АВИАЦИТАТА

«Ладно же, — решил Дедал, — Минос владеет островом и может держать меня на земле, окруженной со всех сторон водой. Но воздух ведь свободен? Если нельзя уйти ни по земле, ни по воде, то я убегу такой дорогой, где Минос бессилен: я уйду по воздуху».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 Декабря
12 декабря 1915 г.
Состоялся первый испытательный полёт первого в мире цельнометаллического свободнонесущего моноплана Гуго Юнкерса «Ю-1» («Жестяной осел»).

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Железный крест (Eisernes Kreuz)
АВИАЦИЯ
Железный крест (Eisernes Kreuz)

Дата учреждения: 10 марта 1813 года
Учредитель: Фридрих Вильгельм III
Статус: не вручается после Второй мировой войны
Девиз: Золото для защиты, железо — для чести (Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr)
Число степеней: с 1813 года - 3, с 1940 года - 8
Лента: - Черного цвета с двумя белыми полосами для военных; - Белого цвета с двумя черными полосами – для невоенных лиц; - Черно-бело-красная лента – для Рыцарской степени Железного Креста
Статут:

Правила ношения:

  • Большой Крест Железного Креста и Железный Крест 1-го класса располагался на груди слева на закрутке, петлях или заколке;
  • Железный Крест 2-го класса носился на ленте.
Железный Крест – один из самых широко известных воинских орденов Пруссии (до 1939 года) и Германии (после 1939 года) для награждения за боевые заслуги военнослужащих любого ранга.

о
рден учрежден 10 марта 1813 года Фридрихом Вильгельмом III за военные подвиги в войнах с Наполеоном 1800-1815 годов. Первый набросок ордена сделал лично король Фридрих Вильгельм III, окончательный же образ Железного Креста воплотил в жизнь знаменитый немецкий художник Карл Фридрих Шинкель.  Железный Крест создавался по подобию Креста Немецкого Тевтонского Ордена. Этот отличительный знак был сделан нарочито недорогим – никаких драгоценных украшений, изготовлен из обычного железа, что полностью отображало ситуацию того времени в Пруссии: «Золото для защиты, железо — для чести» (нем. Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr).
Награждения Железным Крестом производились исключительно в военный период, а сам орден восстанавливался с каждой новой войной, при этом в нижней части креста указывали дату возобновления орденского статуса. Таким образом, согласно количеству прусско-немецких военных кампаний того периода, Железный Крест имеет четыре официальных даты возрождения:
  • 10 марта 1813 год – во время Наполеоновских войн;
  • 19 июля 1870 года – в период франко-прусской войны;
  • 5 августа 1914 года – орден приурочен к началу Первой Мировой войны;
  • 1 сентября 1939 год – в ознаменование Второй Мировой Войны.
н
ужно также отметить, что во время Австро-Прусской войны 1866 года орденом Железный Крест не награждали, потому что эта война была отнесена к категории гражданской.
В период с 1813 по 1918 год существовали три степени ордена:
  • Железный Крест второго класса (Eisernes Kreuz 2. Klasse),
  • Железный Крест первого класса (Eisernes Kreuz 1. Klasse),
  • Большой (или Великий) Крест Железного Креста (Gro?kreuz des Eisernen Kreuzes).
Железный Крест
Железный Крест 1870 года
 Железный Крест 1914 года
 Железный Крест
Железный Крест 1870 года
Железный Крест 1914 года
с
уществовал четкий порядок награждения, начиная с самой низкой до высокой степени, получить орден следующей степени мог только обладатель предыдущего ранга Железного Креста. Носились же Железные Кресты всех рангов одновременно.
Железный крест вручался только за воинские подвиги и являлся самой массовой боевой наградой, это был первый европейский орден, вручаемый героям независимо от их воинского ранга и сословного статуса.
В 1813 году на верхнем луче креста размещались две буквы FW: инициалы учредителя ордена, короля Фридриха Вильгельма III. Центральную часть ордена занимала дубовая ветвь. В 1871 и 1914 годах в верхней части креста располагался образ королевской короны Пруссии, а по центру – инициалы немецких кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II. В 1939 году, когда Железный Крест был восстановлен по распоряжению Адольфа Гитлера, вместо собственных инициалов он приказал разместить на ордене свастику национал-социалистической партии в качестве основополагающего символа этого наградного знака.
В период Первой Мировой войны Железными Крестами второго класса было награждено 5 миллионов человек, а орденами первого класса – 218 тысяч человек.
н
ачиная с 1939 года, было аннулировано награждение Железным Крестом за гражданские заслуги, таким образом, орден стал исключительно воинским знаком отличия. Тем не менее, Железным Крестом жаловали сотрудников вооруженной организации нацисткой партии SS и службы безопасности SD, а также государственных служащих. В тот же период была введена рыцарская степень Железного Креста, который носили не на черно-белой, а на черно-бело-красной орденской ленте.
10 июня 1940 года официально было изменено количество степеней ордена Железного Креста с трех до пяти:
  • Железный Крест второго класса (Eisernes Kreuz 2. Klasse);
  • Железный Крест первого класса (Eisernes Kreuz 1. Klasse);
  • Рыцарский Крест Железного Креста (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes);
  • Рыцарский Крест Железного Креста с дубовыми листьями (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub);
  • Большой Крест Железного Креста (Gro?kreuz des Eisernen Kreuzes).
Чуть позже появились новые степени ордена:
  • Рыцарский Крест Железного Креста с дубовыми листьями и мечами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub und Schwerter);
  • Рыцарский Крест Железного Креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub, Schwerter und Brillanten);
  • Рыцарский Крест Железного Креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit goldenem Eichenlaub, Schwerter und Brillanten).
в  период Второй Мировой Войны было вручено 3 миллиона Железных Крестов 2-го класса, из них 39 орденами были награждены женщины, 300 тысяч орденов первого класса, среди награжденных – известный летчик-испытатель Ханна Райч, поставившая несколько рекордов высоты и скорости, первый из которых был побит только в 2007 году. Именно Ханне Райч в марте 1941 года Гитлер лично вручил Железный Крест 2-го класса, а в октябре 1942 года – орден первого класса.

Самым юным кавалером Железного Креста 2-го класса был 12-тилетний Альфред Цек из города Голденау. Его наградили в марте 1945 года за то, что он под огнём артиллерии спас 12 раненых немецких солдат.
Среди прочих, Железным Крестом были награждены два военных лица еврейской национальности (Лео Скуриник и Соломон Класс), отказавшихся от получения ордена.
Железный Крест 1813 года
  Железный Крест 1939 года
 Железный Крест 1813 года
 Железный Крест 1939 года

За время Второй Мировой Войны Рыцарским Крестом были награждены 7361 человек. Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями - 890 воинов. Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами - 160 человек. Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами - 27 человек. Рыцарский Крест с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами получил 1 человек.
Помимо этого, интересны случаи одновременного массового награждения,  например, 1 апреля 1941 года Железными Крестами 2-го класса отметили сразу 1300 военных.
с
ам Гитлер был награжден Железным Крестом первого класса за боевую доблесть, это произошло 4 августа 1918. Известно, что Железный Крест был единственным знаком отличия, который фюрер носил во время Второй Мировой Войны.  
Самой высокой степенью ордена, Великим Крестом (Большим Крестом Железного Креста), за весь период существования награды были пожалованы всего несколько человек, в числе которых генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер, князь Вальдштадтский, генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург. Эти два немецких генерала-фельдмаршала были пожалованы и более высоким знаком отличия  Большого Креста – Звездой Большого Креста Железного Креста: в 1813 году был награжден Блюхер, князь Вальштадский и в 1914 – Пауль фон Гинденбург. Этот знак отличия был выполнен в виде восьмиконечной звезды из золота и имел индивидуальные названия: «Звезда Блюхера» (нем. Bl?cherstern) и «Звезда Гинденбурга» (нем. Hindenburgstern).
б
ольшим Крестом Железного Креста жаловали исключительно высших офицеров армии Пруссии. Исключением стало награждение Фридрихом Вильгельмом III Большим Крестом русского генерала А. И. Остермана-Толстого после сражения под Кульмом в Богемии (Чехии). Этот железный Крест также называют Кульмановским Крестом.
Большим Крестом 1813 года были награждены 5 человек (Блюхер, Гебхард Леберехт; Бюлов, Фридрих Вильгельм; Кронпринц Карл Юхан (Жан-Батист Бернадотт); Тауенцин фон Виттенберг; Богислав Фридрих Эмануэль; Йорк, Иоганн Давид Людвиг).
Большим Крестом 1870 года – 7 человек (Кронпринц Альберт Саксонский; Август фон Гобен; Эдвин Фрайхерр фон Мантойффель; Хельмут фон Мольтке Старший; Принц Фридрих Карл Прусский; Кронпринц Фридрих Вильгельм Прусский (Кайзер Фридрих III); Август фон Вердер).
Большим Крестом Железного Креста 1914 года – 5 (Кайзер Вильгельм II, Пауль фон Гинденбург, Эрих Людендорф, Принц Леопольд Баварский, Август фон Макензен).
Большим Крестом 1939 года награжден всего один отличившийся. Этим единственным человеком, пожалованным Большим Крестом за период Второй Мировой Войны, был Рейхскомиссар военно-воздушных сил Герман Геринг. Но впоследствии, после возникновения подозрений в его в предательстве, Гитлер аннулировал награду Геринга.
в
 современной Германии, согласно закону о порядке награждения и ношения орденов от 26 июля 1957 года, разрешается носить Железные Кресты, полученные во время Второй Мировой Войны, но исключительно без  символа нацистской Германии, свастики. Также разрешено переделывать ордена,  заменяя свастику на дубовую ветвь, как на Железных Крестах 1813 года. Категорически запрещено любое использование (ношение, распространение) орденов с нацисткой символикой.
Железный Крест и сегодня изображается на немецкой военной технике, а также на должностных флагах и вымпелах Военно-морских сил Германии. В 2007 году, в связи с участием Вооруженных сил Германии в миротворческих зарубежных кампаниях, активисты начали процесс за возрождение Железного Креста как символа боевой отваги. Тем не менее, Президент Германии выступил против восстановления Железного Креста в пользу создания медали за отвагу. По словам представителя Министерства обороны Германии: "У нас нет намерения возрождать Железный крест, но мы хотим учредить медаль для награждения солдат, проявивших героизм".

Источники:
  • К. Калинин, Газета "Миниатюра" Вып. № 2, апрель 1993 г.
  • Из истории Кульмского креста, статья В.В. Бартошевича.
  • Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. 1990.
  • Воропаев С. «Энциклопедия третьего Рейха», - Москва, Локид-Миф, 1996.
  • Тарас Д., "Боевые награды СССР и Германии II мировой войны", 2000.
  • Шунков В.,"Вермахт", АСТ, 2003.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты