«Альбатрос» - самый удачный образец аэростата среди первых дирижаблей, созданных русскими предприятиями до 1-й мировой войны. И хотя «Альбатрос» 1913 года не превосходил по своим характеристикам французские дирижабли своего класса, появившиеся еще в 1910 году, он сумел занять достойное место в истории развития воздухоплавания России. Способность развить скорость до 68 км/ч, достаточный потолок, мощные двигатели, алюминированная оболочка аэростата, которая предохраняла газ от нагревания солнечными лучами и одновременно маскировала дирижабль – с подобными характеристиками дирижабль «Альбатрос» стал использоваться в качестве разведчика и бомбардировщика в первую мировую войну. По некоторым данным, после одного пробного полета на стоянке в эллинге у "Альбатроса" лопнула оболочка, после чего дирижабль переделали и сменили название на "Альбатрос-II". В 1912 году по решению воздухоплавательного комитета Главного инженерного управления «Альбатрос» было решено вооружить двумя пулеметами «максим» с 3000 патронов на каждый пулемет. И уже начиная с 15 августа 1912 года Офицерская воздухоплавательная школа успешно проводила опытные стрельбы с первых дирижаблей Российской империи, подготовленных к военным действиям. Кроме того, крупные аэростаты на время войны были снабжены приспособлениями для сбрасывания бомб. Известно, что аэростат «Альбатрос» семь раз вылетал для бомбометания, но во всех случаях безрезультатно. В начале лета 1914 года «Альбатрос» находился в батальоне Воздухоплавательной школы и выполнял полеты с целью тренировок экипажей. В мае двигатели «Клеман-Байяр», которые полностью выработали свой ресурс, заменили на более надежные «Дансет-Жиле». «Альбатрос» должен был перебазироваться на Дальний Восток, где для него строился эллинг, но с началом войны было принято решение отправить его на фронт. Командиром корабля стал Б. В. Голубов. Поступил приказ о подготовке дирижабля к перелету в Лиду, а затем на передовую базу в Белосток. Полёт на аэростате прошёл достаточно благополучно: за 12 часов было пройдено около 780 км пути. За это время дирижабль лишь единожды сбился с пути и был обстрелян своими же часовыми, хотя сообщение о пути следования дирижабля передавалось во все узловые пункты маршрута (не первый и не последний раз в истории воздухоплавания в России, когда первые дирижабли обстреливались своими частями). Вследствие ухудшившихся погодных условий, препятствовавших разведке на дирижабле, штаб Северо-Западного фронта поставил ему задачу осуществить ночную бомбардировку подъездных путей на подходах к Осовцу. Вылет оказался неудачным: полёт на аэростате был прерван оружейным огнем 4-го Сибирского корпуса, только что прибывшего на фронт из Восточной Сибири и не предупрежденного о возможном пролете своего дирижабля. Оболочка аэростата получила множество пробоин, и так как строительство эллинга в Белостоке ещё не было закончено, дирижабль был переправлен в Брест-Литовск. Там дирижабль привели в порядок, и в середине сентября он вернулся в Белосток. В связи с новым назначением Б. Голубова, временно командиром «Альбатроса» стал А. Шабский. Полёту на аэростате в качестве разведчика мешали плохие погодные условия, и в один из вылетов, 13 октября «Альбатрос» потерпел аварию в сорока километрах от линии фронта. Исправить повреждения в полевых условиях оказалось невозможно, поэтому «Альбатрос» был разобран. |