АВИАЦИТАТА

Я был изумлён, когда впервые поднялся в воздух в качестве пассажира, и это изумление продолжалось всё время моего полёта. Это было захватывающее приключение, и я хотел, чтобы оно никогда не кончалось...

Александр Прокофьев-Северский, русский летчик-ас, 1910 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия БАШКО Иосиф Станиславович - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»
АВИАЦИЯ
БАШКО Иосиф Станиславович - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»
БАШКО Иосиф Станиславович - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»
Звание: Полковник
Даты жизни: 27.12.1888 г. - 31.05.1946 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Иосиф Станиславович Башко родился 27 декабря 1888 года в деревне Кастир Яшмуйжской волости Двинского уезда Витебской губернии. Окончил Белостокское реальное училище в 1908 году.

С 08.09.1908 г. по 06.08.1910 г. обучался во Владимирском военном училище.
06.08.1910 г. выпущен в 13-й саперный батальон.
08.09.1910 г.  прибыл  к батальону,  назначен во 2-ю роту. 
С 01.01.1911 г.  по 06.10.1911  г. - хозяин офицерского собрания.
С 01.09.1911 г. по 06.10.1911 г. - исполнял дела делопроизводителя по хозяйственной части.
С 09.10.1911 г. по 01.09.1912 г. обучался в Офицерской воздухоплавательной школе.
28.09.1912 г. назначен на службу в 7-ю воздухоплавательную роту.
С 03.10.1912 г. - обучающий офицер воздухоплавательного класса.
С 10.10.1912 г. по 21.03.1913 г. - заведующий офицерской библиотекой.
11.11.1912 г. переведен в 7-ю воздухоплавательную роту.
26.03.1913 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
03.08.1913 г. переведен в 4-ю воздухоплавательную роту.
С 10.08. по 01.11.1913 г. обучался в Авиационном отделе.
19.12.1913 г. прикомандирован сроком на один год к постоянному составу школы.
С 19.12.1913 г. по 15.01.1914 г. - младший офицер 2-й роты.
С 08.01. по 28.02.1914 г. - временно заведующий воздухоплавательным и механическим классами.
С 28.03.1914 г. по 25.04.1914 г. — и.д. адъютанта батальона.
30.03.1914 г. переведен в Ковенскую крепостную воздухоплавательную роту.
С 19.04.1914 г. - помощник командира управляемого аэростата «Ястреб».
С 25.04.1914 г. - младший офицер 1-й роты.
18.07.1914 г. прикомандирован к  13-й воздухоплавательной роте.
С 18.07. по 08.10.1914 г. - начальник сигнальной станции.
08.09.1914 г. переведен в 13-ю воздухоплавательную роту.
08.10.1914 г. прикомандирован к Эскадре воздушных кораблей для назначения в одну из команд аэропланов «Илья Муромец».
С 14.10.1914 г. - помощник командира воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
09.12.1914 г. отправлен с командой корабля на театр военных действий.
С 13.12.1914 г. по 11.05.1915 г. находился в составе Эскадры воздушных кораблей в Яблонне, действуя на фронте 1-й и 2-й армий.
С 27.03.1915 г. - временно командующий воздушным кораблем «Илья Муромец-Киевский».
11.05.1915 г. с экипажем воздушного корабля командирован на боевую базу в г. Львов. Совершил перелет Яблонна-Львов.
С 11.05. по 11.07.1915 г. находился на фронте 3-й армии.
С 28.05.1915 г. - командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
05.07.1915 г. во время совершения боевого вылета был атакован тремя немецкими истребителями. Получил ранения «в область правого виска, правое ухо и правое колено»
11.07.1915 г. эвакуирован для лечения в г. Петроград.
30.07.1915 г. прибыл по выздоровлению.
30.09.1915 г. командирован на боевую базу в Зегевольд.
С 30.09. по 08.10.1915 г. участвовал в операциях на фронте 12-й армии.
14.12.1915 г. вошел в состав 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей.
С 17.12.1915 г. по 23.04.1916 г. действовал на фронте 7-й армии.
С 04.04.1916 г. - начальник 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей.
08.04.1916 г. при взлете в м. Колодзиевка потерпел аварию и получил при ударе воздушного корабля об землю «сотрясение мозга, сильные ушибы ребер и правой стороны груди».
С 14.06.1916 г. по 06.04.1917 г. участвовал в составе своего боевого отряда в операциях на Западном фронте.
19.07.1917 г. при производстве бомбометания в районе Васильковцев был атакован неприятельскими истребителями, выдержал долгий и тяжелый бой, после чего возвратился на боевую базу на двух моторах.

В январе 1918 г. общим собранием чинов 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей был утвержден в должности начальника боевого отряда, и одновременно избран командиром воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».   
20.02.1918 г.  совершил перелет Станьково-Бобруйск.
21.02.1918 г. во время бегства частей русских армий Западного фронта, ввиду порчи одного из моторов воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский», был вынужден совершить посадку в расположении 1-го Польского корпуса генерала И.Р. Довбор-Мусницкого.
23.05.1918 г., во время разоружения частей 1-го Польского корпуса германскими войсками, прорвавшими фронт, не желая сдаваться в плен, вылетел из г. Бобруйска на неисправном самолете. После пяти часов полета потерпел аварию у с. Желанье Желаньинской волости Юхновского уезда Смоленской губернии. При падении получил общую контузию всего тела, ушибы шеи, ног и спины. Был арестован «Юхновским совдепом по подозрению в шпионаже».
01.06.1918 г. «препровожден под конвоем» в Москву. В начале июля освобожден, «как офицер, имеющий рабоче-крестьянское происхождение».
С 08.07.1918 г. - командующий Северной группой воздушных кораблей.
02.09.1918 г. прибыл к месту стоянки эшелонов Северной группы воздушных кораблей и приступил к формированию «Красной эскадры».
В ноябре 1918 г., в составе Авиационной группы воздушных кораблей РККВВФ, отправлен на фронт.
25.11.1918 г. назначен летчиком-инструктором, с оставлением в прежней должности.
19.02.1919 г. сдал должность начальника Авиационной группы.
29.04.1919 г. Авиационная группа воздушных кораблей РККВВФ переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья-Муромец».
28.08.1919 г. назначен начальником отряда из двух воздушных кораблей на Южном фронте.
С 02.10.1919 г. - и.д. командира 1-го боевого корабля.
27.10.1919 г. возвратился из отряда в дивизион.
С 01.01.1920 г., после переформирования дивизиона, назначен начальником его технической части.
12.05.1921 г. откомандирован в Ставропольский уездный военный комиссариат для увольнения от службы, «как уроженец Латвии».
12.07.1921 г. возвратился в Латвию.
22.07.1921 г. поступил на работу по вольному найму в Латвийский авиационный дивизион. Был прикомандирован в качестве офицера-инструктора и преподавателя теоретических дисциплин к авиационной школе.
09.10.1921 г. принят на службу в авиацию, переименован в чин полковника Латвийской армии.
С 15.03.1922 г. - заведующий технической частью и оружием Авиационного дивизиона.
С 16.03.1923 г.- командир Авиационного дивизиона, по совместительству и.о. командира Технической дивизии Латвийской армии.
С сентября 1926 г., с переформированием Авиационного дивизиона в Авиационный полк, назначен его командиром. С января по август 1929 г. являлся слушателем Военных академических курсов.
С 17.09.1929 г. - начальник штаба Технической дивизии и и.о. инспектора Латвийской авиации.
С 27.11.1933 г. - командир Электротехнического дивизиона.
С 01.02.1935 г. - начальник штаба Технической дивизии.
05.10.1937 г. Техническая дивизия переформирована в Батальон связи армии Латвии.
С 18.02.1938 г. - начальник авиации. Являлся создателем многих пособий и наставлений для летчиков Латвийской авиации. Написал мемуары о Первой мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 г. под заглавием «Над землей врага».
10.05.1940 г. произведен в генералы.
13.08.1940 г. уволен от службы «по болезни». После увольнения проживал в своем имении, в Яшмуйже. В 1943 г., из-за многочисленных травм, полученных в авиационных авариях, частично потерял зрение.
Скончался 31 мая 1946 года.

Чины и звания

Подпоручик - 06.08.1910 г.
Поручик - 01.10.1913 г.
Штабс-капитан - 07.07.1915 г.
Капитан - 21.09.1916 г.
Подполковник - 19.05.1917 г.
Полковник - 18.08.1917 г.

Награды

Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 21.10.1913 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 05.06.1914 г.;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 10.06.1915 г.;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 10.06.1915 г.;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 18.06.1915 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 08.07.1915 г. «...Будучи командиром воздушного корабля "Илья Муромец-Киевский"... 11-го, 22-го и 28-го апреля, 1-го, 4-го, 5-го, 27-го и 28-го мая и 11-го и 14-го июня 1915 г., лично управляя кораблем, произвел 10 боевых полетов по заданию штабов 1-й, 2-й и 3-й армий; находясь во время полетов под обстрелом артиллерийского огня, сфотографировал важнейшие укрепленные пункты и позиции противника; брошенными же с вверенного ему корабля 2 пятипудовыми,2 двухпудовыми, 127 пудовыми и 40 десятифунтовыми бомбами во время этих полетов, было произведено разрушение железнодорожных путей, сооружений, составов и складов стан. Нейденбург, Вилленберг, Лович, Ярослав и Пржеворск, причем 14-го июня брошенными в стан. Пржеворск бомбами был взорван неприятельский поезд с боевым комплектом для артиллерии; в означенных полетах выполнил все данные ему задачи, обнаружил местонахождение неприятельских батарей и доставил своевременно важные сведения о группировке и движении войск противника»;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 28.11.1915 г.;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 26.01.1917 г.;
Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами  и  бантом -  ПАФ  от  05.10.1917г.

Георгиевское  оружие -  ПАФ  от 26.04.1917 г. «за то, что 12-го сентября 1916 г., в районе м. Крево, начальствуя 3  боевым отрядом воздушных кораблей и командуя кораблем "Илья Муромец - Киевский ", с явной для жизни опасностью, управляя кораблем, под губительным артиллерийским огнем и противодействием авиации противника, прорвался в глубокий тыл его у м. Боруны, сброшенными с корабля бомбами нанес существенный ущерб врагу и, несмотря на сильный огонь и появление в воздухе авиации неприятеля, самоотверженно действуя, оставался над Борунами в течение 10 минут, пока корабль не сбросил все бомбы, чем содействовал удачному выполнению общей задачи».
Высочайшее благоволение - 20.05.1916 г.

За период службы в Латвийской армии награжден:
латвийским орденом «Трех звезд» 3-й ст. - 1929 г.,
чехословацким орденом «Белого льва» 3-й ст. -1933 г.,
эстонским орденом «Орла» 3-й ст. - 1933 г., финским орденом «Белой розы» 3-й ст. - 1933 г.,
крестом Ватикана «Benemerenti» 2-й ст. - 1933 г.,
польским орденом «Возрождения Польши» 3-й ст.,
латвийским «Крестом айзергов» - 1935 г.,
латвийским орденом «Виестура» 2-й ст. - 1939 г.



Источники:

Архивные источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26933. Л. 103-104; Ф. 400. Оп. 12. Д. 27022. Л. 103-112, 114, 116, 120, 123; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 3321 (1911 г.); Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2605. Л. 59 об.; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 958; Ф. 2094. Оп. 1. Д. 32. Л. 5. РГВА. Л/д. 164—213. LVVA (Латвийский государственный исторический архив). Ф. 5601. Оп. 1.Д.452.
 

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты