АВИАЦИТАТА

Аэроплан является изобретением дьявола и никогда не сыграет какой либо роли в таком серьезном деле, как защита нации, мой мальчик!
Сэр Сэм Хьюз, канадский министр милиции и обороны, в разговоре с МакКарди, 1914.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 Декабря
12 декабря 1915 г.
Состоялся первый испытательный полёт первого в мире цельнометаллического свободнонесущего моноплана Гуго Юнкерса «Ю-1» («Жестяной осел»).

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Онуфриев А. Морская авиация в Гражданской войне
АВИАЦИЯ
Онуфриев А. Морская авиация в Гражданской войне Онуфриев А. Морская авиация в Гражданской войне

Морская авиация начала создаваться у нас где-то лет 10 тому назад. Как новое, еще не полно окрепшее оружие, морская авиация не могла иметь решающее боевое значение в годы гражданской войны. Недостаток полноценных боевых аппаратов, слабая техника, отсутствие специального снабжения, острый недостаток авиационного топлива — все это, конечно, крайне тяжело отражалось на боеспособности авиации. С потерей передовых авиационных баз на Балтийском и Черном морях, с подрывом материально-технической части морская авиация в середине 1918 г. очутилась в крайне тяжелом положении.

События, развернувшиеся с середины 1918 г., создание контр-революцией военных фронтов вокруг молодой советской республики, потребовали от нашей партии и от рабоче-крестьянских масс мобилизации всех сил для обороны завоеваний Октября. Из красногвардейских отрядов стали формироваться первые регулярные части Красной армии. Из революционных моряков формировались боевые отряды, бронепоезда, а на водных путях организовывались красные речные и озерные флотилии. Одновременно с созданием красных военных флотилий на водных рубежах стали разворачиваться эскадрильи морской авиации. Надо отметить, что наши авиаторы, несмотря на недостаток материально-технических средств, быстро, со всем революционным энтузиазмом принялись за формирование отрядов морской авиации на всех главнейших водных рубежах революционного фронта. В острый период гражданской войны в 1918—21 гг. морская авиация помогала красным военным флотилиям на основных фронтах: Волги, Камы, Сев. Двины, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Воздушная разведка, бомбометания и истребительные действия нашей морской авиации оказывали существенную боевую помощь красным военным флотилиям в борьбе против белогвардейских банд и белых военных флотилий.

Недостаток материально-технической части морской авиации покрывался храбростью и революционным энтузиазмом летного состава. Морские летники, не жалея сил и своей жизни, выполняли оперативные задания. Несколько десятков лучших морских авиаторов погибли за годы гражданской войны при выполнении своего революционного боевого долга.

Морская авиация, как и военный флот, вышла из гражданской войны ослабленной и разрушенной до крайних пределов. Аппараты и материальная часть износились до конца, опытный морской летный состав выбыл из строя почти целиком.

Отсутствие своих боевых морских самолетов вынудило обратиться на заграничный рынок; однако это оказалось неудачной попыткой, не давшей сколько-нибудь серьезного улучшения боевой ценности нашей морской авиации. Иностранные фирмы, пользуясь затруднительным положением Советского Союза и неопытностью технических приемщиков, дали малоценные, низкого качества самолеты.

В первое время по окончании гражданской войны недостаточно широко и уверенно велась подготовка новых кадров морских летчиков и авиационного состава. Постоянная реорганизация, отсутствие средств и опытного учебного аппарата. задерживали должное развитие учебного дела и боевой подготовки к морской авиации. Как в отношении комплектования, так и учебно-боевой подготовки морской авиации не было твердого порядка и системы. Отсутствовала также органическая деловая связь морской авиации со всем строительством Красного флота. Эти причины привели к тому, что наша морская авиация по сравнению со всей сухопутной авиацией очутилась на самом низком уровне.

По приходится доказывать, какое громаднейшее значение в обороне страны имеет авиация вообще и в частности морская авиация для морской обороны. За последние годы техника авиации во всем мире двинулась значительно вперед. Во всех странах морская авиация является неотъемлемой частью общей морской вооруженной силы.

Почти все современные корабли, начиная от дредноутов, кончая крейсерами и подводными лодками, имеют на себе определенное количество морских самолетов. Так же, как пушка или торпеды, самолеты являются неотъемлемой боевой частью корабля. В будущей войне авиация, невидимому, займет не последнее место в морском бою. Уже теперь за границей созданы специальные типы кораблей "авионосцы", обладающие большой скоростью хода, с сильным вооружением, и несущие на себе от 50 до 80 боевых самолетов. „Авионосцы" предназначены действовать в эскадренных боях совместно со всем военным флотом. Морская прибрежная авиация в свою очередь заполняет собою береговую крепостную оборону и поэтому должна быть также самым теснейшим образом связана с флотом.

Книжка тов. Онуфриева, старого моряка-авиатора, дает описание боевых действий морской авиации в годы гражданской войны и освещает знамение гидро-авиации для морской обороны Советского Союза. Книжка тов. Онуфриева издается в момент,когда промншленно-фиианеовое состояние советского государства позволяет уделить больше средств и внимания на оборону, в частности на укрепление Красного флота и морской авиации. Эта книжка даст возможность каждому комсомольцу, рабочему и крестьянину ближе ознакомиться с морской авиацией, а следовательно, активнее привлечь широкие трудящиеся массы к работе по морской обороне Советского Союза.


В. Зоф, 8 июля 1925 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткое описание истории морской авиации в гражданской войне, ее совместная боевая деятельность с Красным морским флотом и флотилиями может служить лишь общими предпосылками на ее значение в будущей возможной войне, когда рабочим и крестьянам придется бросить свой мирный труд, взяться за винтовку на защиту социалистического строительства. Капиталистический мир еще живет в бессильной злобе от неудавшихся попыток задушить Союз ССР. Экономическим путем, возможно, неоднократно и силой оружия враги попытаются сломить сопротивление власти советов. Нужно быть готовым и к тому, что вся тяжесть силы вооружения л совершенной техники будет направлена и испытана на плечах рабоче-крестьянских масс СССР. Нужно быть готовым на вызов, дать должный отпор, который будет мощным, когда техника вооружения Красной армии и Красного флота будет стоять на должной высоте совершенства и будет соответствовать моральной силе и закаленности бойцов. Хочешь мира — готовься к войне. Хочешь победы на море — усиляй морскую авиацию. Таков лозунг наших дней.

Комсомол! Тебе вручена оборона морских границ СССР. Ты призван изучать сложнейшую технику морского флота. Комсомол, изучение техники только морского флота недостаточно для победы над противником в море и для обороны границ. Ты должен изучить не менее сложную технику морской авиации. Ты должен знать равным образом ее героическую историю совместных боевых действий с Красным морским флотом в эпоху гражданской войны. Изучив сложную технику и всесторонний опыт гражданской войны, ты будешь непобедимым врагом на море.

Помни одно: хочешь полной победы на море, усиляй и всесторонне изучай морскую авиацию.


Онуфриев А. Морская авиация в Гражданской войне (под редакцией и с предисловием т.Зофа) - М.Л.: Молодая Гвардия, 79 с. 1925 г.




Скачать


Содержание


В. 3оф. Предисловие
Морская авиация в империалистическую войну
Революционный период
Период формирования 1918 года
Боевая деятельность морской авиации за 1919 год
    Морская авиация на северном фронте
Петроградский фронт
    Волжский дивизион
    Каспийский дивизион
    Отдельные отряды
    Днепровский гидро-отряд
Морская авиация в 1920 году
Будущее морской авиации
Заключение

Комментарии


Источники


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты