АВИАЦИТАТА

Замечательные опыты, произведенные в 1908 - 1909 годах, позволяют утверждать, что механический полет возможен и что его применение зависит лишь от окончательной выверки и усовершенствования машинной части, безукоризненного хода мотора и степени обучения пилота.

Авиация в военном деле. Воздухоплаватель, 1913 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 Мая
30 мая 1869 г.
Родился знаменитый итальянский военный теоретик, дивизионный генерал Джулио Дуэ, создавший  теорию о ведущей роли авиации, которая, завоевав господство в воздухе, способна решить исход войны.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Офицерская школа морской авиации (Петроградская)
АВИАЦИЯ
Категории: ОШМА,  морской летчик
Офицерская школа морской авиации (Петроградская)

Офицерская школа морской авиации (ОШМА) стала родоначальником всей системы военного образования в Морской Авиации России и является, пожалуй, единственным авиационным учебным заведением Морской авиации ВМФ, сохранившимся до наших дней (хотя и в изменённом виде), и в июле 2010 г. отпраздновала 95-летний юбилей.

К началу Первой мировой войны морская авиация Российской империи организационно входила в состав службы связи флотов. Оперативное руководство на каждом флоте возлагалось на командующего морскими силами, а общее руководство — на Морской Генеральный штаб.

18 мая 1915 г. помощник морского министра и начальник Морского Генерального Штаба вице-адмирал Александр Иванович Русин обратился в воздухоплавательное отделение Морского Генерального Штаба к ст. лейтенанту А.А.Тучкову (занимал пост начальника этого отделения) с письмом за №7041/1693, содержащим указание об открытии в Петербурге или его окрестностях офицерской школы Морской Авиации.

25 июня 1915 г. А.И.Русин обратился к директору таможни С.А. Шателену с просьбой выделить часть территории Петроградского торгового порта, занимаемую этим ведомством и уже на другой день получил положительный ответ.

Работы по созданию школы велись достаточно быстро. 10 июля 1915 г. в помещении отдела воздушного флота прошло заседание особого комитета по усилению флота, где вплотную обсуждались вопросы строительства и оборудования школы на Гутуевском острове.

16 июля Тучков обратился к Великому Князю Александру Михайловичу с просьбой передать четыре из имеющихся 10 лодок производства завода Щетинина для Гутуевской школы. Остальные шесть лодок должны были отправиться в Севастополь. Одновременно закупается большой ангар и решается вопрос с его установкой в конце дамбы. Через помощника начальника Морского Генерального Штаба капитана 1 ранга графа А.П. Капниста велись переговоры о передаче блокшива «Моряк», для временного обустройства персонала школы. Для этих же целей 10 сентября Тучков просит из Ревеля пароход «Екатерина», который, хотя и не без труда, получает.

28 июля 1915 г. в Петрограде, на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого Князя Александра Михайловича, состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы Морской Авиации.

Начальником школы назначили старшего лейтенанта А.А. Тучкова, инструкторами лейтенанта Фриде и ученика-летчика Грузинова. В числе авиамехаников новой школы состоял унтер-офицер, впоследствии морской летчик генерал-майор авиации С. Столярский, в ней же работал и учился гардемарин Б. Чухновский.[4]

Деятельность Офицерской школы морской авиации в годы Первой мировой войны

Первоначально школа подчинялась отделу воздушного флота, а не Морскому ведомству. Обучение личного состава школы проводилось на четырёх гидросамолётах М-5 конструкции Д.П.Григоровича. К концу 1915 г. уже насчитывалось 7 школьных аппаратов М-5. Кроме того, имелись 2 летающие лодки FBA. В первое время курсанты допускались к обучению в ОШМА только после сдачи теоретических экзаменов на теоретических курсах, поэтому обучение проводилось в два этапа: на Гутуевском острове проводились исключительно учебные полёты, теоретическую часть изучали на курсах при Петроградском политехническом институте. Последний набор на эти курсы состоялся в марте 1917 г., а всего в 1913-1917 гг. было выпущено 315 слушателей.[3]

После первого в России гидроаэродрома, созданного в 1912 году при Опытной авиационной станции, морские летчики получили второй в Петрограде участок акватории, оснащенный всем необходимым для летной эксплуатации гидросамолетов, их обслуживания и хранения.

По состоянию на начало октября 1915 г., в Петроградской авиашколе обучилось 20 офицеров и 27 нижних чинов — авиационных унтер-офицеров, курсантов из охотников и матросов. Основным летчиком-инструктором был отличный морской летчик Г.А. Фриде. В 1915 г. школа выпустила 16 морских летчиков. Именно этим выпуском практически начата летопись славных дел морских летчиков России.[2]

Поскольку обучение полётам в условиях зимней Балтики было затруднительно, было принято решение о создании в г. Баку на Каспийском море отделения Петроградской ОШМА, которое было открыто в ноябре 1915 г.

Петроградская ОШМА вновь приступила к работе 12 мая 1916 г. По состоянию на 1.07.1916 г. в ней обучалось уже 120 курсантов.

В конце лета 1916 г. было утверждено временное «Положение о центральном воздухоплавательном складе, авиационных мастерских и испытательной станции морского ведомства», школа морской авиации получила в заведование Опытный аэродром (иначе - испытательная станция) на Крестовском острове. Поблизости расположились сдаточные станции авиационных предприятий С.С. Щетинина (Первое Российское товарищество Воздухоплавания), В.А. Лебедева и Ф.Мельцера. Кроме известных адресов на Гутуевском острове и в Гребном порту Петрограда, склады и базы ремонта морских авиаторов располагались ещё и на Комендантском аэродроме.[3]

К началу кампании 1917 г. школа была передается в подчинение Морского ведомства.

Для получения звания морского летчика требовалось: детально знать двигатель самолета, на котором летчик обучался, уметь производить его разборку, сборку, регулировки и определять неисправности; знать все приборы и инструменты, применяемые в процессе эксплуатации самолета. Летная часть программы включала: полет продолжительностью 1,5—2 ч, связанный с решением тактических задач; полет на высоте не менее 500 м; планирование с высоты 100 м, завершающееся посадкой на воду. К экзаменам допускались летчики с общим налетом не менее 6 ч.[4]

С 25.02.1917 г. Петроградская офицерская школа Морской Авиации стала именоваться 2-м дивизионом Воздушной бригады особого назначения флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Начальником дивизиона был назначен лейтенант Б.Р. Миклашевский.

Приказом исполняющего обязанности морского министра капитана 1 ранга Б.П .Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения ФСЛО был расформирован. Входившие в её состав 2-й дивизион с августа получил прежнее название Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Таким образом, школа стала самостоятельным военно-учебным заведением, наравне с Бакинской офицерской школой Морской Авиации и Красносельской морской школой воздушного боя.

(к тому времени в середине 1917 г. Бакинский филиал ОШМА получил самостоятельный статус и стал именоваться Бакинской офицерской школой Морской Авиации).

Согласно постановлению Адмиралтейств-Совета №5106 от 25 мая 1917 г. и указа Правительствующего Сената №7673 от 07 июля 1917 г., Петроградская ОШМА с 21 августа переводится в Ораниенбаум, где в её состав влился Чудской гидроавиационный отряд воздушной дивизии Балтийского моря.

После октябрьского переворота 1917 г., в связи с отменой в России званий и сословий, слово «офицерская» было изъято из наименования школы, и она стала именоваться школой Морской Авиации (да уж, теперь офицерам стала недоступна дешевая аренда квартиры - пришли совершенно новые времена - прим. Ред.).

По штатам на 1 декабря 1917 года школа имела в своём составе 10 отрядов и 78 учеников-лётчиков. Самолётный парк располагал следующими аэропланами: 12 гидросамолётов М-5 и М-9, из которых годными к эксплуатации были только пять.

Деятельность школы в годы Гражданской войны

В связи со складывающейся неблагоприятной обстановкой на Северо-западном фронте, 7 марта 1918 г. приказом по Управлению Морской Авиации №243, Петроградская (Ораниенбаумская) школа Морской Авиации перебазировалась из Ораниенбаума в Нижний Новгород. Уже 8 июля 1918 г. она получила новое наименование  - Нижегородская школа Морской Авиации.

В Нижнем Новгороде нефтеналивная баржа «Евпраксия» была переоборудована в плавучую базу-школу для курсантов. На барже были построены помещения для хранения гидросамолетов, спуски с борта к воде, подсобные помещения, ремонтные мастерские. В начале 1919 г. баржа на буксире по Волге была отведена в Самару, где она оставалась до окончания боевых действий на Волге и Каме. В эти дни обучение полетам, естественно, почти не велось. Летчики и самолеты, базировавшиеся на барже, участвовали в боевых действиях.[2]

В июле 1918 г. Бакинская школа Морской Авиации прекратила свое существование, 11 инструкторов, 26 учлётов и 15 авиаспециалистов для дальнейшего прохождения службы были переведены в Нижний Новгород.

Согласно приказа НК ВМФ №227 от 31.07.1943 г. была определена дата основания школы — 25 июля 1918 г., хотя фактической датой её основания следует считать 28 июля 1915 г.

Приказом по Военно-морскому ведомству России от 11.11.1918 г. №769 на Крестовском острове в Петрограде открывается новая школа Морской Авиации по обучению лётчиков и авиамехаников, получившая наименование Школа морской авиации имени Л.Д.Троцкого. На неё возлагалась задача в кратчайший срок переучить бывших авиамехаников и мотористов на морских лётчиков.

С 1 мая 1919 г., в связи с наступлением армии генерала Юденича на Петроград, лётчики Петроградской школы Морской Авиации, вместе с лётчиками Красносельской морской школы высшего пилотажа, участвовали в боевых действиях. Они выполняли воздушную разведку, бомбардировку и фотосъёмку расположения войск противника.

При подавлении мятежа на фортах «Серая Лошадь» и «Красная Горка» (13-16 июня 1919 г.) был задействован лётный состав школы Морской Авиации на Крестовском острове. Морские лётчики разбросали над восставшими фортами обращение Петроградского комитета обороны с призывом прекратить сопротивление и арестовать зачинщиков мятежа. После отказа самолёты стали наносить бомбо-штурмовые удары по фортам.

После разгрома Юденича, в середине октября 1919 г. школа морской авиации им.Д.А.Троцкого вновь возобновила свою работу.

22 октября 1919 г. Нижегородская школа морской авиации была переведена в Самару, туда же в декабре 1919 г. переводят и школу морской авиации им. Л.Д.Троцкого.

В июне 1920 г. обе школы объединились в Самаре в Военно-морскую школу авиации им. Л.Д.Троцкого. Парк учебных аэропланов на тот момент составлял всего 4 летающие лодки Григоровича М-5 и М-9.

Всего в 1920 году было выпущено 36 летчиков. Лётные происшествия - 3 аварии и 2 авиакатастрофы.

За весь период Гражданской войны в этих школах Морской Авиации было подготовлено 120 человек лётного и технического состава. Среди ее выпускников — ставшие знаменитыми морские летчики Д. Антипов, А. Таскинен, А. Комаров, Л. Ковалевский, М. Линдель и другие.

Военно-морская школа авиации до Второй мировой

В марте 1922 г., на основании телеграммы начальника Главвоздухофлота №297/с/1466 от 14.12.1921 г., объединённая Военно-морская школа авиации из Самары переводится в Круглую бухту Севастополя освобожденного от интервентов Крыма. Учебная баржа «Евпраксия» была передана Волжскому пароходству для использования ее по прямому назначению. В полуразрушенные помещения гидроавиационной станции Черноморского флота  «Круглая бухта» было перебазировано 3 самолёта М-5, один М-9, личный состав школы и 18 курсантов. В то же время теоретический курс подготовки будущих морских авиаторов ещё долгое время оставался в Петрограде. Курсанты школы знакомились с машинами и получали первичные навыки их эксплуатации на имевшихся в городе гидро- и сухопутных аэродромах.

Кроме лётчиков, в Севастопольской Военно-морской школе авиации готовились штурманы авиации, или как их тогда называли, — лётчики-наблюдатели, а также авиамеханики.

В процессе обучения в школе были сформированы три учебных авиаотряда под командованием В.Молокова, В.Мырсов, И.Шнер. В Севастополе учебный парк школы пополнился новыми гидросамолётами: МУ-1 (поплавковый вариант английского «Авро-504b»), «Савойя» S-16бис, «Юнкерс» Ju-20. К сожалению, другой альтернативы иностранным самолётам тогда не было. Первый учебный самолёт отечественного производства MP-1 начал поступать в школу значительно позже. Но и его можно было назвать отечественным с большой натяжкой. Слишком сильны были в нём английские корни «Де-Хевиленд» DH.9.

С 31 мая 1923 г. Севастопольская школа стала именоваться Высшей школой красных морских лётчиков имени Л.Д.Троцкого.

Круглая бухта была неудачным местом и 26 мая 1924 г. школа перебазируется в Килен-бухту, где ее ждали ангары и мастерские и еще ряд помещений.

Второй нормальный выпуск Военной школы морской авиации имени Л.Троцкого 29 марта 1925 г.

Второй нормальный выпуск Военной школы морской авиации имени Л.Троцкого, 29 марта 1925 г.
(Источник фото: "Вестник Воздушного Флота №5/1925)

С 1927 г. в школе начали готовить лётчиков-наблюдателей (иначе - штурманов). Её штат составлял 350 человек.

В январе 1928 г., на основании приказа РВС СССР №14 от 18.01.1928 г., из наименования школы было изъято имя Л.Д.Троцкого и она стала именоваться Школой морских лётчиков.

С 1929 г. для обучения в Школе стали применяться новые поплавковые самолёты-разведчики MP-1, авиаотряды были переформированы в учебные эскадрильи.

К 1930 г. школу в очередной раз перебазировали из Килен-бухты в бухту Голландия.

С августа 1930 г. школа вновь сменила название и стала именоваться Высшей школой морских лётчиков и летнабов ВВС РККА имени И.В.Сталина.

В середине лета 1931 г. школа перебазировалась в г. Ейск на Кубани и перешла в подчинение командованию Северо-Кавказского военного округа. В это время для обучения курсантов стали применяться колёсные самолёты Р-1. В школе готовили лётчиков на истребители И- 15, И-16, бомбардировщики СБ, летающие лодки «Савойя» S-166hc, S-626 hc и МБР-2, а также другие типы самолётов.

К январю 1932 г. 29 самолётов МР-1 ещё продолжали использоваться в Ейской школе. Через год их число даже увеличилось до 56 единиц за счёт передачи МР-1 из боевых частей, перевооружавшихся на самолёты других типов. Но к ноябрю 1932 года все они (за исключением двух самолётов) были окончательно списаны.

С 1934 г., на смену довольно устаревшему Р-1, в качестве учебного самолёта в школу прибыл самолёт-разведчик Р-5 конструкции Поликарпова.

20 апреля 1934 г., среди первых Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за участие в спасении экипажа парохода «Челюскин», было четверо воспитанников школы морских лётчиков: А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, И.В.Доронин и В.С.Молоков.

В декабре 1935 г., в связи с переходом на штат №20/504, в составе школы на базе авиаотрядов были сформированы дополнительные учебно-бомбардировочные и учебно-истребительные авиационные эскадрильи.

В 1936 г. школа стала именоваться Военной школой лётчиков морской и сухопутной авиации имени И.В.Сталина, но 9 мая того же года она была передана в подчинение начальнику Морских Сил, за исключением бригады обучения сухопутных летнабов и эскадрильи слепого самолётовождения (иначе — «авиаэскадрилья по подготовке ночных лётчиков»). В составе школы на это время имелась морская авиабригада, бомбардировочная авиабригада и не менее двух истребительных авиабригад.

В соответствии с приказом НКО №56 от 14.04.1937 г., школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище имени И.В.Сталина. (В это время в составе училища имелось не менее девяти учебных авиационных эскадрилий, в том числе, эскадрильи переподготовки лётчиков и обучения слепым полётам).

Обучение в годы Великой Отечественной войны

К началу войны в составе училища имелось две учебно-боевые авиационные эскадрильи (АЭ) на самолётах СБ; четыре учебно-истребительные АЭ: на И-15бис, И- 153 и И-16; одна учебная морская авиаэскадрилья на МБР-2. Первоначальное лётное обучение курсантов выполнялось на учебно-тренировочных самолётах У-2, УТ-2 и УТИ-4. Самостоятельные полёты в конце курса обучения производились на боевых самолётах.

В конце июня 1941 г. эскадрилья самолётов МБР-2 из состава ВМАУ им. С.А.Леваневского была перебазирована на гидроаэродром Ейская Коса и вошла в состав Ейского ВМАУ им. И.В.Сталина.

К 5 июля 1941 г., на основании приказа НК ВМФ №0 0165 от 03.07.1941 г., при ВМАУ им. Сталина была сформирована ещё одна истребительная авиационная эскадрилья. Эта 8-я истребительная эскадрилья переучивания (командир — Н.А.Чернюк) , совместно с 9-й истребительной эскадрильей прикрытия, в сентябре-октябре 1941 г. отражала налёты вражеских бомбардировщиков, выполнив 131 боевой вылет.

С июля 1941 г. по апрель 1942 г. 9-я ОИАЭ училища входила в состав ВВС ЧФ, подчиняясь командующему АзВФ. В апреле 1942 г. эскадрилья была возвращена в подчинение начальнику училища, а 4 мая 1942 г. она была расформирована. В период с 20 октября 1941 г. по 7 сентября 1942 г. ещё одна из эскадрилий училища также входила в состав ВВС ЧФ.

Приказом НК ВМФ №0974 от июля 1941 г. в составе училища была сформирована 10-я истребительная авиационная эскадрилья, на самолётах И-15бис. Её формирование было завершено к 20 октября. Она просуществовала менее полугода и, на основании приказа НК ВМФ №01 71 от 28.02.1942 г., была выведена из состава ВВС ВМФ.

Вскоре, приказом НК ВМФ №00178 от июля 1941 г., на базе личного состава и авиационной техники расформировываемого учебного авиационного полка при ВКУНС Авиации ВМФ при ВМАУ им. И.В.Сталина была сформирована авиационная эскадрилья переучивания.

В августе 1941 г. в составе училища числится уже 10 (по другим данным — 11) авиационных эскадрилий, из них семь (восемь) учебных и три боевых.

Во второй половине сентября, на основании приказа НК ВМФ №0895 от 16.09.1941 г., в связи с приближением фронта к Ейску, училище было перебазировано в г. Моздок. Туда перелетели 274 (по другим данным - 240) самолёта училища и перебазировались 17 железнодорожных эшелонов. На основании этого же приказа, эскадрилья самолётов МБР-2 Ейского ВМАУ, вместе с эскадрильей МБР-2 Николаевского ВМАУ, была перебазирована на Волгу, в район сёл Никольское и Комаровское вблизи Астрахани. Там на их основе было сформировано ВМАУ морских пилотов.

В апреле 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №0315 от 10.04.1942 г., авиационная эскадрилья переучивания лётного состава при ВМАУ им. И.В.Сталина была расформирована. Эти же приказом предписывалось до 30 апреля 1942 г. передать из училища в состав 1-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ авиационную эскадрилью по подготовке ночных лётчиков. В том же месяце, на основании приказа НК ВМФ №0367 от 26.04. 1942 г., предписывалось расформировать 8-ю ИАЭ училища, а её технику и личный состав до 4 мая 1942 г. передать в состав ВВС ЧФ.

Однако оперативная обстановка на фронте продолжала ухудшаться, и 15 ноября 1942 г. училище вновь вынуждено было перебазироваться из Моздока — на этот раз в с. Борское Куйбышевской (в настоящее время - Самарской) области. Перебазирование проходило по маршруту Астрахань — Гурьев — Уральск — Безенчук. В распоряжении училища имелось 11 полевых аэродромов, в том числе, аэр. Борское, Безенчук, Чапаевск, Сызрань. Одним из основных типов учебных самолётов был разведчик-бомбардировщик Р-10, который эксплуатировался в училище вплоть до 1944 г.

Несмотря на эти трудности, учебный процесс не прекращался, более того, на базе училища в годы войны было подготовлено 3320 (по другим данным, 3517) лётчиков для Морской Авиации. Училище сформировало и отправило на фронт 9 авиационных полков, 18 отдельных авиаэскадрилий, на комплектование которых были выделены 421 самолёт и 308 лётчиков постоянного состава. Кроме того, на базе училища было создано училище морских пилотов, две авиационные и шесть нелётных частей. Среди выпускников училища более 200 человек получили высокое звание Героя Советского Союза. А пятерым — М.В.Кузнецову, А.Е.Мазуренко, Н.Г.Степаняну, В.И.Ракову, Н.В.Челнокову — это звание было присвоено дважды.

24 июля 1943 г. за успехи, достигнутые в деле подготовки лётных кадров для Морской Авиации, и в честь 25-летия со дня создания, указом Президиума Верховного Совета СССР ВМАУ им. И.В.Сталина было награждено орденом Ленина. С этого времени оно стало именоваться Военно-морским ордена Ленина авиационным училищем имени И.В.Сталина.

После освобождения Кубани, 11 октября 1943 г. был получен приказ НК ВМФ на возвращение ВМАУ им. И.В.Сталина в Ейск. Перебазирование проходило поэтапно вплоть до 17 мая 1944 г.

В начале сентября 1944 г. летчики 6-го гвардейского ИАП ВВС ЧФ перегнали в училище румынские истребители «Мессершмитт» Bf-109 с аэродрома Мамайя. Ранее они находились в румынском авиационном училище и предполагались к использованию в Ейске для обучения курсантов воздушному бою.

В 1945 г. учебные авиационные эскадрильи были переформированы в учебные авиационные полки. К этому времени определилась специализация училища. В связи с тем, что кадры для минно-торпедной и бомбардировочной авиации готовились, в основном, во ВМАУ им. С.А.Леваневского и 4-м ВМАУ, а штурмовиков — в 3-м ВМАУ, то за училищем оставили подготовку кадров истребительной авиации. Два полка самолётов предназначались для первоначального обучения, а ещё три полка — боевых самолётов. В их составе имелось до 30 P-47D «Тандерболт», которые впоследствии передали в 255-й ИАП ВВС СФ. Полки училища размещались на полевых аэродромах: Центральный, Кухаривка, Симоновка, Новоминская, Новощербиновская, Старощербиновская, Александровка, «5-й полигон». Полк лодочных самолётов использовал гидроаэродром Ейская Коса.

Послевоенные годы

В первые послевоенные годы училище готовило лётчиков-истребителей на самолёты Як-9 и Ла-7. Для этих целей использовались не менее пяти учебных авиационных полков, которые до конца 1950 г. носили порядковые номера с первого по пятый. В этом же году полки получили четырёхзначные номера, а в 1955 г. их сменили на трёхзначные.

В связи с тем, что в составе ВВС ВМФ ещё сохранялись на вооружении сотни гидросамолётов  МБР-2 и «Каталина», в 1947 г. при училище был сформирован 6-й учебный авиационный полк, вооружённый этими самолётами (аэродром Ейская Коса). Но уже в 1949 г. этот полк стал готовить пилотов на транспортные самолёты Ли-2.

Обучение курсантов первого курса всех специальностей производилось на самолётах УТ-2, в 1-м УАП (аэр. Кухаривка) и 2-м УАП («5-й полигон») первоначального обучения.

Со второго курса будущие лётчики-истребители осваивали самолёты переходного типа Як- 11, в 3-м, 4-м и 5-м УИАП, а лётчики гидроавиации обучались на самолётах УТ-2 в 6-м УАП.

На выпускном третьем курсе лётчики-истребители обучались пилотировать самолёты Ла-9, в 3-м и 5-м УИАП, и Як-9, в 4-м УИАП (аэродром Ейск Центральный). Лётчики гидроавиации (позднее — транспортной авиации) изучали самолёты МБР-2 и PBY-6 «Каталина», а с 1949 г. — Ли-2 и С-47.

В сентябре 1949 г. лётный и инженерно-технический состав ВМАУ им. И.В.Сталина, первым в Морской Авиации, приступил к теоретическому переучиванию на реактивные истребители МиГ-15.

В 1950 г. первые новенькие МиГ-15 начали прибывать в училище в заводской упаковке. Их сборкой руководил старший инженер училища инженер-полковник И.Ф.Минкин и старший инженер полка подполковник АТС П.П.Антошкин Для облёта собранных самолётов в Ейск прибыл старший инспектор-лётчик боевой подготовки авиации ВМС подполковник Б.Н.Бабаев.

Первым из руководства Ейского ВМАУ получили допуск к самостоятельным полётам заместитель начальника училища по лётной подготовке полковник А.И.Азевич и старший инспектор-лётчик училища майор И.М.Лукин. 6 октября 1950 г. они самостоятельно вылетели на самолёте МиГ- 15.

Со второй половины 1951 г. Ейское ВМАУ начало готовить лётчиков на истребители МиГ- 15, а с 1952 г. уже три учебных истребительных полка были вооружены самолётами МиГ- 15. Ещё два авиационных полка готовили лётчиков на самолётах Як-11 и один — на Ли-2.

В 1951 г. в Куйбышеве было сформировано 94-е ВМАУ лётчиков первоначального обучения, а на Балтике, в поселке Лебяжье — 93-е ВМАУ ЛПО. В этих училищах в течение года производилась теоретическая и первичная лётная подготовка будущих лётчиков-истребителей. После чего курсанты продолжали обучение в Ейском ВМАУ им. И.В.Сталина и Николаевском ВММТАУ им. С.А.Леваневского.

В соответствии с приказом МО СССР №00119 от 10.07. 1956 г., в августе 1956 г. Ейское ВМАУ было передано в состав ВВС Северо-Кавказского ВО, и стало готовить лётные кадры для фронтовой и истребительно-бомбардировочной авиации.

С 1957 г. на основании приказа МО СССР №0250, училище стало называться Ейским ордена Ленина военно-авиационным училищем имени И.В.Сталина.

В мае 1959 г., в соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, на основании приказа МО СССР №0038, училище получает статус высшего учебного заведения. С этого времени оно именуется Ейским ордена Ленина высшим военно-авиационным училищем лётчиков имени И.В.Сталина.

Приказом ГК ВВС №0028 от 1961 г. изменился профиль подготовки курсантов. Теперь, вместо «чистых» истребителей, в училище стали готовить лётчиков истребительно-бомбардировочной авиации.

С 30 декабря 1961 г., после разоблачения «культа личности», на основании приказа Минобороны СССР №0305, в соответствии с решением ЦК КПСС от 21.12.1961 г., из наименования училища было удалено имя И.В.Сталина.

24 августа 1962 г. в училище поступил новый сверхзвуковой самолёт Су-7. Его впервые поднял в воздух заместитель начальника по лётной подготовке полковник А.Я.Денисенко.

Первоначальное обучение курсантов до 1963 г. производилось на учебно-тренировочных самолётах Як- 18, а затем самолётом первоначального обучения до 1977 г. оставался УТИ МиГ- 15.

В конце 1963 г. в училище стали поступать новые учебные самолёты L-29 «Дельфин» чешского производства, которые окончательно вытеснили поршневые Як- 18.

До 1964 г. обучение велось на боевых МиГ- 15, которые затем сменили МиГ- 17 и Су-7.

Начиная с 1964 г., курсанты 4-го курса проходили обучение на боевых самолётах Су-7 (позднее — Су-7б). Учебные варианты самолётов Су-7у и Су-7ум появились только в 1968 г.

30 мая 1967 г. постановлением Совета Министров СССР №492 и приказом МО СССР №159 от 16.06.1967 г., Ейскому училищу было присвоено имя лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.М.Комарова.

После 1978 г. самолёты МиГ- 15 и МиГ-1 7 при обучении курсантов уже не использовались, хотя и оставались в парке ЕВВАУЛ до начала 1980-х гг.

С осени 1981 г. стали поступать истребители-бомбардировщики Су-17, а с 1986 г.: Су-17ум, Су-17умЗ и боевые Су-17м2, Су-17мЗ.

К 1984 г. самолёты Су-7 также вывели из системы подготовки курсантов.

В 1986-1987 гг. в авиационные полки училища, на смену L-29 «Дельфин», стали поступать чешские реактивные самолёты L-39 «Альбатрос».

Обучение морских лётчиков после развала СССР

В 1993 г. в училище формируется учебно-авиационная группа (УАГ), на самолётах L-39 «Альбатрос», МиГ-29, а остававшиеся к этому времени в его составе учебные авиационные полки (959-й и 963-й УАП) переформируются в боевые авиационные части.

9 сентября 1993 г. постановлением правительства РФ Ейское ВВАУЛ было расформировано. На базе расформированного училища создаётся филиал Качинского ВВАУЛ, с дислокацией в Ейске.

10 марта 1995 г., на основании приказа МО РФ №94, филиал Качинского ВВАУЛ был передан в состав Краснодарского ВВАУ и стал именоваться филиалом Краснодарского высшего военного авиационного училища.

17 августа 1995 г., на основании директивы ГШ ВВС №123/3/1672, во исполнение директивы ГШ ВС РФ №314/ 4/0563 от 08.08.1995 г., филиал Краснодарского ВВАУЛ был переименован в Ордена Ленина филиал Краснодарского ВВАУ имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М.Комарова.

С 11 ноября 2000 г., на основании приказа МО РФ №537, во исполнение распоряжения правительства РФ №1209-р от 31.08.2000 г., на базе филиала КВВАУ в Ейске создаётся филиал Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина.

27 февраля 2001 г. филиал ВВА им. Ю.А.Гагарина получает новое, весьма замысловатое наименование: Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М.Комарова филиал Военно-воздушной Краснознамённой ордена Кутузова академии имени Ю.А.Гагарина.

С 1 января 2005 г. приказом МО РФ от №937-р от 09.08.2004 г. на базе филиала Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина в Ейске вновь было создано Ейское высшее военное авиационное училище (Военный институт) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М.Комарова.

В середине 2009 г. появилась информация о намерении командования ВМФ сформировать на базе Ейского ВВАУЛ (Военного института) и расформированного на аэродроме Веретье 444-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ новый 859-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Морской Авиации ВМФ. Вплоть до середины 2011 г. процесс формирования 859-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ осуществлялся на базе Ейского ВВАУЛ (Военного института) и 1 сентября состоялось прощание личного состава училища с Боевым Знаменем. Еще одна кузница летных кадров прекратила свое существование...

Парк учебных аэропланов

  • Подготовка лётчиков началась в 1915 г. с гидросамолёта М-5, затем обучение проходило на самолётах: М-9, М-20, М-24, «Савойя» S-166hc, «Дорнье Валь», «Юнкерс» Ju-20, Р-1, Р-5, Р-5а, МР-1, МУ-1, ТБ-1, ТБ-3, И-5, И- 15, И-16, СБ, У-2(По-2), МБР-2, Ш-2.

  • В военное время для обучения использовались: УТ-2, УТИ-4, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Ла-5, Пе-2, Ил-2 , ДБ-3, PBN-1 «Каталина».

  • После войны, вплоть до передачи в ВВС Советской Армии, в училище осваивались самолёты: Як-9, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Як-11, Як-18, Ли-2, МиГ-15, УТИ МиГ-15, МиГ-17.

Начальники Офицерской школы Морской авиации

Первая мировая война:

  • морской лётчик, старший лейтенант Александр Александрович Тучков (июль — ноябрь 1915 г., ВрИД)
  • морской лётчик, лейтенант Иван Сергеевич Краевский (05.11.1915 г. — сентябрь 1916 г.)
  • военный лётчик, штабс-капитан Алексей Евграфович Грузинов (сентябрь — октябрь 1916 г.)
  • морской лётчик Георгий Анатольевич Фриде (12.10-1916 — 24.11.1916 г., ВрИД)
  • лейтенант Борис Ричардович Миклашевский (24.11.1916 — 30.11.1916?)
  • капитан 2-го ранга Александр Александрович Тучков (ноябрь 1916 г. — июнь 1917 г.)
  • старший лейтенант Борис Ричардович Миклашевский (июнь — август 1917 г.,  - прим. - звание "старший лейтенант" присвоено в июле 1917 г.)
  • прапорщик М(?).Ф.Земан (август — сентябрь 1917 г.)
  • мичман А.Ф.Космодамианский (сентябрь — декабрь 1917 г. - председатель военно-революционного комитета)
  • прапорщик А.Ф.Госповский (декабрь 1917 г. — август 1918 г, избран на общем собрании, в августе сбежал со школьной кассой)
  • по некоторым источникам: А. Госповский (до февраля 1919 г.) Н. Ф. Земан (с февраля 1919 г.)??[3]

Гражданская война: военный летчик Ф.П.Цветков (август 1918 г — декабрь 1919 г., школа в Н.Новгороде), С.М.Кочедыков (с ноября 1918 г., школа в Петрограде), красвоенморлёт П.Г.Еременко (ноябрь 1918 г. — декабрь 1919 г., школа в Петрограде), М.Ф.Шеман (сентябрь 1919 г. — 1920 г., школа в Н.Новгороде)

Между двумя мировыми: красвоенморлёт Н.П.Королёв (июнь 1920 г. — 1922 г., школа в Самаре), красвоенморлёт М.М.Сергеев (1922 г. — май 1923 г.), красвоенморлёт С.С.Негеревич (май 1923 г. — май 1924 г.), красвоенморлёт В.К.Лавров (май 1924 г. — июль 1925 г.), военморлёт В.А.Букан (июль 1925 г. — 1930 г.), старший лётчик Николай Николаевич Бажанов (июль 1931 г. — 1935 г.), комдив Зиновий Максимович Померанцев (1935-1936 гг.), бригадный комиссар Григорий Семёнович Чёрный-Лившиц (1936 г. — апрель 1937 г.), полковник Кукин (апрель 1937 г. — июль 1938 г.)

Великая Отечественная война: майор Александр Харитонович Андреев (июль 1938 г. — май 1942 г.), генерал-майор авиации Иван Васильевич Рожков (май 1942 г. — октябрь 1943 г.), ГСС Н.А.Наумов (октябрь 1943 г. — октябрь 1944 г.), ГСС Н.А.Наумов /май 1945 г. — март 1947 г.)

Послевоенное время: генерал-лейтенант авиации Александр Харитонович Андреев (август 1947 г. — апрель 1953 г.), генерал-майор авиации Христофор  Александрович Рождественский (апрель 1953 г. — октябрь 1956 г.), генерал-майор авиации Пётр Иванович Наумов (октябрь 1956 г. — 1963 г.), ГСС генерал-майор авиации Борис Миронович Ривкин (1963-1968 гг.), генерал-майор авиации Николай Дмитриевич Лаптев (1968-1973 гг.), генерал-майор авиации  Александр Федорович Подкопников (1973-1979 гг.), генерал-майор авиации, заслуженный лётчик СССР Виктор Владимирович Гришин (1979-1982 гг.), генерал-майор авиации  Геннадий Андреевич Кириченко (1982-1986 гг.), генерал-майор авиации  Владимир Николаевич Горбась (1986-1991 гг.).

Новейшая история (после развала СССР): генерал-майор авиации Виктор Дмитриевич Милев (1991-1993 гг.), генерал-майор Евгений Николаевич Кругликов (1993-2008 гг.), Эдуард Ломов (2008-2009 гг.), А.Н.Павлов (февраль-октябрь 2010 г.), Ю.Петрушков (с октября 2010г. по н.в.).


Источники:

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты