АВИАЦИТАТА

...Весьма важно, чтобы у ученика была каска и он твердо знал, что при полете на "Фармане", при спуске, при малейшем треске аппарата, ему надлежит поднять ноги вверх; многие случаи падения с самолетами показали, что исполнившие указанные правила точно никогда не получали тяжелых повреждений...

начальник Севастопольской авиационной школы полковник С.И.Одинцов, 1911 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 Октября
21 октября 1923 г.
Состоялся первый полет самолета АНТ-1 конструкции А.Н.Туполева.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия КОЗАКОВ Александр Александрович - самый результативный русский летчик
АВИАЦИЯ
КОЗАКОВ Александр Александрович - самый результативный русский летчик
КОЗАКОВ Александр Александрович - самый результативный русский летчик
Звание: Подполковник
Даты жизни: 02.01.1889 г. - 19.07.1919 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Александр Александрович Козаков родился 2-го января 1889 года в Херсонской губернии.
В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус, затем до 1908 года обучался в Елисаветградском кавалерийском училище.
С 1906 г. по 1908 г. обучался в Елисаветградском кавалерийском училище.
05.06.1908 г. выпущен в 12-й уланский Белгородский полк.
23.01.1914 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы для обучения полетам.
С января по ноябрь 1914 г. Александр Козаков обучался в Военной авиационной школе. По ее окончании со званием «военного летчика», командирован в 4-й корпусной авиационный отряд.
С 15.12.1914 г. - в действующей армии, младший офицер 4-го корпусного авиационного отряда.
18.03.1915 г. в районе усадьбы Воля-Шидловская сбил германский аппарат типа «Альбатрос», совершив первый в истории военной авиации удачный таран.
С 20.08.1915 г. - начальник 19-го корпусного авиационного отряда.
С 25.02.1917 г. - исполнял дела командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта.
14.03.1917 г. утвержден в этой должности.
14.06.1917 г. ранен в воздушном бою четырьмя пулями в руку, с повреждением локтевого сустава и был эвакуирован.
С 24.11.1917 г. - временно исполнял дела командира 7-го авиационного дивизиона, с оставлением в должности командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта.
09.12.1917 г. отстранен от должности командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта. Избран на отрядном совете командиром 19-го корпусного авиационного отряда.
Весной 1918 г. поставлен на учет Советской властью, как летный специалист.
В июне 1918 г., при посредничестве одного из членов английской дипломатической миссии в Москве - капитана Хилла, с группой офицеров - авиаторов, Александр Козаков уехал в Мурманск, в расположение экспедиционных союзнических сил.
По предложению английского полковника Моунда приступил к формированию Славяно-Британского авиационного корпуса. Получил чин лейтенанта R.A.F (Королевских воздушных сил Великобритании).
02.08.1918 г. с занятием Архангельска войсками Антанты, Козаков перебрался туда со всеми летными специалистами.
К 15.08.1918 г. сформировал в Архангельске 1-й Славяно-Британский авиационный отряд, и возглавив его, выступил на фронт в район стан.Обозерская, в 123-х верстах к югу от Архангельска.
В октябре 1918 г. военный летчик Козаков действовал с отрядом в районе Сельца, в 70-ти верстах к югу от стан.Обозерской.
В конце октября 1918 г., во время наступления Красной Армии в районе с.Большие Озерки, оказался отрезанным вместе с отрядом и английской колонной полковника Хаггельтона. Две недели оборонялся в полном окружении, укрывшись в Списком монастыре.
Организовав воздушную разведку, и выявив наиболее слабый участок противника, Козаков прорвал кольцо окружения и соединился с союзными силами. Затем был переведен вместе с отрядом в район Двинского Березника. Принял командование Двинским авиационным дивизионом Славяно-Британского авиационного корпуса.
24.01.1919 г. ранен ружейной пулей в грудь навылет в районе г.Шенкурска во время совершения разведки и до конца февраля 1919 г. находился на излечении.
В апреле 1919 г., военный летчик Козаков по собственному желанию сдал командование Двинским авиационным дивизионом английскому майору Карру, оставшись на должности военного-летчика 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Произведен в майоры R.A.F.
В мае 1919 г. Козаков участвовал в операции по уничтожению аэродрома РККВВФ в районе стан.Пучега, на Северной Двине.
В июле 1919 г., в связи с планирующейся эвакуацией союзнических сил из пределов России, получил предложение от английского командования переехать в Англию, но отказался. Участвовал в прорыве красного фронта в районе Кургомеля - последней операции с участием союзников на Севере России.
19.07.1919 г., во время пробы только что отремонтированного самолета типа «Сопвич-Снайп», на отрядном аэродроме в Двинском Березнике, потерпел аварию. «При полном повороте направо, самолет перешел на нос и при работающем моторе, врезался в землю возле одной из палаток». Умер на месте от перелома позвоночника при падении. В некоторых источниках выдвигается версия, что это было самоубийство знаменитого русского аса Первой мировой войны.
22.07.1919 г. Самый результативный русский летчик-ас Первой мировой войны Козаков был похоронен на краю летного поля.

Чины и звания

Корнет - 05.06.1908 г.
Поручик - 10.09.1911 г.
Военный летчик - 29.04.1914 г.
Штабс-ротмистр - 28.06.1915 г.
Ротмистр - 10.04.1917 г.
Подполковник - 08.09.1917 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 18.08.1913 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 02.04.1915 г. за окончание Военной авиационной школы;
Орден Святой Анны  4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 27.01.1916 г. «за боевые разведки на р.Равке в феврале и марте месяце 1915 г.»;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - Приказом по 5-й армии № 659 от 04.07.1916 г.;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - Приказом по армиям Северного фронта № 757 от 07.09.1916 г.;
Орден Святой Анны  2-й степени с мечами - ПАФ от 21.04.1917 г. «за воздушные разведки под г.Двинском в январе-феврале 1916 г.»;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине штабс-ротмистра, 8-го декабря 1916 г., вылетев на самолете "Ньюпор ", типа истребителей, для преследования немецких самолетов, появляющихся над нашим расположением, отогнал в районе Горохова 2 немцев, атаковал третий самолет в районе д.Забороль, в 5 верстах к западу от Луцка, и двумя пулями в голову убил пилота. Аппарат, кое-как управляемый легко раненым наблюдателем австрийским обер-лейтенантом, упал в нашем расположении и был захвачен нашими войсками».

Георгиевское оружие - ВП от 28.07.1915 г. «за доблестный подвиг 18-го марта 1915 г., выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с.Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб».

За период Гражданской войны награжден:
английским офицерским орденом «За боевые отличия» - 1918 г.,
английским орденом «Военный крест» - 1919 г.,
английским офицерским крестом «За летные боевые заслуги» - 20.03.1919 г.,
кавалерским крестом ордена Почетного легиона,
французским «Военным крестом» с одной пальмой.



Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.

Архивные источники:

РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26967. Л. 341-348; Ф. 400. Оп. 12. Д. 27599. Л. 47-62; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 398 (1909 г.); Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2611. Л. 114-115; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1452; Ф. 2077. Оп. 1. Д. 112. Ч. 2. Л. 836. РГВА. Ф. 28361. Оп. 1.Д. 118. Л. 5-10.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты