.1919 г. - и.д. командира 1-го боевого корабля.
27.10.1919 г. возвратился из отряда в дивизион.
С 01.01.1920 г., после переформирования дивизиона, назначен начальником его технической части.
12.05.1921 г. откомандирован в Ставропольский уездный военный комиссариат для увольнения от службы, «как уроженец Латвии».
12.07.1921 г. возвратился в Латвию.
22.07.1921 г. поступил на работу по вольному найму в Латвийский авиационный дивизион. Был прикомандирован в качестве офицера-инструктора и преподавателя теоретических дисциплин к авиационной школе.
09.10.1921 г. принят на службу в авиацию, переименован в чин полковника Латвийской армии.
С 15.03.1922 г. - заведующий технической частью и оружием Авиационного дивизиона.
С 16.03.1923 г.- командир Авиационного дивизиона, по совместительству и.о. командира Технической дивизии Латвийской армии.
С сентября 1926 г., с переформированием Авиационного дивизиона в Авиационный полк, назначен его командиром. С января по август 1929 г. являлся слушателем Военных академических курсов.
С 17.09.1929 г. - начальник штаба Технической дивизии и и.о. инспектора Латвийской авиации.
С 27.11.1933 г. - командир Электротехнического дивизиона.
С 01.02.1935 г. - начальник штаба Технической дивизии.
05.10.1937 г. Техническая дивизия переформирована в Батальон связи армии Латвии.
С 18.02.1938 г. - начальник авиации. Являлся создателем многих пособий и наставлений для летчиков Латвийской авиации. Написал мемуары о Первой мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 г. под заглавием «Над землей врага».
10.05.1940 г. произведен в генералы.
13.08.1940 г. уволен от службы «по болезни». После увольнения проживал в своем имении, в Яшмуйже. В 1943 г., из-за многочисленных травм, полученных в авиационных авариях, частично потерял зрение.
Скончался 31 мая 1946 года.

Чины и звания

Подпоручик - 06.08.1910 г.
Поручик - 01.10.1913 г.
Штабс-капитан - 07.07.1915 г.
Капитан - 21.09.1916 г.
Подполковник - 19.05.1917 г.
Полковник - 18.08.1917 г.

Награды

Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 21.10.1913 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 05.06.1914 г.;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 10.06.1915 г.;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 10.06.1915 г.;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 18.06.1915 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 08.07.1915 г. «...Будучи командиром воздушного корабля "Илья Муромец-Киевский"... 11-го, 22-го и 28-го апреля, 1-го, 4-го, 5-го, 27-го и 28-го мая и 11-го и 14-го июня 1915 г., лично управляя кораблем, произвел 10 боевых полетов по заданию штабов 1-й, 2-й и 3-й армий; находясь во время полетов под обстрелом артиллерийского огня, сфотографировал важнейшие укрепленные пункты и позиции противника; брошенными же с вверенного ему корабля 2 пятипудовыми,2 двухпудовыми, 127 пудовыми и 40 десятифунтовыми бомбами во время этих полетов, было произведено разрушение железнодорожных путей, сооружений, составов и складов стан. Нейденбург, Вилленберг, Лович, Ярослав и Пржеворск, причем 14-го июня брошенными в стан. Пржеворск бомбами был взорван неприятельский поезд с боевым комплектом для артиллерии; в означенных полетах выполнил все данные ему задачи, обнаружил местонахождение неприятельских батарей и доставил своевременно важные сведения о группировке и движении войск противника»;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 28.11.1915 г.;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 26.01.1917 г.;
Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами  и  бантом -  ПАФ  от  05.10.1917г.

Георгиевское  оружие -  ПАФ  от 26.04.1917 г. «за то, что 12-го сентября 1916 г., в районе м. Крево, начальствуя 3  боевым отрядом воздушных кораблей и командуя кораблем "Илья Муромец - Киевский ", с явной для жизни опасностью, управляя кораблем, под губительным артиллерийским огнем и противодействием авиации противника, прорвался в глубокий тыл его у м. Боруны, сброшенными с корабля бомбами нанес существенный ущерб врагу и, несмотря на сильный огонь и появление в воздухе авиации неприятеля, самоотверженно действуя, оставался над Борунами в течение 10 минут, пока корабль не сбросил все бомбы, чем содействовал удачному выполнению общей задачи».
Высочайшее благоволение - 20.05.1916 г.

За период службы в Латвийской армии награжден:
латвийским орденом «Трех звезд» 3-й ст. - 1929 г.,
чехословацким орденом «Белого льва» 3-й ст. -1933 г.,
эстонским орденом «Орла» 3-й ст. - 1933 г., финским орденом «Белой розы» 3-й ст. - 1933 г.,
крестом Ватикана «Benemerenti» 2-й ст. - 1933 г.,
польским орденом «Возрождения Польши» 3-й ст.,
латвийским «Крестом айзергов» - 1935 г.,
латвийским орденом «Виестура» 2-й ст. - 1939 г.



Источники:

Архивные источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26933. Л. 103-104; Ф. 400. Оп. 12. Д. 27022. Л. 103-112, 114, 116, 120, 123; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 3321 (1911 г.); Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2605. Л. 59 об.; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 958; Ф. 2094. Оп. 1. Д. 32. Л. 5. РГВА. Л/д. 164—213. LVVA (Латвийский государственный исторический архив). Ф. 5601. Оп. 1.Д.452.
 

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты