АВИАЦИТАТА

...Открывая путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе над воздухом.

Зверева Л.В.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 Ноября
13 ноября 1907 г.
Во Франции состоялся первый свободный полет вертолета и первый полет вертолета продольной схемы конструкции Поля Корню. Вертолет под управлением двигателя в 24 л.с. поднялся в воздух на высоту полтора метра на глазах восторженной публики. Полет длился 20 секунд.
13 ноября 1881 г.
Родился первый русский летчик Михаил Ефимов.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Отечественные воздухоплаватели Кованько Александр Матвеевич - начальник Учебного Воздухоплавательного парка, основоположник военного воздухоплавания
АВИАЦИЯ
Кованько Александр Матвеевич - начальник Учебного Воздухоплавательного парка, основоположник военного воздухоплавания
Кованько Александр Матвеевич - начальник Учебного Воздухоплавательного парка, основоположник военного воздухоплавания
Звание: Генерал-лейтенант
Даты жизни: 4 (16) марта 1856 года - 20 апреля 1919 года
Страна: Российская империя

Биографическая справка:

Александр Матвеевич Кованько родился в семье горного инженера, в Санкт-Петербурге, в Эртелевом переулке (сейчас улица Чехова).
Учился в Ларинской и 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии. После окончания Николаевского инженерного училища в 1878 г. Кованько в чине подпоручика переходит в 1-й понтонный батальон, который в то время содержал мостовые переправы на Дунае.
В мае 1878 года в составе батальона Кованько несет войсковую службу на территории Турции.
В ноябре того же года Кованько был зачислен в переменный состав офицерского класса Технического гальванического заведения. По окончании курса прикомандирован к лейб-гвардии Сапёрному батальону и затем переведен в него.
Уже в это время он демонстрирует талант изобретателя. Из изобретений его за этот период были отмечены: подводный минный разъединитель и сигнализационный пожарный аппарат.
За последний Кованько в 1883 году получает от Императорского русского технического общества большую медаль.

С целью ликвидации отставания России в сфере воздухоплавания в 1884 году военный министр генерал П. С. Ванновский издает приказ о создании специальной «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Кованько назначается секретарём данной комиссии и в дальнейшем полностью посвящает себя воздухоплаванию.
В феврале 1885 года история развития воздухоплавания  в России получает новый импульс - была создана первая «Кадровая команда военных аэронавтов», командиром которой был определен 28-летний поручик Александр Матвеевич Кованько.

Команда была размещена зимой 1885 года на территории бывшего артиллерийского полигона, на Волковом Поле, окраине Санкт-Петербурга.

К этому времени из Франции были доставлены первые аэростаты – и первый полёт на аэростате с целью обучения осуществляли Кованько и подчинённые ему офицеры.
В кадровой команде проводились опыты по боевому применению аэростатов: сигнализация с воздушных шаров посредством разноцветных лампочек, освещение местности с аэростата прожектором, участие в маневрах войск, розыск затонувших судов, первые аэрофотосъёмки… 18 мая 1886 года Кованько впервые выполнил воздушное фотографирование Петербурга с высоты 800 метров – результатом стал отличный снимок стрелки Васильевского острова, обошедший страницы многих научных и популярных изданий.

Появление команды аэронавтов положило начало отечественному военно-воздушному флоту, так как спустя пять лет команду реорганизовали в Учебный Воздухоплавательный парк, а еще через десять он стал офицерской воздухоплавательной школой с двумя отделениями — Воздухоплавательным и Авиационным, базировавшимися в Гатчине. Именно здесь были подготовлены первые летчики в России.
Все это время – 33 года - Александр Матвеевич возглавлял данное направление.
За этот период на гатчинском военном поле силами возглавлявшегося им учебного заведения был оборудован аэродром — первый военный аэродром России. В 1906 году Александр Матвеевич ставит перед Главным инженерным управлением Военного ведомства вопрос о создании при Учебном Воздухоплавательном парке аэродинамической лаборатории.
В 1894 году Кованько представляет в Императорское русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального винта (пропеллера) к нему.
В русско-японской войне 1904-1905 гг. Кованько принимает участие как командир первого Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Тогда к применению аэростатов в войне было еще довольно скептическое отношение, тем не менее, именно аэростаты принесли большую пользу в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура. Опыт боевого использования военных аэростатов позволил русскому командованию принять решение о формировании еще двух воздухоплавательных батальонов.
По отзывам многих начальствующих лиц, наши воздухоплаватели принесли на войне немалую пользу: наблюдения с привязных шаров во многих случаях углубляли и дополняли разведку; фотография и съемки давали недурной ориентировочный материал (Сандепу); корректирование орудийной стрельбы зачастую оказывало большую помощь артиллеристам. За Сандепу Кованько был награжден мечами к ордену святого Владимира 3 степени, за мукденские бои он получил Золотое оружие, а после войны, вернувшись к обязанностям командира учебного воздухоплавательного парка, был произведен в генерал-майоры.
В 1908 году генерал Кованько едет за границу – досконально изучать аэропланное дело. Вернувшись в Россию, Александр Матвеевич уже был твердо уверен в том, что России нужно самим создавать авиацию. «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, нельзя зависеть от иностранных заводов. Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими, – говорит генерал. – Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения…Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».
 Дом, в котором проживал Кованько 
Мемориальная доска, установленная на здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы

  
«Александр Матвеевич Кованько»
 Дом, в котором проживал Кованько.
Гатчина, ул. Чкалова, дом 10
 
 Мемориальная доска, установленная на здании
бывшей Офицерской воздухоплавательной школы
(нынешний адрес Санкт-Петербург, улица Парковая, дом 5-7)
  Медаль Русского Воздухоплавательного Общества
«Александр Матвеевич Кованько»

Сегодня Кованько известен как организатор первых в мире полетов на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмoсферы и изучения влияния полета на организм человека. Он настойчиво добивался производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил к внедрению несколько своих конструкций.
Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолетов.

Кроме всего прочего,  Александр Матвеевич Кованько был незаурядным публицистом. История развития воздухоплавания в России прослеживается по его трудам: В 1910 году Петербургским университетом был издан его «Очерк военного воздухоплавания в России».
Многие исследования и предложения Кованько как по воздухоплавательной, так и общевоенной технике, изложены им в ряде статей (выходивших и отдельными изданиями). Его исследования в области воздушной атмосферы, совершенные при подъемах на большую высоту, снискали ему в 1899 г. звание члена-корреспондента Главной физической обсерватории в Петербурге. С 1898 года Кованько – член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета.

 Могила генерала А.М. Кованько в Одессе. Фото из архива Е.Е. Сергеевой, внучки генерала Александра Матвеевича КованькоМогила генерала А.М. Кованько в Одессе. Фото из архива Е.Е. Сергеевой, внучки генерала Александра Матвеевича Кованько«За совокупность изобретений и за пользу вообще, принесенную воздухоплавательной науке» Кованько А.М. присуждается высшая награда – Гран-при Парижской Всемирной выставки в Сан-Луи (США). Ряд иностранных научных обществ избирает русского воздухоплавателя своим почетным членом. В том, что к началу первой мировой войны русский воздушный флот по количеству самолетов – 267 единиц – был на втором месте в мире, уступая лишь Германии, огромная роль заслуга принадлежит Кованько.

После завершения Первой мировой войны, в 1918 г. Кованько вышел в отставку. Он уезжает на лечение в Одессу, где 20 апреля 1919 г. скончался в военном санатории.
В апреле 1924 года, к пятилетию смерти A.M. Кованько, журнал Академии Красного Воздушного Флота «Воздухоплаватель» писал: «История жизни A.M. Кованько есть история русского воздухоплавания. Редко можно встретить другой пример, когда человек кладет такой отчеканенный и ясный отпечаток своей личности на созданное им дело...»

Награды
Орден Св. Станислава 2-й степени (1893);
Орден Св. Анны 2-й степени (1895);
Орден Св. Владимира 3-й степени (1901);
мечи к имеющемуся ордену Св. Владимира 3-й степени (1905);
Золотое оружие (1907);

Материал подготовила: Катерина ЛАГОДА



Интересные факты и легенды:

Кованько – фамилия потомственных полтавских казаков. В «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» также включен герб рода Кованько.

Отец Александра Матвеевича Кованько – небогатый служилый дворянин Матвей Иванович Кованько - скончался в возрасте 45 лет, оставив вдову с девятью детьми. Однако все дети получили хорошее воспитание и образование, в том числе и Александр.

Александр владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал маслом, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция из нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем Кованько. Сохранились его расчеты устройства скрипки.

В годы зарождения воздухоплавания в России без его участия не проходил практически ни один полет на аэростате. Известен полет на воздушном шаре Д.И. Менделеева 8 августа 1886 года для наблюдения солнечного затмения, который проходил при участии Кованько. Полёт на аэростате был рискованным, но благополучным. Случались и аварии: Александр Матвеевич четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе, однако это ничуть не ослабило его огромного интереса к воздухоплаванию.

В 1887 году Кованько венчается с Елизаветой Поповой – дочерью адмирала Андрея Александровича Попова, создателя первого русского броненосца «Петр Великий». У Александра Матвеевича и Елизаветы Андреевны было семеро детей: Вера, Александр, Надежда, Андрей, Елизавета, Александра и Варвара. Все дети жили в Воздухоплавательном парке, в офицерском доме. Оба сына Кованько стали лётчиками, авиаторами были и его зятья (мужья дочерей Веры и Надежды) – Роберт (в крещении Антоний) Нижевский и Михаил Ивков.

В 2008 году для поощрения заслуг и стимулирования новых достижений в области воздухоплавания Русское Воздухоплавательное Общество совместно с Федерацией воздухоплавания России и Воздухоплавательной службой ВВС учредили медаль "Александр Матвеевич Кованько" в честь основоположника русского воздухоплавания генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько. Этой медалью награждаются граждане России и зарубежных государств за особые заслуги перед российским воздухоплаванием.




Источники:
  • 1. Владимиров В. Слово о Кованько-старшем. – Гатчинская правда. – 1985. – 28 авг. – c. 3; 3 сент. – c. 3.
  • 2. Мороко В.А. Пионер воздухоплавания и авиации. – Гатчинская правда. – 1981. – 14 марта. – c. 4.
  • 3. Николаев В. Пионер воздухоплавания и авиации. – Гатчинская правда. – 1979. – 17 марта. – c. 3; 20 марта. – c. 3.
  • 4. В. Владимиров, В. Николаев Слово о A.M. Кованько
  • 5. Захаров Владимир Петрович "Первый военный аэродром"
  • 6. Бойко Ю. С., Турьян В. А. Голубая мечта столетий. М.: Машиностроение, 1992.
  • 7. Кротова М.К. "Расставаясь с родным мне парком..."
  • 8. Советская военная энциклопедия, том 4.
  • 9. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. М. 1956;
  • 10. История воздухоплавания и авиации в СССР. М. 1944.
  • 11. Советский патриот. № 36. 1991.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2018 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты