АВИАЦИТАТА

...За последнее время было несколько случаев, когда летчик при спуске самолета "блерио" гоночного типа, видя, что его наносит на какие-нибудь местные предметы, на ходу выскакивал из самолета, причем каждый раз летчик получал тяжелые увечья. Между тем, практика школы ОВФ показала, что при ударах о местные предметы ломаются самолеты, но летчики остаются невредимы, поэтому безусловно воспрещаю на ходу выскакивать из самолетов.

начальник Севастопольской авиационной школы полковник С.И.Одинцов, 1911 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 Декабря

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия КОНСТРУКТОРЫ Исследователи, ученые МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович
АВИАЦИЯ
Категории: Можайский
МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович
МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович
Даты жизни: 9.03.1825-20.03.1890
Страна: Россия
Разработки: первый самолет
Биографическая справка:

Александр Фёдорович Можайский - русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр-адмирал.
Родился в Роченсальме (ныне Котка) в Финляндии, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского. 19 января 1841 г. А.Ф. Можайский блестяще заканчивает петербургский Морской кадетский корпус, причём, не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей.

В 1841-62 и 1879-82 Можайский служит в военно-морском флоте, в 1862-79 - в гражданских ведомствах.

За время службы на флоте Можайский ходил на судах различной конструкции по Белому, Баренцеву, Норвежскому, Северному и Балтийскому морям. То были последние годы существования военного парусного флота, новые паровые суда шли на смену парусным. В 1852 году его назначают в состав экипажа одного из первых русских военных пароходов "Усердного". Во время годового плавания на "Усердном" Можайский ознакомился с двигателем, который оказал влияние на все развитие промышленности, транспорта и военного кораблестроения XIX столетия и до конца века оставался единственным типом двигателя, на базе которого можно было решить задачу полетов по воздуху.

В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на фрегате "Диана" совершил кругосветное путешествие через Атлантический и Тихий океаны в Японию.
Фрегат потерпел крушение во время землетрясения у острова Хонсю, после чего личный состав "Дианы" по чертежам и под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Сам Можайский на различных судах вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

В 1858 году А.Ф. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, во время которой составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции он в течение двух лет ходил по Балтийскому морю на 84-пушечном винтовом корабле "Орел". В 1860-1861 годах руководил оснащением и установкой паровой машины на винтовом клипере "Всадник", капитаном которого позже был назначен.

В 1863 году в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, прослужив во флоте 22 года, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы 1861 года.
Он командируется на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, а в 1873 году был выбран почетным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии.
Выйдя в отставку, он начинает активно интересоваться научными разработками по воздухоплаванию.

В 1879 году капитан I ранга Можайский вновь зачислен на действительную военную службу и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

Конструкторская деятельность

Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 г., когда он начал вести тщательные наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев.
В 1872 г. после ряда кропотливых исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц.
Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позднее Можайского.

Затем с 1873 по 1876, он испытывает различные конструкции змеев. Постепенно увеличивая размеры, он подбирает необходимую площадь змея и добивается такой грузоподъемности, что осмеливается подняться на нем в воздух сам.

Таким образом, он первым в мире летал на воздушных змеях, опередив на 10 лет французского испытателя Майо (1886), на 18 лет англичанина Баден-Поуэла (1894) и на 20 лет австралийца Харгрэва (1896).

Кроме этого, А.Ф. Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолета.

Модель, названная им "летучкой", состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом 3° была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу создавали три воздушных винта, один из которых располагался в носу лодочки, а два других- в специально сделанных прорезях крыла. Винты приводились в движение заведенной часовой пружиной. Рулевые поверхности (горизонтальная и вертикальная) были вынесены назад. Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. На испытаниях в Петербургском манеже модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек с дополнительной нагрузкой в виде офицерского кортика.

Воодушевлённый успехом своей модели, Можайский приступает к детальной разработке проекта своего летательного аппарата в натуральную величину.
(см. Первый русский самолёт Можайского А.Ф.)

До сих пор с точностью не установлено, осуществил ли данный самолёт взлёт. После первого неудачного испытания самолёта, не успев внести правки в свой проект, в марте 1890 г. выдающийся изобретатель скончался.
Контр-адмирала похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга. Уже в наше время, в 1977 году, силами Академии им. А.Ф. Можайского был установлен памятник на могиле выдающегося человека, который в конце жизни написал о себе: "Я желал быть полезным своему Отечеству..."

Чины и звания:
Мичман – 1842
Лейтенант - 1849
Капитан-лейтенант – 1859
Капитан 2 ранга - 1866
Капитан 1 ранга – 1869
Генерал-майор – 1882
Контр-адмирал - 1886



Интересные факты и легенды:

Во время пребывания на японском берегу Можайский, будучи талантливым зарисовщиком, зафиксировал характерные особенности архитектуры, жизни и быта японского народа. По возвращении на Родину художник привез более 20 картин, которые и сегодня хранятся в Военно-Морском музее г. Санкт-Петербурга.
С 1950 г. его имя носят поселок и железнодорожная станция Дудергоф, близ которых происходило первое в истории человечества испытание самолета. На южной окраине Красного Села установлен памятник-бюст А.Ф. Можайскому.
Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. - им. А.Ф. Можайского).
В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
Именем А. Ф. Можайского назван Военный инженерный краснознаменный институт в Санкт-Петербурге
Именем А. Ф. Можайского названа формула.


Источники:
  • Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. — Л.: Молодая гвардия, 1951.
  • Захаров В. П. Первый военный аэродром. – М.: Воениздат, 1988. – c. 12-24.
  • Король В. Самолет начинался так... – Ленинградская правда. – 1990. – 26 мая. – c. 4.
  • Бычков В. Первый русский самолёт. – Крылья Родины. – 1986. - №1. – с. 32


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты