АВИАЦИТАТА

Третий недостаток аэропланов - их бешеная, неизбежная скорость полета, достигающая 60-70 верст в час.

Н.Баруздин "Главнейшие недостатки аэропланов". Варшава, 1909.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

07 Декабря

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЗАКУЦКИЙ Александр Васильевич
АВИАЦИЯ
ЗАКУЦКИЙ Александр Васильевич
ЗАКУЦКИЙ Александр Васильевич
Звание: поручик, военный лётчик
Даты жизни: 09.06.1883 - 02.07.1912
Страна: Российская империя

Биографическая справка:

5 февраля 1910 года императором Николаем II был издан указ о создании воздушного флота. К ноябрю 1910 года в Севастополе было закончено оборудование школы авиации и аэродрома, доставлено из Франции необходимое количество самолетов “Фарман”, “Блерио”, “Ньюпор”, “Антуанет 2 T”. Из различных родов войск отобраны лучшие офицеры для  обучения, в числе которых был поручик 170-го Молодечненского полка Александр Васильевич Закуцкий.

Уроженец области Войска Донского, после окончания Виленского пехотного юнкерского училища, Закуцкий был выпущен в полк. Изъявил желание обучаться пилотированию и был направлен в офицерскую школу авиации.

В приказе офицерской школы авиации ОВФ №153 от 4 ноября 1911 года указано… “Сего числа поручик Закуцкий сдал экзамен на летчика…”  Поручик был в числе третьего выпуска знаменитой авиашколы.


В письме своей жене - личной почетной гражданке Вильно (в наст.время - Вильнюс, Литва) Марии Казимировне, А.В. Закуцкий пишет: “…Летаю я теперь много, пользуюсь тем, что имею аппарат и стараюсь наловчиться на “Блеріо” так-же как на “Фармане”. В этом же письме после полета на 70-сильном “Блерио” “…подходит Мурузи, поздравляет…”(Подполковник генерального штаба князь А.А Мурузи с 8.11.1912 года - начальник Офицерской школы авиации в Севастополе.)

2 июля 1912 года во время полета на самолете “Фарман Б-4” (по данным РГВИА - на "Блерио") поручик Закуцкий трагически погиб во время полета над Александро-Михайловском лагерем на реке Кача под Севастополем.

В течение 1912 года в Севастопольской авиационной школе произошло несколько авиакатастроф с гибелью летчиков: штабс-капитана Ф.Ф.Леона и В.Н.Яниша (26 января 1912 г.), поручика В.А. Альбокринова с солдатом А. Сониным (12 марта 1912 г. близ станции Сарабуз), поручика А.В. Закуцкого (2 июля 1912 г.)


поручик А.В. Закуцкий за штурвалом Фармана-4.

В приказе №204 по 170-му Молодечненскому полку от 2.07.1912 года указано: “… Честь и слава герою, подвергавшего свою жизнь ежедневной смертельной опасности, сложившему свою голову ради победы чести и славы Царя и Родины.

Предписываю во всех ротах и взводах иметь портреты героя поручика Закуцкого , дабы напоминание о нем учило бы Молодечненцов как надлежит служить Царю и родине…

”В книге, изданной к 300-летию царствования дома Романовых, есть такие слова: “… 2 июля на р.Кача погиб поручик Александр Васильевич Закуцкий. Жертв искупительных просит всякое великое дело незабвенным в истории русской авиации останутся имена ее первых мучеников. Вечная память героям!...”


лётчик Закуцкий с летнабом.

Военный лётчик А.В. Закуцкий был похоронен в Вильно на русском православном кладбище.

Четыре месяца спустя, 30 октября 1912 года, у Марии Закуцкой родился сын - Александр Александрович. Восприемником от Святой купели (крестным) стал Его Императорское величество Николай II. В 1914 году М.К. Закуцкая с двумя детьми Валентином и Александром эвакуировались на Северный Кавказ. Жили в Моздоке, а затем в Пятигорске. В 20-х годах второй раз вышла замуж.

В августе 1941 года Александр Александрович Закуцкий ушел на фронт. Защищал Севастополь, воевал под Сталинградом, участвовал в освобождении Вены.


Автор биографической справки:
Валентин Александрович Фомиченко-Закуцкий.
Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Валентину Александровичу за любезно предоставленные для электронной публикации материалы и фотографии из личного архива.
Будем благодарны за любые уточнения и дополнения.



Источники: Материалы из личного архива А.В.ФОМИЧЕНКО-ЗАКУЦКОГО

Иллюстрации:

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты