АВИАЦИТАТА

Немногие, кто знаком с работами Лэнгли, Лилиенталя, Пилчера, Максима и Шанюта, были бы склонны полагать, что задолго до 2000 года нашей эры и, очень вероятно, ещё до 1950 года, самолёт успешной конструкции будет уже летать и возвращаться домой целым и невредимым.

Герберт Уэллс, 1901 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Страницы истории отечественного воздухоплавания - Ю.О. Дружинин, А.Ю. Емелин, М.И. Павлушенко, Д.А. Соболев
АВИАЦИЯ
Страницы истории отечественного воздухоплавания - Ю.О. Дружинин, А.Ю. Емелин, М.И. Павлушенко, Д.А. Соболев Страницы истории отечественного воздухоплавания - Ю.О. Дружинин, А.Ю. Емелин, М.И. Павлушенко, Д.А. Соболев

Книга содержит подробную историю воздухоплавания в нашей стране с конца XVIII века до наших дней. В ней освещены все направления развития и применения летательных аппаратов легче воздуха — военное, научное и спортивное воздухоплавание.

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Авиация сыграла заметную роль в Первой мировой войне. Но ещё до самолётов на вооружении появились аэростаты и дирижабли. Данная книга посвящена истории этих летательных аппаратов в нашей стране. Они применялись для воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня, защищали города от налетов, а в мирные годы служили для изучения атмосферы и стратосферы, использовались для решения задач космонавтики. Автоматические аэростаты находят применение и в наши дни.

Русские и советские воздухоплаватели вписали ряд славных страниц в историю мирового воздухоплавания. Им принадлежит немало мировых рекордов высоты и продолжительности полёта, интересных конструктивных решений и приоритетов в области применения аэростатических летательных аппаратов.

Авторский коллектив на протяжении многих лет собирал архивные документы и воспоминания ветеранов, чтобы написать эту книгу, которая является наиболее исчерпывающей работой по истории отечественного воздухоплавания.

ОТ АВТОРОВ

При обилии публикаций по истории авиации до настоящего времени отсутствовала обобщающая работа по истории отечественных аппаратов легче воздуха - аэростатов и дирижаблей. Предлагаемая книга восполняет этот пробел. (Это утверждение авторов несколько странно, ведь в 90-е годы издавался двухтомник "Отечественное воздухоплавание", среди соавторов которого был и Павлушенко. - прим. Ред.)

Авторы стремились как можно более полно охватить все стороны развития отечественного воздухоплавания, в том числе военного, научного и спортивного. Границы между ними временами провести очень трудно, так как научные исследования зачастую проводились военными воздухоплавателями на военных аэростатах, а спортивные рекорды устанавливались при научных полётах гражданскими и военными аэронавтами. Излагается также история учебных и научных учреждений и общественных организаций отечественного воздухоплавания. Спортивное воздухоплавание освещено только до 50-х годов XX века. Читателям, интересующимся современным состоянием спортивного воздухоплавания, рекомендуем журнал «Воздухоплаватель», издаваемый с 1995 г. В.Г. Латыповым.

Открытие архивных фондов, ранее недоступных исследователям, дало авторам возможность осветить в книге вопросы стратосферной программы СССР, германо-советского и американо-советского сотрудничества в области строительства дирижаблей жёсткого типа, довоенной гелиевой программы СССР, а также ряд других сюжетов.

В работе использованы материалы Архива Российской академии наук (АРАН), Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ), Российского государственного архива кинофотодокументов (РГА КФД), Центрального архива кинофотодокументов С.-Петербурга (ЦАКФД СпБ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива современной политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), Научно-мемориального музея им. Н.Е. Жуковского (НММ), Долгопрудненского историко-художественного музея (ДИХМ), Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА), документы из частных собраний, книги и периодические издания, а также сведения, почерпнутые из бесед с ветеранами отечественного воздухоплавания.

Авторы благодарят за возможность работы с документами домашних архивов и за предоставленные исторические фотографии родственников отечественных воздухоплавателей и метеорологов: Н.Н. Анощенко, В.Н. Басалаева, О.Э. Бирнбаума, И.Н. Евгенову, М.Е., Т.Е. и Н.Д. Карамышевых, А.Н. Конокотину, К.Н. Микоса, В.А. Мороко (Кованько), Л.Н. Назимову, Г.К. Новикова, А.А. Остроумова, Н.М. Паршину (Оппман), СВ. и Ю.В. Сельдешовых, Е.Е. Сергееву (Кованько), П.П. Федосеенко, Н.В. Шевырёву. Раздел об Уральском конструкторском бюро дирижаблестроения написан на основе материалов архива его руководителя Д.З. Бимбата, любезно предоставленных его женой Ф.В. Бимбат, дочерью С.Д. Бимбат, внуками Л.Н. Бимбатом и А.Н. Козловой.

Беседы с участниками проекта «Вега» В.М. Линкиным и академиком Французской академии наук Жаком Бламоном позволили уточнить ряд важных вопросов по истории проектов венерианских аэростатных зондов.

Для России все даты до февраля 1918 г. приведены по старому стилю. События, общие для Западной Европы и России, датируются по старому и, в скобках, по новому стилю.


Страницы истории отечественного воздухоплавания / Ю. О. Дружинин [и др.]. - М.: Русское авиац. о-во (РУСАВИА), 2013. - 512 с: ил. - ISBN 978-5-900078-72-4.




Скачать


Содержание



От издателя - 3
От авторов - 4
Глава 1. ПЕРВЫЕ ПОЛЁТЫ - 5
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ - 10
Военное воздухоплавание России в начале XX века - 10
Воздухоплавание в русско-японской войне 1904-1905 гг. - 17
Глава 3. РОССИЙСКОЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ ПОСЛЕ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ - 30
Реформы военного воздухоплавания - 30
11ервые русские дирижабли - 47
Научное воздухоплавание до 1917 г. - 76
Общественные воздухоплавательные организации России - 88
Глава 4. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА - 107
Аэростаты наблюдения - 107
Боевая деятельность русских дирижаблей - 140
Глава 5. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ - 157
Становление советского военного воздухоплавания - 157
Особенности боевого применения аэростатов РККА в Гражданской войне - 162
Боевое применение привязных аэростатов Красной Армии в 1918 г. - 164
Воздухоплаватели в кампании 1919 г. - 165
Воздухоплавательные отряды в завершающих сражениях Гражданской войны - 173
Воздухоплавание белогвардейских правительств - 181
Глава 6. СПОРТИВНОЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В СССР - 186
Возрождение свободного воздухоплавания в Советской России - 186
Воздухоплавательные секции добровольных обществ - 191
Спортивное воздухоплавание - 194
Техника спортивного воздухоплавания - 201
Глава 7. НАУЧНОЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ 1920-х-1930-х годов - 211
Научные учреждения, использовавшие аэростаты в своих работах - 211
Непилотируемые аэростаты для научных исследований - 213
Научное воздухоплавание на пилотируемых аэростатах - 222
Глава 8. ШТУРМ СТРАТОСФЕРЫ - 232
Высотные и субстратосферные полёты - 232
Пилотируемые полёты в стратосферу - 240
Глава 9. СОВЕТСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ - 269
Научные и производственные учреждения советского воздухоплавания - 269
Учебные заведения дирижаблестроения - 275
Наземное оборудование - 277
Дирижабли мягкого типа - 279
Дирижабли полужёсткого типа - 299
Дирижабли жёсткого типа - 309
Проекты цельнометаллических дирижаблей - 310
Моторизованные аэростаты - 313
Взгляды на военное применение дирижаблей - 317
Дирижабли в Арктике - 324
Проекты организации транспортной деятельности дирижаблей - 330
Глава 10. РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В 1920-е -1930-е годы - 336
Глава 11. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - 353
Совершенствование воздухоплавательных средств и обеспечение войск воздухоплавательной техникой - 353
Действия отрядов аэростатов артиллерийского наблюдения - 359
Аэростаты заграждения - 384
Специальные применения аэростатов. Дирижабли в годы войны - 408
Отечественная аэрология в годы Великой Отечественной войны - 411
Глава 12. ВОЕННОЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ ПОСЛЕ 1945 г. - 414
Деятельность воздухоплавательных частей войск ПВО, сухопутных войск и Управления воздухоплавания (1945-1956 гг.) - 414
13-я лаборатория ЦАГИ - 418
Воздухоплавательная служба ВВС и Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики - 419
ГЛАВА 13. ПОСЛЕВОЕННОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ - 435
Проекты военных дирижаблей - 435
Гражданское дирижаблестроение - 437
ГЛАВА 14. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ - 450
Аэростаты в научных исследованиях - 450
Воздухоплавание на пороге космоса - 469
Воздухоплавание и астрономия - 476
Глава 15. АЭРОСТАТЫ В АТМОСФЕРАХ ДРУГИХ ПЛАНЕТ - 488
Венера - 488
Марс - 495
Заключение - 498
Приложение - 500

Комментарии


Источники


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты