| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Авиазавод Адаменко. История отечественной авиапромышленности |
Адаменко, Матиас и другие... Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности Андрей Харук, Украина.
Авиазавод Адаменко История основания этого предприятия, располагавшегося в крымском городке Карасубазар (ныне Белогорск), в общем-то типична для российских авиазаводов того времени. Небедный дворянин либо предприниматель, став авиатором-спортсменом, пытался организовать собственное производство аэропланов. Наиболее успешным примером такого рода была деятельность Артура Анатры, создавшего третий в Российской империи по объемам производства авиазавод. Дворянин Таврической губернии Василий Федорович Адаменко обучился пилотированию аэроплана во Франции до Первой мировой войны. Во время этой поездки он купил аппарат «Вуазен», а вернувшись на родину, оборудовал в своем имении довольно примитивные мастерские, где построил самолет типа «Фарман». С началом войны его предприятие, гордо именовавшееся «Аэропланный механический завод В.Ф. Адаменко», выполняло заказы Севастопольской военной школы авиации, производя запчасти для самолетов. Накопив кое-какой опыт, Адаменко счел возможным приняться за серийное производство самолетов. Заручившись поддержкой начальника Севастопольской авиашколы, Василий Федорович 7 июля 1915 г.[1] направил в Главное военно-техническое управление (ГВТУ) письмо, в котором коротко охарактеризовал свой опыт в области авиации и сделал следующее предложение: «Первоначально я имею честь покорнейше просить дать мне заказ на 10 аппаратов Фарман № 4 учебного типа, так как для них я теперь могу иметь нужные материалы. Аппараты будут выполнены строго по данным чертежам и указаниям с наивозможной тщательностью в работе и выборе материалов». Надо сказать, что предложенный к постройке тип самолета был далеко не новым, но простым в изготовлении и эксплуатации. «Фарманы» этой модели широко использовались для обучения пилотов, и вполне вероятно, что запчасти именно к таким самолетам производил завод Адаменко, что позволило заявить о наличии нужных материалов. Реакции долго ждать не пришлось. 5 августа Воздухоплавательный отдел ГВТУ извещает Адаменко о согласии сделать заказ. Потирая руки в предвкушении коммерческого успеха, предприимчивый дворянин уже собирался в Петроград для подписания контракта и просил телеграфировать размер задатка для закупки полуфабрикатов. Но поездку пришлось отложить, поскольку у заказчика возникли сомнения в способности завода выполнить контракт. Потребовалось представить свидетельство старшего фабричного инспектора Таврической губернии, который отнес его к предприятиям 5-го разряда и подтвердил производственные возможности завода, находившегося по адресу «г. Карасубазар, собственный дом». Тем временем на завод прибыл назначенный наблюдающим за постройкой аэропланов капитан Макеев. В конце сентября из Одессы с завода Анатры прислали комплект чертежей «Фармана IV», а в октябре Адаменко получил первую партию необходимых проволоки и тросов. Наконец, 12 ноября 1915 г. был подписан контракт № 30033, предусматривавший поставку десяти самолетов «Фарман IV» по цене 4875 руб. В соответствии с принятой в России практикой, аппараты поставлялись без моторов и винтов. Обычно партии самолетов сдавали, используя 1-2 двигателя, которые по очереди устанавливали на подлежащие облету машины. Сроки выполнения заказа определялись довольно жесткие — к 6 января 1916 г. Вполне естественно, что недавно родившееся предприятие не смогло их выдержать — первые 5 самолетов представитель Центрального воздухоплавательного склада принял лишь 29 марта, а вторую партию передали Севастопольской авиашколе 24 июня 1916 г. Успешная, хоть и просроченная, поставка первой пятерки аэропланов дала возможность получить очередной заказ, который 6 апреля 1916 г. одобрила Исполнительная комиссия при военном министре. 28 апреля подписали контракт на поставку следующего десятка «Фарманов IV» по той же цене со сроком исполнения 4 месяца. В этот раз набравшийся опыта персонал завода сумел справиться с заданием, что называется, «тютелька в тютельку», представив самолеты военной приемке 28 августа. Благодаря этому, Адаменко смог избежать неприятной необходимости оплаты предусмотренной контрактом 10% неустойки за срыв сроков.
Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Следующим этапом в развитии производства на «Первом крымском аэропланном заводе» — так гордо теперь именовалось предприятие Адаменко — должен был стать выпуск учебного самолета «Фарман XVI». 25 ноября 1916 г. подписали контракт № 39849/17333, предусматривавший закупку сразу 25 таких аппаратов по цене 8460 руб. Сроки поставок определяли следующие: 10 самолетов — через 4 месяца, 5 — через 6, и последние 10 — через 8 месяцев после подписания контракта. «Фарман XVI» также не относился к новинкам авиатехники. В учебных заведениях был накоплен солидный опыт их эксплуатации, на основе которого представители Севастопольской и Кавказской авиашкол ходатайствовали о внесении в конструкцию ряда изменений — всего 14 пунктов (усилить костыль, изменить конструкцию крепления гондолы, усилить крепления сидений и хвостовой фермы и т.д.). Начальник Управления военного воздушного флота (УВВФ) генерал Пневский 3 января 1917 г. санкционировал внесение этих усовершенствований в конструкцию «Фарманов», подлежавших изготовлению на заводе в Карасубазаре. Примерно в то же время у Адаменко начались трения с военной приемкой. 31 декабря 1916 г. младший военный приемщик УВВФ по Южному району направил по инстанции рапорт о плачевном состоянии дел на предприятии. В нем отмечались теснота мастерских, их примитивное оборудование, а также отсутствие технического надзора со стороны администрации (на предприятии не работал ни один инженер), а также высказывались серьезные сомнения в том, что сроки поставок будут выдержаны. Очевидно, УВВФ высказало Адаменко соответствующие претензии, в ответ на которые он 17 января написал письмо, где отмечал, что работает в авиации с 1910 г. и наличие такого опыта вполне позволяет ему лично осуществлять технический надзор. Кроме того, излагал план расширения производственных мощностей, предполагавший постройку нового двухэтажного каменного корпуса размером 36x6 саженей [2], приобретение участка под склад и увеличение вдвое сборочного ангара. Но Адаменко не смог выдержать сроки поставок новых «Фарманов» — к техническим проблемам и трудностям со снабжением добавились «прелести» Февральской революции. 27 марта 1917 г. он направил в УВВФ письмо с прошением предоставить отсрочку на один месяц, мотивируя это тем, что, во-первых, не получены около десяти наименований комплектующих; во-вторых, ввиду усталости рабочих невозможно организовать сверхурочные работы; и, наконец, в-третьих, на предприятии наблюдалось «некоторое нарушение нормальности в работе ввиду переживаемых, самих по себе столь радостных, столь много светлого сулящих России, событий, в реагировании на которые рабочие, как единственная организованная группа в городе, не могли не принять самого активного участия».
Состояние дел на заводе Адаменко вызывало все возрастающее беспокойство заказчика, и 30 июня 1917 г. предприятие посетила комиссия в составе главного военного приемщика УВВФ полковника гвардии Мезенцева и начальника Симферопольского отделения Севастопольской авиашколы. Итоги проверки оказались неутешительными. Было отмечено, что обтяжка поверхностей строящихся «Фарманов» слаба, качество лакировки неудовлетворительное, а используемая древесина значительно тяжелее, чем необходимо. Кроме того, выяснилось, что самолеты не вполне отвечают стандарту, поскольку строились «Фарманы XVI» в Карасубазаре не по чертежам, а по образцу — поврежденному аппарату такого типа постройки завода Терещенко, чьи машины отличались многочисленными отклонениями от оригинала. Наконец, Адаменко обвинили в первоочередном исполнении заказов Черноморской гидроавиации в ущерб интересам УВВФ. Вероятно, выводы комиссии возымели «воспитательное воздействие», ибо 25 июля 1917 г. Адаменко наконец-то сдал заказчику первую пятерку «Фарманов XVI». 5 октября сдали еще 5 аппаратов, но судьба остальных пятнадцати повисла в воздухе. Несмотря на нараставший революционный бардак, некоторые государственные структуры, в том числе и УВВФ, продолжали работать как бы по инерции, и 23 ноября начальник этого ведомства разрешил Адаменко поставить оставшиеся «Фарманы XVI» до 20 апреля 1918 г. с удержанием причитающейся по контракту неустойки. После этого решения Василий Федорович воспрянул духом и сделал попытку получить следующий заказ, благоразумно решив вернуться к более простой модели. 30 ноября 1917 г. он направил в УВВФ заявление о готовности построить 15 «Фарманов IV» с поставкой первых пяти через 4 месяца после подписания контракта и остальных — через 6 месяцев. К заявлению была приложена калькуляция, определявшая стоимость одного «Фармана» в 17 721 руб. Но ответ из Управления был неутешительным, хотя и вполне логичным с точки зрения текущего политического момента: Воздушный флот не намеревается в ближайшее время делать новые заказы и уж тем более не нуждается в столь устаревших самолетах. 31 января 1918 г. Первый крымский аэропланный завод посетила очередная комиссия, составившая детальный отчет о его состоянии. Было отмечено, что предприятие располагает следующими отделениями: слесарным, токарным, кузнечным, автогенно-сварочным, деревообделочным, малярным, обойным, никелировочным, литейным и сборочным. Станочный парк состоял из 24 металлообрабатывающих станков и 12 — деревообделочных, еще 11 единиц оборудования хранились на складе ввиду отсутствия производственных площадей для их установки. Велось строительство нового двухэтажного каменного корпуса под деревообделочное отделение и склад материалов, но для завершения этого объекта требовалось около 100 000 руб., а такими средствами предприятие не располагало. Главным источником энергии служил паровой локомобиль «Ланц» мощностью 30 л.с. [3], кроме того, имелись 2 резервных нефтяных мотора. Особо отмечалось отсутствие подъездной железнодорожной ветки, ввиду чего снабжение велось исключительно гужевым транспортом. На предприятии трудились 104 рабочих и 10 служащих, причем их жалованье комиссия оценила как очень низкое — квалифицированные рабочие получали от 6 до 9 руб. в день, подсобные — от 1 руб. 25 коп. до 4 руб. 50 коп. Кроме заказа УВВФ, завод Адаменко выполнял на тот момент контракт на поставку Гидроавиации Черного моря лодок и поплавков для гидросамолетов (из заказанных десяти комплектов пять уже были сданы, остальные находились в работе), а также текущие заказы на запчасти для авиаотряда Евпаторийской школы летчиков-наблюдателей.
_______________________________ [1] Все даты приведены по старому стилю. [2] 1 сажень — 2м 134 мм. [3] Паросиловая установка. Проект Retroplan.RU выражает признательность автору статьи за любезно предоставленные для электронной публикации материалы. |
|
|
![]() | |